СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Жизнь и творчество" (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Жизнь и творчество" выполнена для сопровождения урока литературы в 7 классе, посвящённого творчеству писателя и публициста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Жизнь и творчество" (7 класс)»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Жизнь и творчество. «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной…»  Д.С.Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Жизнь и творчество.

«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной…»

Д.С.Лихачев

Семья Лихачёвых Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 (15) ноября 1906 году в Санкт-Петербурге. Его прадед и дед были почетными гражданами города, дед Михаил Михайлович был купцом и старостой Владимирского собора. Отец, Сергей Михайлович, не пошел по стопам отца и деда, он получил техническое образование, работал инженером-электриком. Мать, Вера Семеновна Лихачёва (Коняева), происходила из купеческой семьи.

Семья Лихачёвых

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 (15) ноября 1906 году в Санкт-Петербурге.
  • Его прадед и дед были почетными гражданами города, дед Михаил Михайлович был купцом и старостой Владимирского собора. Отец, Сергей Михайлович, не пошел по стопам отца и деда, он получил техническое образование, работал инженером-электриком. Мать, Вера Семеновна Лихачёва (Коняева), происходила из купеческой семьи.
 Воспоминания о детстве… Я родился в день рождения Александра Блока на Английском проспекте, на котором у реки Пряжки Блок умер. Блок всегда был для меня воплощением самого несчастного человека. Стихи его мне не запоминались. На квартире, где я родился, мы прожили года два — пока я еще не говорил. Квартира была темной, и чтобы расторгнуть договор с домовладельцем, отец вызывал санитарного врача. Единственное, что мне запомнилось на той квартире, это показывавшиеся мне волшебные картинки на белой простыне. Они были цветными и появлявшийся на экране Дед Мороз имел красный нос…»

Воспоминания о детстве…

  • Я родился в день рождения Александра Блока на Английском проспекте, на котором у реки Пряжки Блок умер. Блок всегда был для меня воплощением самого несчастного человека. Стихи его мне не запоминались.
  • На квартире, где я родился, мы прожили года два — пока я еще не говорил. Квартира была темной, и чтобы расторгнуть договор с домовладельцем, отец вызывал санитарного врача. Единственное, что мне запомнилось на той квартире, это показывавшиеся мне волшебные картинки на белой простыне. Они были цветными и появлявшийся на экране Дед Мороз имел красный нос…»
Гимназии и школы… Восьмилетним мальчиком Дмитрий Лихачев поступил в школу — гимназию Человеколюбивого общества, откуда родители его забрали через полгода. Следующей осенью он пошел уже в гимназию Карла Мая, которую всю жизнь вспоминал с большой теплотой и благодарностью. В 1917 году в связи с переездом на другую квартиру пришлось сменить и место учебы, и Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской, или просто «Лентовке», где большое внимание уделялось становлению личности учеников, их умению мыслить самостоятельно и независимо, вырабатывая собственное мировоззрение.

Гимназии и школы…

  • Восьмилетним мальчиком Дмитрий Лихачев поступил в школу — гимназию Человеколюбивого общества, откуда родители его забрали через полгода.
  • Следующей осенью он пошел уже в гимназию Карла Мая, которую всю жизнь вспоминал с большой теплотой и благодарностью.
  • В 1917 году в связи с переездом на другую квартиру пришлось сменить и место учебы, и Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской, или просто «Лентовке», где большое внимание уделялось становлению личности учеников, их умению мыслить самостоятельно и независимо, вырабатывая собственное мировоззрение.
«Учиться мне было трудно…» «С началом войны я пошел в старший приготовительный класс школы Человеколюбивого общества, а затем в Гимназию и Реальное училище Карла Мая на Васильевском острове. Сразу кончились мои беззаботные, счастливые дни. Учиться мне было трудно. Я до смерти боялся домашних заданий — учить наизусть стихи. Я не мог учить стихи, не выходило. На переменах любил играть в «казаки-разбойники» и в пятнашки…»

«Учиться мне было трудно…»

