СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока по литературе "Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»", 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по литературе "Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»", 11 класс»

Анализ стихотворения  И.А. Бунина «Последний шмель»  Материалы к уроку Автор: Грищенко Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Томск 2018

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель» Материалы к уроку

Автор: Грищенко Е.В.

учитель

русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 70

г.Томск

2018

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель» Шмель- символ лета, тема природы Последний- осень, тема умирания, смерти 1916 Идёт Первая мировая война Через год случится революция

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

«Последний шмель»

Шмель- символ лета, тема природы

Последний- осень, тема умирания, смерти

1916

Идёт Первая мировая война

Через год случится революция

Иван Алексеевич Бунин  «Последний шмель» 1916   Черный бархатный шмель, золотое оплечье,  Заунывно гудящий певучей струной,  Ты зачем залетаешь в жилье человечье  И как будто тоскуешь со мной?  За окном свет и зной, подоконники ярки,  Безмятежны и жарки последние дни,  Полетай, погуди — и в засохшей татарке,  На подушечке красной, усни.  Не дано тебе знать человеческой думы,  Что давно опустели поля,  Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый  Золотого сухого шмеля! Общее настроение стихотворения: Мрачное, тоскливое

Иван Алексеевич Бунин «Последний шмель» 1916

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Общее настроение стихотворения:

Мрачное, тоскливое

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,  Заунывно гудящий певучей струной,

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье  человечье  И как будто тоскуешь со мной?

Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

 За окном свет и зной, подоконники  ярки,  Безмятежны и жарки последние  дни ,   ,

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни ,

,

Полетай, погуди – и в засохшей  татарке,  На подушечке красной, усни.

Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой  думы, Что давно опустели поля,

Не дано тебе знать человеческой

думы,

Что давно опустели поля,

 Что уж скоро в бурьян сдует  ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Что уж скоро в бурьян сдует

ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Стихотворение И.А. Бунина  «Последний шмель»- это пейзажная лирика стихи о животных любовная (интимная лирика) гражданская лирика философская лирика Через описание природы  раскрывается тема жизни и смерти.

Стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель»- это

пейзажная лирика

стихи о животных

любовная (интимная лирика)

гражданская лирика

философская лирика

Через описание природы

раскрывается тема жизни и смерти.

Читаем фрагменты, с которых начинаются рассказы Бунина  и выбираем произведение, которое будем изучать на следующем уроке

Читаем фрагменты, с которых начинаются рассказы Бунина и выбираем произведение, которое будем изучать на следующем уроке

«Лёгкое дыхание»  На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская.

«Лёгкое дыхание»

На кладбище, над свежей глиняной насыпью

стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый,

гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища,

просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь

голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит

фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой,

выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне

фотографический портрет гимназистки с

радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская.

«Антоновские яблоки»  Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А

«Антоновские яблоки»

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.

«Чистый понедельник»  Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие... Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер - от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в

«Чистый понедельник»

Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие... Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер - от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...

Оплечье (бармы)- широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия.

Оплечье (бармы)- широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия.

 Бархат-ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей. В XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом.

Бархат-ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей. В XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!