СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету "Физическая культура"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой презентацию, отражающую суть требований ФГОС по предмету "Физическая культура". Будет полезен студентам педагогических вузов и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету "Физическая культура"»

Федеральный государственный образовательный стандарт  по предмету  «Физическая культура» Выполнил: студент Ф-5 группы РППК г. Рыбинска Сафаров Сергей Имранович

Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»

Выполнил: студент Ф-5 группы

РППК г. Рыбинска

Сафаров Сергей Имранович

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ООО

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «17» декабря 2010 г. № 1897

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик  выпускника («портрет выпускника основной школы»)

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»)

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Требования к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования:   личностным , метапредметным , предметным.

Требования к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным ,
  • метапредметным ,
  • предметным.
Физическая культура:   1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

Физическая культура:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,

создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения,

освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
  • освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
  • обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;

формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб,

определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности;

расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования    Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное,
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное

в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ФГОС ООО

по предмету

«Физическая культура»

Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать

ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,

оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Обучение двигательным умениям и навыкам

Укрепление здоровья,

Освоение знаний о физической культуре и спорте

Воспитание положительных качеств личности

развитие физических качеств

Формирование

культуры движений,

двигательного опыта

Внеурочная деятельность

физкультурно-спортивное и оздоровительное направление

Урок - основная форма занятий физической культурой

350 ч70=420

Спортивные соревнования

Уроки с образовательно-познавательной направленностью

«Знания о физической культуре»

Спортивные секции

Уроки с образовательно-обучающей направленностью

«Способы двигательной (физкультурной) деятельности»

Спортивные праздники

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью

«Физическое совершенствование»

70

Физическая активность в режиме учебного дня

Предметные

Метапредметные

Личностные

В области познавательной культуры

В области коммуникативной культуры

В области эстетической культуры

В области нравственной культуры

В области трудовой культуры

В области физической культуры

Личностные результаты

В области познавательной культуры

В области физической культуры

В области трудовой культуры

В области коммуникативной культуры

В области эстетической культуры

В области нравственной культуры

владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения

умение длительно сохранять осанку

умение планировать режим дня

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития

желание поддерживать хорошее телосложение

умение проводить туристские пешие походы

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений

активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия

владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий

владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности

культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование

владение умением предупреждать конфликтные ситуации

умение максимально проявлять физические способности

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,

Метапредметные результаты

В области познавательной культуры

В области эстетической культуры

В области трудовой культуры

В области коммуникативной культуры

В области физической культуры

В области нравственной культуры

понимание физической культуры как явления культуры

владение способами организации разнообразных форм занятий физической культурой

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,

добросовестное выполнение учебных заданий

формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья

бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих

умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации

уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия

владение широким арсеналом двигательных действий

владение умением вести дискуссию

понимание культуры движений человека

владение умением грамотно излагать, и обосновывать собственную точку зрения

использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития

восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия

понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,

ответственное отношение к порученному делу

Предметные результаты

В области трудовой культуры

В области физической культуры

В области коммуникативной культуры

В области эстетической культуры

В области познавательной культуры

В области нравственной культуры

способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий

способность преодолевать трудности

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой

способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре

•  знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения

составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики

способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой

регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач

способность подбирать режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей

умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,

знание основных направлений развития физической культуры в обществе

способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта

способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой,

способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику

знания о здоровом образе жизни

способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития

Как добиться результатов? Личностные результаты  обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; Предметные результаты  – через формирование основных элементов научного знания; 1.Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено: 2.Рассмотрим более подробно третью составляющую  - УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам. Метапредметные  результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД); 17

Как добиться результатов?

Личностные результаты  обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей;

Предметные результаты  – через формирование основных элементов научного знания;

1.Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:

2.Рассмотрим более подробно третью составляющую  - УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Метапредметные  результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД);

17

Понятие УУД умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта . совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность . Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Что же такое УУД??? 18

Понятие УУД

умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Что же такое УУД???

18

Трудность - недостаточное развитие  УУД нежелание слушать задание; понимать цель его выполнения; неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и мн. др. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. 18

Трудность - недостаточное развитие  УУД

  • нежелание слушать задание;
  • понимать цель его выполнения;
  • неумение  работать в команде,

группе;

  • учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и мн. др.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся  УУД:

В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

18

функции УУД Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения . Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

функции УУД

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения .

Ставить учебные цели.

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

1.Самоопределение

Познавательные

1.Целеполагание

Коммуникативные

2.Планирование

1.Формулирование цели

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

3. Самоконтроль

2.Выделение необходимой информации

4.Самооценка

3.Структурирование

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Способность к волевому усилию

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Поэтому определение структуры и содержания  УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно изучению определенной литературы, совместной работы с учителями физкультуры пилотных школ других городов перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, этого не будет. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из  общей направленности  образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали  узкопредметные  задачи физической  культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД  у обучающихся  5-9 классов без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся. Задания должны соответствовать возрасту детей.

Рекомендации по разработке методики

  • Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.
  • Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
  • Задания должны соответствовать возрасту детей.

Этапы обучения двигательному действию в формировании УУД

  • этап начального разучивания;
  • этап углубленного изучения;
  • этап совершенствования;

Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на  этапе начального разучивания  следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение  действий, близких по технике к вновь изучаемому. На  этапе углубленного изучения  рекомендуется организация работы в группе  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия. На  этапе совершенствования  - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения.  

Памятка для учителя  по формированию и развитию  универсальных учебных действий    ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО:   Создать атмосферу успеха   Помогать ребёнку учиться легко   Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях    Не скупиться на поощрения и похвалу НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.   Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. 24

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий

ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха

Помогать ребёнку учиться легко

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях

Не скупиться на поощрения и похвалу

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.  

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

24

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Отличие традиционного урока от современног

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!