СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление информации»

Тема: «Представление информации»

Класс: 7 класс

Цель:

  • Определяет понятия «Знак», «Знаковая система», «Естественные языки», «Формальные языки»;

  • Называет формы представления информации;

  • Приводит примеры знаков;

  • Сравнивает естественные и формальные языки.

Задачи:

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, экран, доска, презентация PowerPoint к уроку.

План урока

    1. Организационный момент (1 мин)

    2. Подготовка учащихся к усвоению материала

а) актуализация опорных знаний (2 мин)

б) активное целеполагание (3 мин)

    1. Изучение нового материала (15 – 20 мин)

    2. Закрепление нового материала (8 – 10 мин)

    3. Подведение итогов урока (3 – 5 мин)

    4. Рефлексия (2-3мин)

    5. Домашнее задание (1-2 мин)

Ход урока

        1. Организационный момент.

Приветствие.

Вступительная речь: Начнем наш урок с эпиграфа «С малой удачи начинается большой успех». И я вам желаю удачи во всех ваших начинаниях.


  1. Подготовка учащихся к усвоению материала.

а) актуализация опорных знаний.

Для того чтобы определить тему нашего урока, вам нужно подумать и отгадать. На доске вы видите ребусы, которые сейчас мы будем вместе разгадывать.

1 ребус (представление)

2 ребус (информация)

И как называется тема нашего урока? (Представление информации).

б) активное целеполагание.

На доске вы видите название темы и слова «помощники»: определим, назовем, приведем, сравним. Давайте сформулируем цели нашего урока с помощью этих слов. (Домысливание)


  1. Изучение нового материала.

Полученную информацию человек должен зафиксировать каким-нибудь образом в материальной форме для сохранения и передачи другому человеку.  Для этого использует разнообразные знаки.

Знак представляет собой заменитель объекта – предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Если форма знака обозначает понятие или даже целое сообщение, то знаки называют пиктограммами (рис. 1). Пиктограммы пришли к нам от первобытных людей. Пиктографическая символика часто используется и в наше время. Например, дорожные знаки.

 


Рис. 1.
Если связь между формой и значением знака устанавливается по доверенности, то такие знаки называют символами (рис. 2). Например, при письменной форме человек использует буквы, цифры, точки, запятые или другие знаки.

Рис. 2.

Люди используют не только знаки, но и знаковые системы. Например, такой знаковой системой является язык, который человек использует для выражения своих мыслей, при общении с другими людьми.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в нее знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Общение между людьми проходит в устной или письменной форме при использовании различных знаков. 

Устная речь складывается у нас из звуковых знаков, которые называются фонемами. Из них складываются слоги, затем слова, а в конечном результате — фразы. 

Письменность складывается с помощью отдельной буквы или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой

Так же еще встречаются слоговая и идеографическая письменность. Слоговая письменность используется в Японии (один значок обозначает целый слог). А идеографическая письменность — в Китае (отдельные значки используются для обозначения слов). 

Человеческая речь и письменность очень связанны со словом «язык». Существуют два типа языков:

  • естественные языки;

  • формальные языки.

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками.

К естественным языкам относят китайский, английский, русский, французский и другие языки.  То есть языки, которые используются для общения с людьми.

Формальный язык – это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл.

Формальные языки применяются специалистами в профессиональной деятельности. К ним относятся математические системы, химические символы, нотная грамота, языки программирования и многое другое. 

Каждый человек представляет информацию разными способами: в знаковой или образной форме. 

В знаковой форме человек воспринимает информацию в виде текста на естественном языке в устной или письменной форме, а также символов формального языка (ноты, числа, дорожные знаки и другие). 

В образной форме человек воспринимает информацию в виде графической формы (чертежи, рисунки, диаграммы и т.д.).

Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.

  1. Закрепление нового материала.

  • Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.

  • Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.

  • К какому типу письменности (буквенно-звуковому, слоговому, идеографическому) относится письменность англичан; немцев; французов; испанцев?

  • Сравните естественные и формальные языки:

а) по сфере применения;

б) по правилам оперирования знаками языка.

  • Представление информации с помощью знаков:

  1. Подведение итогов урока.

Самое главное:

  • Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует ее с помощью знаков.

  • Язык – знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки.

  • Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.

  • Представление информации на каком-любо языке или в образной форме называют кодированием.

Что было самым важным на уроке?

Что для тебя (вас) было легко (трудно)?

Довольны ли вы своей работой?


  1. Рефлексия.

Давайте поиграем в игру «Хочу спросить». Каждый из вас задает вопрос по теме, начиная со слов «Хочу спросить…». Мы вместе отвечаем на него. И на полученный ответ каждый сообщает свое отношение «Я удовлетворен…» или «Я не удовлетворен, потому что…».


  1. Домашнее задание.

Учебник п 1.4. – читать, стр. 35-36 отвечать устно на вопросы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!