Преодоление снижения интереса обучающихся к учебным занятиям через проведение нетрадиционных уроков. (Слайд 1)
В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. (Слайд 2) Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им всё интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
(Слайд 3) Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.
В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок».
(Слайд 4) Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление, правильный шаг в демократизации школы, средство повышения интереса к учебным предметам и познавательной активности обучающихся. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. (Слайд 5,6) Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.
(Слайд 7) Нестандартные уроки отличают следующие особенности:
наличие творческой деятельности;
наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;
наличие необычных элементов, условий работы;
наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.
(Слайд 8) Принципы проведения нестандартных уроков:
отказ от шаблонов в организации урока;
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;
применение различных форм групповой работы;
основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
- использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.
(Слайд 9) Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.
Первый период – подготовительный. Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)
Второй период – урок, в структуре которого:
1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;
2) сообщение нового материала;
3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.
Третий период – анализ урока, где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.
(Слайд 10) Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:
учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;
форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;
создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;
используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.
(Слайд 11) Педагогу, планирующему проведение нестандартного урока, следует обратить внимание на то, что:
нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;
нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;
при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;
рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.
Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:
направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;
отличаются уровнем сложности;
имеют практическую значимость и межпредметное содержание;
занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;
- имеют неожиданный результат.
Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Они больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. (Слайд 12)