  • «С началом войны я пошел в старший приготовительный класс школы Человеколюбивого общества, а затем в Гимназию и Реальное училище Карла Мая на Васильевском острове. Сразу кончились мои беззаботные, счастливые дни.
  • Учиться мне было трудно. Я до смерти боялся домашних заданий — учить наизусть стихи. Я не мог учить стихи, не выходило. На переменах любил играть в «казаки-разбойники» и в пятнашки…»
Первые уроки несправедливости Более «опытные» гимназисты как-то налетели на новенького с кулаками, а он как мог отбивался. А когда нападавшие вдруг струсили и неожиданно стали отступать, он, почувствовав себя победителем, стал на них наступать. В тот момент потасовку заметил инспектор гимназии. И в дневнике Мити появилась запись: «Бил кулаками товарищей». И подпись: «Инспектор Мамай». Как Митя был поражен этой несправедливостью! «И родителей вызвали к директору, — вспоминал Дмитрий Сергеевич. — Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя: „Боженька, сделай так, чтобы я заболел“. И я заболел: у меня стала подниматься каждый день температура?— на две-три десятых градуса выше 37. Меня взяли из школы, а чтобы не пропустить год, наняли репетитора».

Первые уроки несправедливости

  • Более «опытные» гимназисты как-то налетели на новенького с кулаками, а он как мог отбивался. А когда нападавшие вдруг струсили и неожиданно стали отступать, он, почувствовав себя победителем, стал на них наступать. В тот момент потасовку заметил инспектор гимназии. И в дневнике Мити появилась запись: «Бил кулаками товарищей». И подпись: «Инспектор Мамай». Как Митя был поражен этой несправедливостью!
  • «И родителей вызвали к директору, — вспоминал Дмитрий Сергеевич. — Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя: „Боженька, сделай так, чтобы я заболел“. И я заболел: у меня стала подниматься каждый день температура?— на две-три десятых градуса выше 37. Меня взяли из школы, а чтобы не пропустить год, наняли репетитора».
Путешествие по Волге В мае 1914 года, то есть еще до первого поступления в школу, Митя Лихачев вместе с родителями и старшим братом Михаилом путешествовал на пароходе по Волге. В «Воспоминаниях» Д.С. Лихачев приводит названия пароходов того времени, ходивших по Волге: «Князь Серебряный», «Князь Юрий Суздальский», «Князь Мстислав Удалой», «Князь Пожарский», «Козьма Минин», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич», «Кутузов», «1812 год». «Даже по названиям пароходов мы могли учиться русской истории», — вспоминал ученый, так любивший Волгу и Россию.

Путешествие по Волге

  • В мае 1914 года, то есть еще до первого поступления в школу, Митя Лихачев вместе с родителями и старшим братом Михаилом путешествовал на пароходе по Волге.
  • В «Воспоминаниях» Д.С. Лихачев приводит названия пароходов того времени, ходивших по Волге: «Князь Серебряный», «Князь Юрий Суздальский», «Князь Мстислав Удалой», «Князь Пожарский», «Козьма Минин», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич», «Кутузов», «1812 год». «Даже по названиям пароходов мы могли учиться русской истории», — вспоминал ученый, так любивший Волгу и Россию.
Голодный и холодный Петроград «Ужасно жилось в 1918—1920-х годах. Петроград голодал, а зимой еще к тому же мучился от холода. Одно время не было электричества. Долгие зимние дни коротали с ночниками, которые я научился делать наподобие лампадок, но с «ламповым стеклом» из бесцветной бутылки, ибо снова зажигать ночник было нечем: самодельные спички стоили очень дорого и были плохи. Одну зиму мы ночевали в своеобразных палатках. Делали их в бывшей гостиной из ковров и согревались в них «надышенным воздухом» или горячими чайниками. Деньги настолько упали в цене, что бумага, шедшая на их печатание, дороже. Поэтому власти перешли на почтовые марки…»

