СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-содержательный анализ результатов КЕГЭ по информатике в 2022 году

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерный единый государственный экзамен (КЕГЭ) по информатике представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-содержательный анализ результатов КЕГЭ по информатике в 2022 году»



Предметно-содержательный анализ результатов

КЕГЭ по информатике в 2022 году

МБОУ СОШ №5



Компьютерный единый государственный экзамен (КЕГЭ) по информатике представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512.

Появлялись новые формулировки к уже существующим заданиям, частично менялись критерии оценивания развернутых заданий, вместо языка Си теперь в КИМ язык С++. Но глобальных изменений не происходило.

Второй год подряд экзамен по информатике сдается в новой форме, проходил в компьютерной форме (КЕГЭ). Но это не значит, что все задания нужно было решать только на компьютере. Часть заданий сохранилась с прошлых лет, и их необходимо решать «вручную». На экзамене можно использовать текстовый редактор, редактор электронных таблиц и среды для программирования, а это значит, что вычисления также можно будет выполнять на компьютере. 

В КИМ КЕГЭ в 2022 году включены задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий. Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме).


Изменения коснулись заданий по программированию

1. Раньше нужно было написать фрагмент программы или полную программу в заданиях с развернутым ответом, чтобы ее могли оценить на правильность и эффективность. Теперь нужно написать программу и в ответе указать числа, которые выведет эта программа при определенных входных данных.

2. Увеличилось количество заданий, где необходимо самому писать программный код — раньше было всего 2 задания, теперь 6. Также убрали один язык программирования — Бейсик. Теперь на экзамене вам доступны четыре языка программирования для решения заданий, где программный код уже дан: Паскаль, Алгоритмический язык, Python и C++. А для того, чтобы самостоятельно написать программу, можно использовать языки C# и Java — или один из вышеперечисленных.

3. Появились новые задания на поиск данных в текстовом документе и на работу с электронными таблицами. Для таких заданий будут прилагаться уже готовые файлы, в которых что-то нужно будет найти или посчитать.

4. Большое задание по Теории игр теперь разбили на три отдельных задания, которые соответствуют пунктам старого задания 26.

5. Также на ЕГЭ нам нет больше логических уравнений, которые всегда были одним из самых проблемных заданий на экзамене.



О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-24 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 25, 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 30 первичных баллов. 

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях, а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Заданий по логике стало в два раза меньше. Теперь логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть задании (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями. Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций.

Информационные модели

С заданиями 1, 3 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами, а также с масками файлов.

Информация и кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование.

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

На ЕГЭ 2021 все задания с кратким ответом, больше не нужно писать подробные объяснения по теории игр и сдавать программный код на проверку на бумаге. Но это не значит, что все задания идентичны. Посмотрим, какие именно типы заданий встретятся на экзамене.

Задания, которые нужно решать «вручную»

Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые придется решать, как раньше — то есть на бумаге. Это задания 1-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. За каждое задание можно получить 1 балл.

Задания, которые решаются с помощью компьютера

Все такие задания бывают трех типов:

  1. Работа с предложенным файлом

  2. Создание программы

  3. Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл

Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 9, 10 и 18. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц. За каждое задание можно получить по 1 баллу.

Создать программу понадобится в заданиях 16, 17 и 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За 16 и 17 задания можно получить по 1 баллу, за задание 25 — 2 балла.

Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 24, 26 и 27. Задания 26 и 27 похожи на старое задание 27, где нужно было написать эффективную программу. Только теперь никто не будет проверять эффективность кода. Главное — узнать, что выведет программа при определенных данных. За задание 24 вы можете получить 1 балл, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.



Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединённых в следующие тематические блоки: «Информация и её кодирование», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Системы счисления», «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов», «Программирование», «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», «Обработка числовой информации», «Технологии поиска и хранения информации».

Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.

Работа содержит как задания базового уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные требованиями базового уровня освоения основной образовательной программы, задачи повышенного и высокого уровней сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные требованиями профильного уровня. Количество заданий в варианте КИМ должно, с одной стороны, обеспечить всестороннюю проверку знаний и умений выпускников, приобретённых за весь период обучения по предмету, и с другой стороны, соответствовать критериям сложности, устойчивости результатов, надёжности измерения. Структура экзаменационной работы обеспечивает оптимальный баланс заданий разных типов и разновидностей, трёх уровней сложности, проверяющих знания и умения на трёх различных уровнях: воспроизведения, применения в стандартной ситуации, применения в новой ситуации. Проверка практических навыков решения учебных задач с помощью компьютера обеспечивается набором заданий, для выполнения которых экзаменуемому необходимо воспользоваться редактором электронных (динамических) таблиц, текстовым редактором или средой программирования на одном из универсальных языков программирования высокого уровня.

