УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
для обучающихся 1 курса профессий «Слесарь по ремонту строительных машин»
Подготовил преподаватель физики
ГОАУ НПО ЯО ПЛ №33 п. Семибратово
Бруннер
Наталия Александровна
2014 г.
Цель урока – закрепить знания об основных видах состояния вещества и их свойствах
Задачи урока:
- составить общее представление о воде и её свойствах;
- закрепить и систематизировать ЗУН-ы, полученные при изучении темы «Состояния вещества»;
- применить знания при объяснении явлений, происходящих в природе;
- повторить формулы для расчета количества теплоты при различных процессах;
- продуктивно работать в группах.
Мировой океан - 97,54 % земной воды,
Ледники — 1,81 %,
Подземные воды — около 0,63 %,
Реки и озера — 0,009 %,
Материковые соленые воды — 0,007 %,
Атмосфера — 0,001 %.
Количество воды в организме взрослого человека
составляет около 65%
71 % поверхности Земли
покрывает вода
Состояние - жидкость
Молярная масса - 18,01528 г/моль
Плотность - 0,9982 г/см³
Скорость звука в веществе - 1348 м/с
Температура плавления - 0 °C
Температура кипения - 100°C
Систематическое наименование Оксид водорода
Традиционные названия Вода
Химическая формула Н2О
Задание 1 группа – начертить графики фазовых переходов воды от кристаллического состояния до кипения 2 группа – начертить графики фазовых переходов воды от кипения до кристаллического состояния
1 группа -40˚С - 0˚С – нагревание льда 0˚С - плавление льда 0˚С - 100˚С - нагревание воды до кипения 100˚С – кипение воды
2 группа 100˚С - 0˚С – остывание воды 0˚С - отвердевание воды
0˚С - -40˚С - охлаждение льда
-40˚С – лёд
График фазовых переходов воды
Задание
Остров величин
Остров формул
Q = L∙m
Q = λ ∙ m
Q = m ∙ c ∙ Δt
φ =(p/p н )∙100%
Е пов = σ∙S
p н
Е пов
σ
Δt
Q
c
L
p
m
S
Q
m
m
100%
λ
Q
φ
Задание - Задача на теплообмен Готовя пищу, полярники используют воду, полученную из расплавленного льда. Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить лед массой 20 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда равна (-10 С).
Дано:
Решение:
m л =20 кг
t 1 = -10 C
c в = 4200 Дж/кг С
с л = 2100 Дж/кг С
л = 330 10 3 Дж/кг
1) Нагревание льда от -10 С до 0 С
Q 1 = с л m t
Q 1 = 2100 Дж/кг С 20 кг (0 С – (-10 С)) =
= 420000 Дж = 42 10 4 Дж
2) Плавление льда при 0 С
Q 2 = m
Q 2 =330 10 3 Дж/кг 20 кг = 6600000 Дж = 660 10 4 Дж
3) Нагревание воды от 0 С до 100 С
Q 3 = с в m t
Q 3 = 4200 Дж/кг С 20 кг (100 С - 0 С) =
= 8400000 Дж = 840 10 4 Дж
4) Общее количество теплоты
Q = Q 1 + Q 2 + Q 3
Q = 42 10 4 Дж + 660 10 4 Дж + 840 10 4 Дж =
= (42 + 660 + 840) 10 4 = 1542 10 4 Дж
Ответ: Q = 1542 10 4 Дж
Найти: Q
Задание
Догадайтесь, что за эксперимент, проведите его, объясните данные физические явления.
Задание Блиц опрос
- Зонты, плащи, непромокаемые ткани
- Высыхание белья на улице зимой
- Перемещение береговых пауков и водомерок,«Гидроизоляция» водоплавающих птиц
- Возникновение града из грозовых облаков
- Водонепроницаемость сена в стогах, соломенных крыш, листьев растений
- Невозможность муравью напиться из капли воды
- Передвижение влаги в почве и других пористых телах
- Форма шара жидкости в свободном состоянии
- Какой пар находится в закрытом сосуде?
- Какой пар преобладает над открытыми водоёмами?
- Как изменится температура воздуха вблизи реки во время ледохода?
- Как изменится температура воздуха во время снегопада?
Тормозная жидкость – рабочая жидкость, применяемая в различных гидравлических системах автомобилей. Применение : в гидроприводах тормозной системы и сцепления, а также применяются в качестве рабочей жидкости для централизованной гидравлической системы и гидроусилителя рулевого механизма.
- Текучесть при низких температурах
- Сохранение вязкости при высоких температурах и хорошие смазывающие свойства
- Стабильность
- Высокая температура кипения
- Гигроскопичность
- Смешиваемость
Сравнительная таблица «Свойства жидкостей, применяемых для охлаждения двигателя»
ТОСОЛ
ВОДА
t зам = -40 C …-70 C
t зам = 0 C
t кип = 108 C … 112 C
t зам = 100 C
Теплоёмкость
2,9 кДж/кг °С
Теплоёмкость
4,2 кДж/(кг °С)
Коэффициент теплопроводности кДж/(ч*м*°С)
0,955
Коэффициент теплопроводности кДж/(ч*м*°С)
2,179
Вязкость при 20°С, мм 2 /с
19-20
Вязкость при 20°С, мм 2 /с
1
Большая текучесть
Малая текучесть
Смазочные свойства присутствуют
Не обладает смазочными свойствами
Задание
Представить
творческую работу
Какое настроение было у Вас на уроке?
- Конспекты в тетради
- Ответить на вопросы:
- Как пронести воду в решете?
- Можно ли выйти из воды сухим?
- Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?
Использованные источники
1. Физика. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.- М.:Мнемозина, 2008. – 272с.
2. Физика 10 класс: учеб. Базового уровня для общеобразовательных учебных заведений. -2-е изд. – М.: Илекса, 2007. – 288с.
3. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200801202
4. http://www.youtube.com/watch?v=_PqQqVaxKuI
5. http://www.youtube.com/watch?v=bBEPcMpFru0
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
7. http://www.vactekh-holod.ru/usefull_heatCapasity.shtml
8. http://tosol-dinamika.ru/info/tosol-about/
9. http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=4975