Голодный и холодный Петроград

  • «Ужасно жилось в 1918—1920-х годах. Петроград голодал, а зимой еще к тому же мучился от холода. Одно время не было электричества. Долгие зимние дни коротали с ночниками, которые я научился делать наподобие лампадок, но с «ламповым стеклом» из бесцветной бутылки, ибо снова зажигать ночник было нечем: самодельные спички стоили очень дорого и были плохи. Одну зиму мы ночевали в своеобразных палатках. Делали их в бывшей гостиной из ковров и согревались в них «надышенным воздухом» или горячими чайниками. Деньги настолько упали в цене, что бумага, шедшая на их печатание, дороже. Поэтому власти перешли на почтовые марки…»
Петроградский университет (1923-28) В Петроградский государственный университет Дмитрий Лихачев поступил, не имея еще полных 17 лет: «В 1923 г. я окончил школу и поступил в Университет на Этнолого-лингвистическое отделение Факультета общественных наук вопреки воле отца, хотевшего сделать из меня инженера. Поступил я на год моложе допускаемого возраста и сразу оказался в среде людей старше и опытнее меня, людей, лучше подготовленных. Дело в том, что в Университете училось много людей по многу лет. Стипендий не платили, и поэтому многие работали и оставались на одном и том же курсе несколько лет»

Петроградский университет (1923-28)

  • В Петроградский государственный университет Дмитрий Лихачев поступил, не имея еще полных 17 лет:
  • «В 1923 г. я окончил школу и поступил в Университет на Этнолого-лингвистическое отделение Факультета общественных наук вопреки воле отца, хотевшего сделать из меня инженера. Поступил я на год моложе допускаемого возраста и сразу оказался в среде людей старше и опытнее меня, людей, лучше подготовленных. Дело в том, что в Университете училось много людей по многу лет. Стипендий не платили, и поэтому многие работали и оставались на одном и том же курсе несколько лет»
Интерес к древнерусской литературе Особенно важным периодом в формировании своих научных интересов Дмитрий Сергеевич называл учебу в Петроградском университете. Здесь он занимался одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской. Пребывание в Университете не ограничивалось занятиями. Были диспуты, лекции и разговоры в коридорах, общение с блестящими учеными…  Тогда же он обратился к древнерусской литературе как к великому художественному явлению.

Интерес к древнерусской литературе

  • Особенно важным периодом в формировании своих научных интересов Дмитрий Сергеевич называл учебу в Петроградском университете. Здесь он занимался одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.
  • Пребывание в Университете не ограничивалось занятиями. Были диспуты, лекции и разговоры в коридорах, общение с блестящими учеными…
  • Тогда же он обратился к древнерусской литературе как к великому художественному явлению.
Арест и лагерь 8 февраля 1928 года Д. С. Лихачева арестовали. Формальный повод был поистине смехотворный. Несколько молодых людей объединились в кружок — «Космическую академию наук» со своим «уставом», в котором было заявлено о верности дружбе, юмору и оптимизму. Они занимались «веселой наукой», делали доклады и в шутку «раздавали» друг другу «кафедры». Когда кружку исполнился год, один из «академиков» прислал поздравительную телеграмму якобы от папы римского, которая, однако, привлекла внимание НДВД. Молодых людей обвинили в «связи с папой римским», и дело обернулось нешуточно — все они оказались в лагерях.

Арест и лагерь

  • 8 февраля 1928 года Д. С. Лихачева арестовали. Формальный повод был поистине смехотворный. Несколько молодых людей объединились в кружок — «Космическую академию наук» со своим «уставом», в котором было заявлено о верности дружбе, юмору и оптимизму. Они занимались «веселой наукой», делали доклады и в шутку «раздавали» друг другу «кафедры». Когда кружку исполнился год, один из «академиков» прислал поздравительную телеграмму якобы от папы римского, которая, однако, привлекла внимание НДВД.
  • Молодых людей обвинили в «связи с папой римским», и дело обернулось нешуточно — все они оказались в лагерях.
Соловки и Беломорканал В лагере на Соловках Д. С. Лихачеву пришлось освоить множество «специальностей»: он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе. В 1931 году Дмитрий Лихачев в числе других заключенных был вывезен с Соловков на строительство Беломоро-Балтийского канала. Тут ему пришлось стать «счетным работником», потом железнодорожным диспетчером. Долгожданное освобождение состоялось летом 1932 года.

