СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей начальных классов "Формирование навыков чтения в начальной школе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков чтения

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей начальных классов "Формирование навыков чтения в начальной школе"»

 Формирование навыков чтения  Прохоренкова Т.Н., МБОУ Трудиловская СШ

Формирование навыков чтения

Прохоренкова Т.Н.,

МБОУ Трудиловская СШ

Цель: Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

Цель:

Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

Задачи:   формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению; развитие устной речи; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению;
  • развитие устной речи;
  • развитие творческих способностей детей.
Как сформировать навык чтения?   С чего начать?
  • Как сформировать навык чтения?

  • С чего начать?
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА  обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

Артикуляционная гимнастика  1)  произнесение изолированных гласных звуков (и-э, у-о, о-ы и т.д.)  2)  чтение согласных, которые часто путают (с-ш, ш-щ, с-ц, ж-ш, ж-з, з-ц, з-с)  3)  чтение открытых и закрытых слогов,  4)  чтение слитно и чётко (рба-рбо, стро-стре,  штпа-штпо и т.п.)  5)  чтение столбиков слов  6)  чтение считалок, скороговорок, стихов,  чистоговорок (для отработки чистоты звука)

Артикуляционная гимнастика 1) произнесение изолированных гласных звуков (и-э, у-о, о-ы и т.д.) 2) чтение согласных, которые часто путают (с-ш, ш-щ, с-ц, ж-ш, ж-з, з-ц, з-с) 3) чтение открытых и закрытых слогов, 4) чтение слитно и чётко (рба-рбо, стро-стре, штпа-штпо и т.п.) 5) чтение столбиков слов 6) чтение считалок, скороговорок, стихов, чистоговорок (для отработки чистоты звука)

Виды чтения а) шёпотом, затем громко, про себя;  б) хоровое чтение;  в) чтение одновременно с ведущим;  г) чтение с убыстрением темпа;  д) чтение в темпе скороговорки;  е) чтение, беззвучно шевеля губами;  ж) чтение в темпе речи;  з) жужжащее чтение.

Виды чтения

а) шёпотом, затем громко, про себя; б) хоровое чтение; в) чтение одновременно с ведущим; г) чтение с убыстрением темпа; д) чтение в темпе скороговорки; е) чтение, беззвучно шевеля губами; ж) чтение в темпе речи; з) жужжащее чтение.

Упражнения для развития скорости чтения   1 группа  Упражнения для расширения оперативного поля чтения : работа по созерцанию точки работа по таблицам Шульте упражнение «Запомни, повторяй» «Фотоглаз» наборы И.Т.Федоренко тексты зрительных диктантов

Упражнения для развития скорости чтения

1 группа

Упражнения для расширения оперативного поля чтения :

  • работа по созерцанию точки
  • работа по таблицам Шульте
  • упражнение «Запомни, повторяй»
  • «Фотоглаз»
  • наборы И.Т.Федоренко
  • тексты зрительных диктантов
2 группа  Упражнения для развития скорости чтения : «Молния» «Спринт» «Канон» «Слалом» «Буксир» «Ловушка» «Голова и хвост»  Динамическое чтение Бинарное чтение

2 группа

Упражнения для развития скорости чтения :

  • «Молния»
  • «Спринт»
  • «Канон»
  • «Слалом»
  • «Буксир»
  • «Ловушка»
  • «Голова и хвост»
  • Динамическое чтение
  • Бинарное чтение
При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения.  В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность обучающихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
  • При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения.
  • В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность обучающихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ   Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: замены пропусков перестановки добавления искажения повторов букв (звуков), слогов и слов ошибок при постановке ударения в словах.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал:

  • замены
  • пропусков
  • перестановки
  • добавления
  • искажения
  • повторов букв (звуков), слогов и слов
  • ошибок при постановке ударения в словах.
Система упражнений, направленных на развитие правильности чтения   повтори 6 слов попарно (сходных по звучанию). Бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка и др. выбери из всех слогов слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги; выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) игра в города (по цепочке) упражнение «Фотоглаз»

Система упражнений, направленных на развитие правильности чтения

  • повтори 6 слов попарно (сходных по звучанию). Бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка и др.
  • выбери из всех слогов слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги;
  • выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й)
  • игра в города (по цепочке)
  • упражнение «Фотоглаз»
Упражнение «Фотоглаз»   Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слова. Этот вид работы влияет и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти. За отведённое время «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово и др.

Упражнение «Фотоглаз»

Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слова. Этот вид работы влияет и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

За отведённое время «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово и др.

Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:  выяснить перед чтением значение слов; предварительное послоговое прочтение слов;  создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;  предварительное чтение текста про себя;  систематический контроль учителя за чтением обучающихся

Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснить перед чтением значение слов;
  • предварительное послоговое прочтение слов;
  • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
  • предварительное чтение текста про себя;
  • систематический контроль учителя за чтением обучающихся
ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; основного смысла всего содержания текста.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей;
  • основного смысла всего содержания текста.
Упражнения, направленные на развитие сознательного чтения 1 группа - логические упражнения; 2 группа – игры, загадки, шарады, ребусы; 3 группа – работа с текстом; 4 группа – работа с текстом учебника.

Упражнения, направленные на развитие сознательного чтения

1 группа - логические упражнения;

2 группа – игры, загадки, шарады, ребусы;

3 группа – работа с текстом;

4 группа – работа с текстом учебника.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ  Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков».

Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Упражнения, направленные на формирование выразительного чтения С элементами игр для тренировки дыхания: «Задуй свечу», «Цветочный магазин», «Проколотый мяч», «Звукоподражание», «Поймай комара» и др. 2.Для развития голоса: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно. 3.Для улучшения дикции: скороговорки, считалки, перевёртыши, стихи, чистоговорки, жужжащее чтение, многократное повторение. 4. Упражнения из системы И.Т.Федоренко, И.Г.Пальченко.

Упражнения, направленные на формирование выразительного чтения

  • С элементами игр для тренировки дыхания:

«Задуй свечу», «Цветочный магазин», «Проколотый мяч», «Звукоподражание», «Поймай комара» и др.

2.Для развития голоса: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.

3.Для улучшения дикции: скороговорки, считалки, перевёртыши, стихи, чистоговорки, жужжащее чтение, многократное повторение.

4. Упражнения из системы И.Т.Федоренко, И.Г.Пальченко.

Используя различные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности. Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.

Используя различные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.

Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.

Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.

Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений.

Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса.

На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!