Содержание экзаменационной работы отражает значительную часть содержания предмета. Всё это обеспечивает валидность результатов экзамена и надёжность измерения.

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 27 заданий, различающихся уровнем сложности и необходимым для их выполнения программным обеспечением.

В работу входят 9 заданий, для выполнения которых, помимо тестирующей системы, необходимо специализированное программное обеспечение (ПО), а именно редакторы электронных таблиц и текстов, среды программирования.

Ответы на все задания представляют собой одно или несколько чисел или последовательности символов (букв или цифр).

Распределение заданий экзаменационной работы по способу выполнения (с использованием специализированного ПО / без использования) представлено в таблице 1.


Таблица 1 Распределение заданий по использованию специализированного ПО

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

Используется специализированное ПО

9

12

40

Не используется специализированное ПО

18

18

60

Итого

27

30

100


Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице 2.

Таблица 2 Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса информатики и ИКТ

Содержательные разделы

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

1

Информация и её кодирование

3

3

10

2

Моделирование и компьютерный эксперимент

2

2

7

3

Системы счисления

1

1

3

4

Логика и алгоритмы

8

9

30

5

Элементы теории алгоритмов

6

7

23

6

Программирование

2

3

10

7

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей

1

1

3

8

Обработка числовой информации

2

2

7

9

Технологии поиска и хранения информации

2

2

7

Итого

27

30

100



В КИМ заданиями базового и повышенного уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на базовом уровне:

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных.

В КИМ заданиями повышенного и высокого уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на профильном уровне:

  • владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  • владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  • умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  • владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  • владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.

Нижеперечисленные предметные результаты освоения основной образовательной программы вследствие специфики формата государственного экзамена проверяются косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета. Таким образом, в КИМ по информатике и ИКТ проверяется достижение следующих предметных результатов базового и профильного уровней освоения основной образовательной программы:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  • сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  • сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики.

В КИМ проверяются следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

В КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить тематическую задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации. КИМ содержат 11 заданий базового уровня сложности, 11 заданий повышенного уровня и 5 заданий высокого уровня сложности. Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60. Предполагаемый процент выполнения заданий высокого уровня – менее 40.

Таблица 3 Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

Базовый

11

11

37

Повышенный

11

11

37

Высокий

5

8

26

Итого

27

30

100

Перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ, утверждён приказом МП России и Рособрнадзора. Для выполнения работы необходим компьютер с установленной на нём операционной системой, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования на языках: Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python.

Всего заданий – 27; из них по уровню сложности: Б – 11, П – 11, В – 5.

Максимальный первичный балл за работу – 30.

Общее время выполнения работы – 235 мин КЕГЭ по информатике в МБОУ СОШ №5 сдавали 2 выпускника: Дроздов Е., Лагунов Е.

Таблица 4. Результаты сдачи ЕГЭ в МБОУСОШ №5 2022 г.

Фамилия

Имя

Отчество

Задания с кратким ответом

Первичный балл

Балл

Дроздов

Евгений

Олегович

+-+--+------+-----+--+---00

6

40

Лагунов

Евгений

Олегович

++++++++++++++++++++++++-20

26

93

Средний балл 66

Минимальная граница 40

Средний балл по России: 59,5

Средний бал по Печенгскому округу:


Высокий результат показал Лагунов Е., набрав на КЕГЭ 93 балла!

Таблица 6. Поэлементный анализ результатов ЕГЭ в МБОУ СО №5

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Проверяемые элементы содержания

Коды прове-

ряемых

элементов со-

держания

(по коди фикатору)

Коды проверяемых

требований к

уровню подго-

товки (по кодификатору)

Уровень сложности задания

Требуется использование специализированного про-

граммного обеспечения

Макс. балл за выполнение задания

Результат выполнения балл

% выполнения

1

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

1.3.1

1.2.2

Б

нет

1

2

100%

2

Умение строить таблицы истинности и логические схемы

1.5.1

1.1.6

Б

нет

1

1

50%

3

Знание о технологии хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных

3.5.1.