Соловки и Беломорканал

  • В лагере на Соловках Д. С. Лихачеву пришлось освоить множество «специальностей»: он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе.
  • В 1931 году Дмитрий Лихачев в числе других заключенных был вывезен с Соловков на строительство Беломоро-Балтийского канала. Тут ему пришлось стать «счетным работником», потом железнодорожным диспетчером.
  • Долгожданное освобождение состоялось летом 1932 года.
Свидания с родными Свидания с родными на Соловках обычно разрешались два раза в год. Поздней осенью 1929 года к Дмитрию Лихачеву на свидание (во второй раз) прибыли его родители — Сергей Михайлович и Вера Семеновна. В эти дни заключенный мог жить не в роте, а в комнате какого-либо вольнонаемного охранника, снятой приехавшими на свидание. На Острове была даже «фотография», где с разрешения лагерного начальства можно было сфотографироваться с посещавшими.

Свидания с родными

  • Свидания с родными на Соловках обычно разрешались два раза в год. Поздней осенью 1929 года к Дмитрию Лихачеву на свидание (во второй раз) прибыли его родители — Сергей Михайлович и Вера Семеновна.
  • В эти дни заключенный мог жить не в роте, а в комнате какого-либо вольнонаемного охранника, снятой приехавшими на свидание. На Острове была даже «фотография», где с разрешения лагерного начальства можно было сфотографироваться с посещавшими.
«Каждый день как подарок…» Главное, что он вынес из этого страшного периода, — восприятие каждого прожитого дня как подарка. А также понимание, что каждый человек — человек: ему спасали жизнь самые разные люди, в том числе вор-домушник и бандит. Отсюда его удивительно бережное отношение ко времени, к своим обязанностям, к окружающим людям.  Лихачев писал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни». Недаром Соловки он воспринял не как лагерь, а как святое место.

«Каждый день как подарок…»

  • Главное, что он вынес из этого страшного периода, — восприятие каждого прожитого дня как подарка. А также понимание, что каждый человек — человек: ему спасали жизнь самые разные люди, в том числе вор-домушник и бандит. Отсюда его удивительно бережное отношение ко времени, к своим обязанностям, к окружающим людям.
  • Лихачев писал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни». Недаром Соловки он воспринял не как лагерь, а как святое место.
В блокадном Ленинграде 19 июня 1941 семья Лихачевых отправилась на дачу в Вырицу и вернулась в Ленинград уже после начала войны. В городе шла запись в добровольцы. Дмитрий Сергеевич был зачислен в институтский отряд самообороны и дежурил во время бомбежек. В 1942 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В это тяжелое время Лихачев не прекращал научную деятельность. В блокадном Ленинграде он написал книги: «Оборона древнерусских городов» (1942) и «Национальное самосознание Древней Руси» (1945)

В блокадном Ленинграде

  • 19 июня 1941 семья Лихачевых отправилась на дачу в Вырицу и вернулась в Ленинград уже после начала войны. В городе шла запись в добровольцы. Дмитрий Сергеевич был зачислен в институтский отряд самообороны и дежурил во время бомбежек. В 1942 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
  • В это тяжелое время Лихачев не прекращал научную деятельность. В блокадном Ленинграде он написал книги: «Оборона древнерусских городов» (1942) и «Национальное самосознание Древней Руси» (1945)
Работа в «Пушкинском Доме» С 1938 года жизнь Дмитрия Сергеевича неразрывно связана с Институтом русской литературы — Пушкинским Домом. Перед самой войной, 11 июня 1941 года, он защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века». В 1945 году во второй том «Истории русской литературы» вошли его статьи, посвященные средневековой новгородской культуре. Тогда же была издана его книга «Новгород Великий». В 1947 году он получил ученую степень доктора филологических наук.

Работа в «Пушкинском Доме»

  • С 1938 года жизнь Дмитрия Сергеевича неразрывно связана с Институтом русской литературы — Пушкинским Домом.
  • Перед самой войной, 11 июня 1941 года, он защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века». В 1945 году во второй том «Истории русской литературы» вошли его статьи, посвященные средневековой новгородской культуре. Тогда же была издана его книга «Новгород Великий».
  • В 1947 году он получил ученую степень доктора филологических наук.
«Литературные памятники» В 1950 году в серии «Литературные памятники» вышел двухтомный труд Лихачева, где классический памятник киевского летописания, уникальный источник исторических сведений о культурной и политической жизни древнерусского государства — «Повесть временных лет» переведен на современный русский язык, с сохранением оригинального строя речи. В этой же серии была выпущена книга «Слово о полку Игореве», тоже переведенная на современный язык.

