СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ 11 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку. Практикум"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Анализ 11 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку. Практикум" предназначена для сопровождения урока, на котором выполняется тестовая часть ОГЭ и подробно разбираются алгоритмы написания сочинений форматов 9.2 и 9.3.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ 11 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку. Практикум"»

Анализ  варианта ОГЭ № 11. Практикум 9 класс

Анализ варианта ОГЭ № 11. Практикум

9 класс

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст.

(1)В настоящее время большинство специалистов-нефтяников являются сторонниками гипотезы об органическом происхождении нефти. (2)Они считают, что органические остатки вместе с глинистым материалом образовали желатиноподобный ил - сапропель, накапливавшийся на дне замкнутых и полузамкнутых бассейнов и прибрежных частей открытых морей. (3)Затем изменился режим бассейнов и началось отложение песков, илов и иных осадков. (4)Так сапропелевый материал оказывался погребённым. (5)В захороненном состоянии в нём под влиянием давления и повышенной температуры продолжалось разложение. (6) И постепенно органическое вещество превратилось в нефть.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) большинство специалистов-нефтяников являются (предложение 1)

2) органические остатки образовали сапропель (предложение 2)

3) изменился режим бассейнов (предложение 3)

4) материал оказывался погребённым (предложение 4)

5) продолжалось разложение (предложение 5)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Опершись (1)на лыжные палки(2) долго любуешься(3) как шустрые птички клювиками теребят шишки(4) выбирая из них семена(5) как (6) кружась в воздухе(7) тихо сыплются (8)на снег лёгкие шелушинки.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Опершись (1)на лыжные палки(2) долго любуешься(3) как шустрые птички клювиками теребят шишки(4) выбирая из них семена(5) как (6) кружась в воздухе(7) тихо сыплются (8)на снег лёгкие шелушинки.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 4. Синтаксический анализ . Замените словосочетание «пшеничное поле» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .  Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «пшеничное поле» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .

Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ - НЕ с полным прилагательным всегда пишется раздельно 2) СДЕЛАЙ-КА – частица -КА с глаголами пишется через дефис  3) МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано 4) НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) - отглагольное прилагательное с приставкой совершенного вида пишется с одной буквой Н 5) ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ - НЕ с полным прилагательным всегда пишется раздельно

2) СДЕЛАЙ-КА – частица -КА с глаголами пишется через дефис

3) МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано

4) НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) - отглагольное прилагательное с приставкой совершенного вида пишется с одной буквой Н

5) ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Борис стремился спасти пленных немцев от гибели. 2) Солдат, стрелявший в пленных немцев, потерял всех родных и близких. 3) Раненый старший сержант сочувствовал пожилому немцу с обмороженными руками. 4) Борис одобрял действия солдата в маскхалате по отношению к немцам. 5) Когда началась стрельба, пленные стояли как вкопанные, не двигаясь с места

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Борис стремился спасти пленных немцев от гибели.

2) Солдат, стрелявший в пленных немцев, потерял всех родных и близких.

3) Раненый старший сержант сочувствовал пожилому немцу с обмороженными руками.

4) Борис одобрял действия солдата в маскхалате по отношению к немцам.

5) Когда началась стрельба, пленные стояли как вкопанные, не двигаясь с места

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 7. Анализ средств  выразительности.  Укажите варианты ответов, в которых средством   выразительности речи является сравнение . 1)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными  глазами. 2) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого  табака. 3) Вспугнутым вороньем загорготали пленные, бросаясь  врассыпную. 4)В корыте смешалась и загустела кровь разных  людей. 5)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в  огонь.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством

выразительности речи является сравнение .

1)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами.

2) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака.

3) Вспугнутым вороньем загорготали пленные, бросаясь

врассыпную.

4)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

5)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. 8. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову КРИЧАТЬ (предложение 18). Напишите этот синоним.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову КРИЧАТЬ (предложение 18). Напишите этот синоним.

Исходный текст (вариант 11)

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода. (2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

(6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

(8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата. (11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а

другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньем загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

(15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

(22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

(33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

Исходный текст (вариант 11)

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

(39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»

(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы. (54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал

козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

(По В. Астафьеву*)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР.

Сочинение в формате 9.2 ОГЭ (вариант 11) 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете фрагмент текста: «А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение в формате 9.2 ОГЭ (вариант 11)

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете фрагмент текста: «А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Тезис Профессия врача, а тем более военного врача, предполагает гуманное отношение ко всем больным и раненым, независимо от того, свой это человек или чужой, друг или враг. Человечность, отзывчивость, жалость, сострадание, гуманное отношение к людям, испытывающим боль – это те качества, которые всегда отличали и отличают настоящих врачей. А на войне часто бывало, что в одном медсанбате оказывались враги. Они были врагами на поле боя, а боль и страдания их объединяли и делали просто людьми. И этим людям оказывали помощь врачи и медицинские сёстры.

Сочинение 9.2. Тезис

Профессия врача, а тем более военного врача, предполагает гуманное отношение ко всем больным и раненым, независимо от того, свой это человек или чужой, друг или враг. Человечность, отзывчивость, жалость, сострадание, гуманное отношение к людям, испытывающим боль – это те качества, которые всегда отличали и отличают настоящих врачей. А на войне часто бывало, что в одном медсанбате оказывались враги. Они были врагами на поле боя, а боль и страдания их объединяли и делали просто людьми. И этим людям оказывали помощь врачи и медицинские сёстры.

Пример-аргумент № 1 (9.2) Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

Пример-аргумент № 1 (9.2)

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

Пример-аргумент № 2 (9.2) Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому  немцу. (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою?

Пример-аргумент № 2 (9.2)

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

(39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою?

Сочинение в формате 9.3 ОГЭ (вариант 10) 9.3 Как Вы понимаете значение слова Месть ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое месть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять два примера из текста . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение в формате 9.3 ОГЭ (вариант 10)

9.3 Как Вы понимаете значение слова Месть ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое месть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять два примера из текста . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3. Тезис  Месть – это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за обиду, оскорбление, унижение человеческого достоинства, ущерб. – определение . Синонимами этого слова являются книжное, высокое слово «возмездие» и разговорное «расплата». Месть бывает благородной и оправданной, если мстят за поруганную честь, за Родину, за погибшего друга. Но бывает месть проявлением слабости духа, выражением бессилия и безысходности, спонтанным и бессмысленным выражением жестокости. Всё зависит от обстоятельств, мотивов и психологического состояния человека. - комментарий

Сочинение 9.3. Тезис

Месть – это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за обиду, оскорбление, унижение человеческого достоинства, ущерб. – определение .

Синонимами этого слова являются книжное, высокое слово «возмездие» и разговорное «расплата». Месть бывает благородной и оправданной, если мстят за поруганную честь, за Родину, за погибшего друга. Но бывает месть проявлением слабости духа, выражением бессилия и безысходности, спонтанным и бессмысленным выражением жестокости. Всё зависит от обстоятельств, мотивов и психологического состояния человека. - комментарий

Пример-аргумент № 1(9.3) Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

Пример-аргумент № 1(9.3)

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

Пример-аргумент № 2 (9.3) Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

Пример-аргумент № 2 (9.3)

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

Заключение (9.3) Таким образом , Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости. Чувство мести разрушительно воздействует на психику человека.

Заключение (9.3)

Таким образом , Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости. Чувство мести разрушительно воздействует на психику человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!