2.2

Б

нет

1

2

100%

4

Умение кодировать и декодировать информацию

1.1.2

1.2.2

Б

нет

1

1

50%

5

Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд

1.6.3

1.1.3

Б

нет

1

1

50%

6

Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания

1.7.2

1.1.4

Б

нет

1

2

100%

7

Умение определять объём памяти, необходимый для хранения графической и звуковой информации

3.3.1

1.3.2

Б

нет

1

1

50%

8

Знание о методах измерения количества информации

1.1.3

1.3.1

Б

нет

1

1

50%

9

Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах

3.4.1

1.1.1

Б

да

1

1

50%

10

Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора

3.5.2

2.1

Б

да

1

1

50%

11

Умение подсчитывать информационный объём сообщения

1.1.3

1.3.1

П

нет

1

1

50%

12

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

1.6.2

1.2.2

П

нет

1

1

50%

13

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

1.3.1

1.2.1

П

нет

1

2

100%

14

Знание позиционных систем

счисления

1.4.1

1.1.3

П

нет

1

1

50%

15

Знание основных понятий и законов математической логики

1.5.1

1.1.7

П

нет

1

1

50%

16

Вычисление рекуррентных выражений

1.5.3

1.1.3

П

да

1

1

50%

17

Умение составить алгоритм и записать его в виде простой программы (10–15 строк) на языке программирования

1.7.2

1.1.5

П

да

1

1

50%

18

Умение использовать электронные таблицы для обработки целочисленных данных

3.4.3

1.1.1

П

да

1

1

50%

19

Умение анализировать алгоритм логической игры

1.5.2

1.1.3

Б

нет

1

2

100%

20

Умение найти выигрышную стратегию игры

1.5.2

1.1.3

П

нет

1

1

50%

21

Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и найти выигрышную стратегию

1.5.2

1.1.3

В

нет

1

1

50%

22

Умение анализировать алгоритм, содержащий ветвление и цикл

1.6.1

1.1.4

П

нет

1

2

100%

23

Умение анализировать результат исполнения алгоритма

1.6.2

1.1.3

П

нет

1

1

50%

24

Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки символьной информации

1.5.2

1.1.3

В

да

1

1

50%

25

Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки целочисленной информации

1.6.3

1.1.5

В

да

2

0

0%

26

Умение обрабатывать целочисленную информацию с использованием сортировки

1.5.6

1.1.3

В

да

2

1

50%

27

Умение создавать собственные программы (20–40 строк) для анализа числовых последовательностей

1.6.3

1.1.5

В

да

2

0

0%


Дроздов Е. прошел порог, набрав 40 баллов. Были допущены ошибки при выполнении заданий по темам:

  • Знание о методах измерения количества информации (Базовый уровень)

  • Умение анализировать алгоритм логической игры (Базовый уровень)

  • Знание о технологии хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных (Базовый уровень)

  • Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд (Базовый уровень)

  • Умение подсчитывать информационный объём сообщения (Повышенный уровень)

  • Знание основных понятий и законов математической логики (Повышенный уровень)

В целом, в сравнении с результатами экзамена прошлого года, выпускник 11 класса 2022 года Лагунов Е. показал высокий результат (93 балла) и успешно справился с большинством заданий, показав результат выше среднего балла по России (59,5 балла). Однако допущены ошибки при выполнении заданий № 25,26,27, требуются навыки высокого опыта программирования.


Рекомендации и выводы:

  • Провести анализ результатов КЕГЭ по информатике и затруднений, возникших при выполнении заданий, в разрезе образовательных организаций;

  • Для начала необходимо оценить текущий уровень знаний. Пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена.

  • Если нет умений программирования, необходимо заняться этим с самого начала учебного года. Повторение языков программирования необходимо осуществлять систематически в течение всего учебного года. Задания на программирование приносят 11 первичных баллов из 30, это достаточно много.

  • Внедрять в практику преподавания предмета проектную, исследовательскую, творческую деятельность;

  • Усилить подготовку выпускников к КЕГЭ путем обеспечения вариативности решаемых текстовых задач по каждому разделу информатики (различные варианты формулировки условий);

  • При организации подготовки обучающихся к КЕГЭ уделять внимание оформлению бланков ответа, анализу текста задания, инструкции по выполнению заданий, регулярно заниматься, уделяя время и теории, и практике.

  • При подготовке использовать Тренажёр ЕГЭ по информатике в компьютерной форме - kege.rustest.ru Разработана Демонстрационная версия Станции КЕГЭ, которая размещена в открытом доступе на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования».




12 июля 2022 г. Александрова З.В. _______________________

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!