«Литературные памятники»

  • В 1950 году в серии «Литературные памятники» вышел двухтомный труд Лихачева, где классический памятник киевского летописания, уникальный источник исторических сведений о культурной и политической жизни древнерусского государства — «Повесть временных лет» переведен на современный русский язык, с сохранением оригинального строя речи.
  • В этой же серии была выпущена книга «Слово о полку Игореве», тоже переведенная на современный язык.
Изучение культуры Древней Руси Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: “Национальное самосознание Древней Руси”(1945), “Возникновение русской литературы” (1952), “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), эссе “Заметки о русском” (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник “Прошлое – будущему” (1985). В 1953 году ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1970 — действительным членом Академии наук СССР.

Изучение культуры Древней Руси

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: “Национальное самосознание Древней Руси”(1945), “Возникновение русской литературы” (1952), “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), эссе “Заметки о русском” (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник “Прошлое – будущему” (1985). В 1953 году ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1970 — действительным членом Академии наук СССР.

«Письмо Мономаха поразительно!..» Особенно поражало и удивляло Дмитрия Сергеевича письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу Мономах пишет письмо убийце своего сына. А убитый приходился Олегу крестным сыном. Может быть, он ставит какие-то условия или требует явиться с повинной?  «Нет! — пишет Д.С.Лихачев. — Письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды».

«Письмо Мономаха поразительно!..»

  • Особенно поражало и удивляло Дмитрия Сергеевича письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу Мономах пишет письмо убийце своего сына. А убитый приходился Олегу крестным сыном. Может быть, он ставит какие-то условия или требует явиться с повинной?
  • «Нет! — пишет Д.С.Лихачев. — Письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды».
Размышления над «Письмом Мономаха»… «Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана».

Размышления над «Письмом Мономаха»…

  • «Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики.
  • Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана».
«Письма о добром и прекрасном» Понять духовный мир и духовный путь академика Лихачева помогают его «Письма о добром и прекрасном», выходившие в свет в 1985 и 1988 годах. В письме 25-м «По велению совести» он пишет: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке».

«Письма о добром и прекрасном»

  • Понять духовный мир и духовный путь академика Лихачева помогают его «Письма о добром и прекрасном», выходившие в свет в 1985 и 1988 годах.
  • В письме 25-м «По велению совести» он пишет: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке».
«Сострадание объединяет людей..» А в 7-м письме «Что объединяет людей?» Д.С. Лихачев раскрывает содержание нравственности: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития».

«Сострадание объединяет людей..»

  • А в 7-м письме «Что объединяет людей?» Д.С. Лихачев раскрывает содержание нравственности: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной.
  • Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития».
Д.С. Лихачёв – «совесть нации» В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. — Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».

Д.С. Лихачёв – «совесть нации»

  • В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. — Российском) фонде культуры.
  • Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».
Любимая семья Д.С. Лихачёва С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.

Любимая семья Д.С. Лихачёва

  • С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.
Память о Человеке, гражданине и учёном… Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачёв 30 сентября 1999 года. Его запомнили как человека, который хотел сделать этот мир лучше.  Похоронен на кладбище в Комарово, под Ленинградом (Петербургом).

Память о Человеке, гражданине и учёном…

  • Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачёв 30 сентября 1999 года.
  • Его запомнили как человека, который хотел сделать этот мир лучше. 
  • Похоронен на кладбище в Комарово, под Ленинградом (Петербургом).
«Земля родная» (1983) «Земля родная» — это очерк, размышления автора о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности свои делом. Книга «Земля родная» является одним из многих трудов Дмитрия Лихачева. Он не считал себя писателем, однако его книги, очерки и огромное количество статей переведены на многие языки мира. Автор был довольно эрудированным, талантливым и трудолюбивым человеком. Особенно он запомнился тем, что мог говорить о сложных, серьезных вещах самым простым, доходчивым языком. Любые важные, многогранные вопросы он призывал решать со стороны нравственности и честности.

