СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Артикуляционная гимнастика.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика. Презентация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Артикуляционная гимнастика.»

Артикуляционная гимнастика Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ. Учителя – логопеды: МБДОУ Детский сад №3 «Соловушка» Лазарева Е.В. Жарких О.Г.

Артикуляционная гимнастика

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Учителя – логопеды: МБДОУ Детский сад №3 «Соловушка» Лазарева Е.В.

Жарких О.Г.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков.

  • Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
 Перед всеми специалистами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
  • Перед всеми специалистами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения.
  • Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  Артикуляционная гимнастика  — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе .

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе .

Самомассаж Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения Упражнения для формирования воздушной струи Палочки -помогалочки Логопедические куклы. Муляжи. Сказочные истории из жизни язычка Встречи с героями весёлых полянок Упражнения - стихокомплексы Использование ИКТ Театрализация Рисунки- подсказки Картинки-образы Нетрадиционные упражнения 6

Самомассаж

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения

Упражнения для формирования воздушной струи

Палочки -помогалочки

Логопедические куклы. Муляжи.

Сказочные истории из жизни язычка

Встречи с героями весёлых полянок

Упражнения - стихокомплексы

Использование ИКТ

Театрализация

Рисунки- подсказки Картинки-образы

Нетрадиционные упражнения

6

Данная игрушка во время логопедических занятий ,позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения.  У игрушки четко обозначены, рот, язык.
  • Данная игрушка во время логопедических занятий ,позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык.
НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ  Данные упражнения: снимают напряжение мышц шеи и плеч; вызывают прилив крови к речевым органам; являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
  • НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ Данные упражнения:
  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;

вызывают прилив крови к речевым органам;

  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
  • Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
Упражнения - стихокомплексы Широка Нева – река,  И улыбка широка.  Зубки все мои видны –  От краёв и до десны. Наши губки улыбнулись,  Прямо к ушкам потянулись.  Ты попробуй «ииии» скажи  Свой заборчик покажи!  Тянуть губы прямо к ушкам  Очень нравится лягушкам.  Улыбаются, смеются,  А глаза у них, как блюдца.

Упражнения - стихокомплексы

Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «ииии» скажи Свой заборчик покажи! 

Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца.

В гости к нам пришел слоненок –  Удивительный ребенок.  На слоненка посмотри –  Губы хоботом тяни! Подражаю я слону — губы хоботом тяну.  А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

В гости к нам пришел слоненок – Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Отдохнул и потянулся,  Влево, вправо повернулся,  Вот так, вот так:  Тик-так, тик-так.

Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так, вот так: Тик-так, тик-так.

«Пусть язык наш отдыхает,  Пусть немножко подремает».   Язык лопаточкой лежит  И нисколько не дрожит.  Мы иголочкой потом  Язык потянем остриём.

«Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает».

  Язык лопаточкой лежит И нисколько не дрожит. Мы иголочкой потом Язык потянем остриём.

На качелях я лечу:  Вверх – вниз, вверх – вниз.  Я пою, лечу, кричу:  Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях я лечу: Вверх – вниз, вверх – вниз. Я пою, лечу, кричу: Вверх – вниз, вверх – вниз.

Рисунки –подсказки. Картинки – образы. Схемы.

Рисунки –подсказки. Картинки – образы. Схемы.

КАК ПРОВЕСТИ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ГРУППОЙ ДЕТЕЙ?  Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так: Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок. Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения. Далее дети выполняют движение. Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения. Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

КАК ПРОВЕСТИ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ГРУППОЙ ДЕТЕЙ? 

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.

Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.

Далее дети выполняют движение.

Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА? 

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет  все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет  также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая —  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет  уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет  акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

  Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми? Проводить гимнастику нужно  ежедневно.  Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими. Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой. Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно.

  Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно  ежедневно.  Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно.

Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку! Артикуляционная гимнастика  приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаем Вам успехов!

Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Артикуляционная гимнастика  приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаем Вам успехов!

Спасибо за внимание!!!

Спасибо

за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!