СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для педагогов "Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются особенности работы с дошкольниками по образовательным областям "Речевое развитие" и "Хадожественно- эстетическое развитие". Предлагается примерный перечень литературы по нравственному воспитанию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов "Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников"»

Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников

Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников

Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопере- живании героям, в воображаемом перене- сении на себя событий, в «мысленном дейст- вии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Восприятие художественной литературы и фольклора

– форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопере-

живании героям, в

воображаемом перене-

сении на себя событий,

в «мысленном дейст-

вии», в результате чего

возникает эффект

личного присутствия,

личного участия в событиях.

Художественная литература (по Фгос)  ОО «Речевое развитие»     + ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Художественная литература (по Фгос)

ОО «Речевое развитие»

+

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Речевое развитие»   владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОО «Речевое развитие»

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»    развитие предпосылок ценностно-смыслового восприя-тия и понимания произведений искусства (словесного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприя-тия и понимания произведений искусства (словесного);
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
Детская литература -это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста. Фолькло́р —народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение

Детская литература -это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего

школьного возраста.

Фолькло́р —народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение

Почему детям необходимо читать В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности

Почему детям необходимо читать

В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас

Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор

Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других

Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей

Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности

Методы ознакомления с художественной литературой чтение произведений, • рассказывание произведений, • вопросы по содержанию произведений, • заучивание наизусть, • беседа по произведению, • прослушивание аудиозаписей СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД • элементы инсценировки, • игры-драматизации, • дидактические игры, • театрализованные игры, • использование разных видов театра, • игровая деятельность ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД • показ иллюстраций, картин, игрушек, • элементы инсценировки; • схемы; • просмотр видеофильмов; • оформление выставок. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Методы ознакомления с художественной литературой

  • чтение произведений,

рассказывание произведений,

вопросы по содержанию произведений,

заучивание наизусть,

беседа по произведению,

прослушивание аудиозаписей

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД

элементы инсценировки,

игры-драматизации,

дидактические игры,

театрализованные игры,

использование разных видов театра,

игровая деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

показ иллюстраций, картин, игрушек,

элементы инсценировки;

схемы;

просмотр видеофильмов;

оформление выставок.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Основные принципы приобщения детей к художественной литературе   Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (в отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей) Содействие и сотрудничество детей и взрослых  Поддержка инициативы дошкольников Сотрудничество организации с семьей (создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей

Основные принципы приобщения детей к художественной литературе

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (в отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей)
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых
  • Поддержка инициативы дошкольников
  • Сотрудничество организации с семьей (создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности)
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы
  • Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей
Виды деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой и фольклором Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная детская деятельность

Виды деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой и фольклором

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная детская деятельность

Типы занятий Чтение или рассказывание одного произведения Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой Чтение нескольких произведений, объединенных единством образов Чтение нескольких произведений одного жанра или разных жанров Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала Чтение как часть другого занятия

Типы занятий

Чтение или рассказывание одного произведения

Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой

Чтение нескольких произведений, объединенных единством образов

Чтение нескольких произведений одного жанра или разных жанров

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала

Чтение как часть другого занятия

Круг детского чтения Творчество народов мира Русское народное творчество Русская классическая литература Современная зарубежная литература ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Зарубежная классическая литература Современная русская литература

Круг детского чтения

Творчество народов мира

Русское народное творчество

Русская классическая литература

Современная зарубежная литература

ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Зарубежная классическая литература

Современная русская литература

Критерии отбора произведений   Идейная направленность детской книги Высокое художественное мастерство, литера-турная ценность Особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции Учет возрастных особенностей детей

Критерии отбора произведений

  • Идейная направленность детской книги
  • Высокое художественное мастерство, литера-турная ценность
  • Особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт
  • Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции
  • Учет возрастных особенностей детей
Примерный список художественной литературы по нравственному воспитанию старших дошкольников

Примерный список художественной литературы по нравственному воспитанию старших дошкольников

Бережное отношение к природе Э. Шим «Не смей» М. Пришвин «Ребята и утята», «Лесные хоромы» К. Паустовский «Кот- ворюга» Н. Носов «Живая шляпа» Л. Толстой «Птичка» Н. Сладков «Разноцветная земля» И. Тургенев «Воробей» З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

Бережное отношение к природе

  • Э. Шим «Не смей»
  • М. Пришвин «Ребята и утята», «Лесные хоромы»
  • К. Паустовский «Кот- ворюга»
  • Н. Носов «Живая шляпа»
  • Л. Толстой «Птичка»
  • Н. Сладков «Разноцветная земля»
  • И. Тургенев «Воробей»
  • З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
Сочувствие, тактичность Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы» Т. А. Шарыгина «Три дочери» Л. Воронкова «Ссора с бабушкой» В. Сухомлинский « «Если бы у меня был ковер- самолет», «А сердце тебе ничего не приказало?»

Сочувствие, тактичность

  • Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы»
  • Т. А. Шарыгина «Три дочери»
  • Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»
  • В. Сухомлинский « «Если бы у меня был ковер- самолет», «А сердце тебе ничего не приказало?»
Уважение к взрослым В. Осеева « Просто старушка», «Хорошее» Е. Пермяк «Чужая калитка» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» С. Маршак «Если вы вежливы» А. Барто «Любочка»

Уважение к взрослым

  • В. Осеева « Просто старушка», «Хорошее»
  • Е. Пермяк «Чужая калитка»
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • С. Маршак «Если вы вежливы»
  • А. Барто «Любочка»
Чувство гордости Н. Носов «Заплатка» Е. Пермяк «Первая рыбка» В. Осеева «Сыновья»

Чувство гордости

  • Н. Носов «Заплатка»
  • Е. Пермяк «Первая рыбка»
  • В. Осеева «Сыновья»
Чувство стыда, умение самостоятельно преодолевать свои недостатки Н. Носов «Огурцы» В. Осеева «Почему» К. Ушинский «Играющие собаки» Я. Тайц «По ягоды» Л, Толстой «Косточка»

Чувство стыда, умение самостоятельно преодолевать свои недостатки

  • Н. Носов «Огурцы»
  • В. Осеева «Почему»
  • К. Ушинский «Играющие собаки»
  • Я. Тайц «По ягоды»
  • Л, Толстой «Косточка»
Чувство долга и ответсвенности Л. Толстой «Котенок», «Лгун» Б. Житков «На льдине»

Чувство долга и ответсвенности

  • Л. Толстой «Котенок», «Лгун»
  • Б. Житков «На льдине»
Формы работы с семьей: - групповые собрания, нетрадиционные собрания «Мама, папа, я – читающая семья»; - консультации групповые и индивидуальные; - выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях; - папки – передвижки: «В помощь родителям», «Что читать детям», «Ребёнок и книга»; - распространение опыта семейного воспитания, организация «Семейных досугов»; - анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья», «Семейное чтение»; - совместные праздники и развлечения; - совместная творческая деятельность родителей и детей.

Формы работы с семьей:

- групповые собрания, нетрадиционные собрания «Мама, папа, я – читающая семья»;

- консультации групповые и индивидуальные;

- выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях;

- папки – передвижки: «В помощь родителям», «Что читать детям», «Ребёнок и книга»;

- распространение опыта семейного воспитания, организация «Семейных досугов»;

- анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья», «Семейное чтение»;

- совместные праздники и развлечения;

- совместная творческая деятельность родителей и детей.

СПАСИБО ЗА внимание В. А. Сухомлинского «Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»

СПАСИБО ЗА внимание

В. А. Сухомлинского «Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!