«Земля родная» (1983)

«Земля родная» — это очерк, размышления автора о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности свои делом. Книга «Земля родная» является одним из многих трудов Дмитрия Лихачева. Он не считал себя писателем, однако его книги, очерки и огромное количество статей переведены на многие языки мира. Автор был довольно эрудированным, талантливым и трудолюбивым человеком. Особенно он запомнился тем, что мог говорить о сложных, серьезных вещах самым простым, доходчивым языком. Любые важные, многогранные вопросы он призывал решать со стороны нравственности и честности.

«От автора» «Я назвал свою книгу

«От автора»

  • «Я назвал свою книгу "Земля родная". Слово "земля" в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ, и весь земной шар. В названии моей книги слово "земля" может быть понято во всех этих смыслах.  
  • Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.
  • Это идея всех разделов моей книги»
Главное – любовь к своей Земле!..  « О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»

Главное – любовь к своей Земле!..

  • « О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»
«Слово к молодым» Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством. Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.

«Слово к молодым»

  • Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством.
  • Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.
«Молодость – это вся жизнь» «В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире…»

«Молодость – это вся жизнь»

  • «В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость.
  • Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире…»
«Береги честь смолоду» И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость — это и наша старость.

«Береги честь смолоду»

  • И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
  • Наша молодость — это и наша старость.
«Искусство открывает большой мир» «Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая…»

«Искусство открывает большой мир»

  • «Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д.
  • Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая…»
Интерес к русской и мировой культуре «Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески 1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли. За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей... культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость…»

Интерес к русской и мировой культуре

  • «Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески 1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли.
  • За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей... культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость…»
«Искусство есть беседа…»   «Мне нравится слово, которым любил пользоваться, говоря о творчестве, Михаил Светлов: беседа. Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени… Порой предмет беседы отвлеченно-вечен: любовь мужчины к женщине, просто некоего мужчины к некоей женщине. Порой же беседа превращается в спор, нервическую полемику, стимулируемую острой и капризной, все время пульсирующей злободневностью. И тогда проявляются черты заостренной публицистичности искусства…»

«Искусство есть беседа…»

 

  • «Мне нравится слово, которым любил пользоваться, говоря о творчестве, Михаил Светлов: беседа. Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени…
  • Порой предмет беседы отвлеченно-вечен: любовь мужчины к женщине, просто некоего мужчины к некоей женщине. Порой же беседа превращается в спор, нервическую полемику, стимулируемую острой и капризной, все время пульсирующей злободневностью. И тогда проявляются черты заостренной публицистичности искусства…»
«Учиться говорить и писать» Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — качеств человека, который пользуется языком народа. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

«Учиться говорить и писать»

  • Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
  • Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — качеств человека, который пользуется языком народа.
  • А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.
«Но как научиться писать?» Но как научиться писать? Если для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, — надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

«Но как научиться писать?»

  • Но как научиться писать? Если для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, — надо писать, писать письма, дневники.
  • Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
«Заметки о русском» Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах. Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека. Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.

«Заметки о русском»

  • Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах. Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека.
  • Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.
«Экология культуры»  Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи. Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

«Экология культуры»

  • Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.
  • Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.
«Земля родная»: основная идея Книга написана в форме размышлений автора о наиважнейших вещах для каждого человека. Лихачев ставит жизненные вопросы и отвечает на них, рассматривая их через призму нравственности, доброты, порядочности.  Он рассуждает об огромном влиянии на каждого человека искусства, поэзии, литературы, а также о важности связи поколений и патриотизма.

«Земля родная»: основная идея

  • Книга написана в форме размышлений автора о наиважнейших вещах для каждого человека. Лихачев ставит жизненные вопросы и отвечает на них, рассматривая их через призму нравственности, доброты, порядочности.
  • Он рассуждает об огромном влиянии на каждого человека искусства, поэзии, литературы, а также о важности связи поколений и патриотизма.
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!