СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к итоговому сочинению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к итоговому сочинению»

Итоговое сочинение 2021-2022 уч.год

Итоговое сочинение

2021-2022 уч.год

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации!!!!!!

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации!!!!!!

Время написания итогового сочинения  3 часа 55 минут.

Время написания итогового сочинения

3 часа 55 минут.

Вступление   Занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Подготовка к восприятию основных мыслей работы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Вступление

  • Занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Подготовка к восприятию основных мыслей работы.
  • Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Основная часть

  • Состоит и двух абзацев, в которых приводятся примеры из литературных произведений, рассуждения по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — микровывод + тезис — литературный аргумент — микровывод.
  • Структура аргумента. Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
  • 1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  • 2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  • 3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . .» и т. п.

Заключение

  • Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению — общий вывод.
  • Вывод тоже может быть построен по нескольким моделям:
  • 1. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
  • 2. Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги и лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату.
  • 3. Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное: « Хочется верить, что…»
Клише   Вступление Оформление тезиса: — С давних времён люди задумывались над вопросом … — Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. — Как следует относиться к …? — (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). — Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… — Могу предположить, что …(тезис) — Позволю себе высказать свою точку зрения

Клише

Вступление

Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть

Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ...

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора).

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Переход от аргумента к аргументу:    — Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… — Можно привести и другой пример. — В качестве второго аргумента обратимся к произведению… — Эта же тема рассматривается и в произведении… — Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) — Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. — Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение   Вывод: — И в заключение мне хотелось бы сказать, что… — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что… — Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: — Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… — Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что… — Таким образом, можно сделать вывод: … — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… — Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… — В заключение хочется отметить… — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата) — На мой взгляд, именно … — Мне бы хотелось верить, что… — Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Заключение

Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Список направлений тем итогового сочинения 2022   Человек путешествующий Цивилизация и технологии Преступление и Наказание Книга (музыка, спектакль, фильм) Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Список направлений тем итогового сочинения 2022

  • Человек путешествующий
  • Цивилизация и технологии
  • Преступление и Наказание
  • Книга (музыка, спектакль, фильм)
  • Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Краткий обзор тем итогового сочинения 2022

Краткий обзор тем итогового сочинения 2022

Цитаты   «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Шекспир. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Н.Некрасов … может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать»  М.Ломоносов «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей».Н.Гоголь

Цитаты

  • «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Шекспир.
  • «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Н.Некрасов
  • … может собственных Платонов
  • И быстрых разумов Невтонов
  • Российская земля рождать»
  • М.Ломоносов
  • «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей».Н.Гоголь
Неплохо было бы запомнить: 1. Писать сочинение нужно по произведению, которое вы читали! 2. Произведение потому вам и вспомнилось при осмыслении темы, что проблемы, затронутые его автором, видимо, взволновали и вас — не стесняйтесь показать свою заинтересованность проблемой. 3. Показать, что вам знакомы произведения не только школьной программы, — это отлично!

Неплохо было бы запомнить:

  • 1. Писать сочинение нужно по произведению, которое вы читали!
  • 2. Произведение потому вам и вспомнилось при осмыслении темы, что проблемы, затронутые его автором, видимо, взволновали и вас — не стесняйтесь показать свою заинтересованность проблемой.
  • 3. Показать, что вам знакомы произведения не только школьной программы, — это отлично!
Шпаргалка на всякий случай: 1. Введение и заключение не должны суммарно превышать одной трети всего сочинения; 2. На выбор темы тратьте не более 15 минут; в случае затруднения с выбором пользуйтесь методом исключения; 3. Не меняйте тему в процессе написания сочинения; 4. На черновике набросайте короткий план — так вы не отойдете от логики рассуждения; 5. Не сбивайтесь на пересказ текста; 6. Цитаты — это неплохо, но помните, что неверное цитирование может стать дополнительной фактической ошибкой. Поэтому цитаты должны быть короткими;

Шпаргалка на всякий случай:

  • 1. Введение и заключение не должны суммарно превышать одной трети всего сочинения;
  • 2. На выбор темы тратьте не более 15 минут; в случае затруднения с выбором пользуйтесь методом исключения;
  • 3. Не меняйте тему в процессе написания сочинения;
  • 4. На черновике набросайте короткий план — так вы не отойдете от логики рассуждения;
  • 5. Не сбивайтесь на пересказ текста;
  • 6. Цитаты — это неплохо, но помните, что неверное цитирование может стать дополнительной фактической ошибкой. Поэтому цитаты должны быть короткими;
7. Если вы забыли автора критической работы или ее название, можно обойтись косвенной ссылкой на критику («Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т. п.); 8. Так же можно поступить с датами или именами героев — можно выйти из положения, указав примерную дату или временной период («в начале творческой биографии», «в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев» и т. п.; 9. Не пользуйтесь штампами типа: «По моему мнению, Пушкин великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ дельца — это испортит впечатление от сочинения, потому что и без вашего мнения Пушкин останется великим поэтом, а образ дельца Чичикова уже стал образцом не только русской, но и мировой литературы; 10. Чётко спланируйте время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик; 11. Не пренебрегайте проверкой написанного сочинения.
  • 7. Если вы забыли автора критической работы или ее название, можно обойтись косвенной ссылкой на критику («Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т. п.);
  • 8. Так же можно поступить с датами или именами героев — можно выйти из положения, указав примерную дату или временной период («в начале творческой биографии», «в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев» и т. п.;
  • 9. Не пользуйтесь штампами типа: «По моему мнению, Пушкин великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ дельца — это испортит впечатление от сочинения, потому что и без вашего мнения Пушкин останется великим поэтом, а образ дельца Чичикова уже стал образцом не только русской, но и мировой литературы;
  • 10. Чётко спланируйте время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик;
  • 11. Не пренебрегайте проверкой написанного сочинения.
Удачи!

Удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!