Формирование навыков чтения
Прохоренкова Т.Н.,
МБОУ Трудиловская СШ
Цель:
Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения
Задачи:
- формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению;
- развитие устной речи;
- развитие творческих способностей детей.
- Как сформировать навык чтения?
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
Артикуляционная гимнастика 1) произнесение изолированных гласных звуков (и-э, у-о, о-ы и т.д.) 2) чтение согласных, которые часто путают (с-ш, ш-щ, с-ц, ж-ш, ж-з, з-ц, з-с) 3) чтение открытых и закрытых слогов, 4) чтение слитно и чётко (рба-рбо, стро-стре, штпа-штпо и т.п.) 5) чтение столбиков слов 6) чтение считалок, скороговорок, стихов, чистоговорок (для отработки чистоты звука)
Виды чтения
а) шёпотом, затем громко, про себя; б) хоровое чтение; в) чтение одновременно с ведущим; г) чтение с убыстрением темпа; д) чтение в темпе скороговорки; е) чтение, беззвучно шевеля губами; ж) чтение в темпе речи; з) жужжащее чтение.
Упражнения для развития скорости чтения
1 группа
Упражнения для расширения оперативного поля чтения :
- работа по созерцанию точки
- работа по таблицам Шульте
- упражнение «Запомни, повторяй»
- «Фотоглаз»
- наборы И.Т.Федоренко
- тексты зрительных диктантов
2 группа
Упражнения для развития скорости чтения :
- «Молния»
- «Спринт»
- «Канон»
- «Слалом»
- «Буксир»
- «Ловушка»
- «Голова и хвост»
- Динамическое чтение
- Бинарное чтение
- При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения.
- В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность обучающихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал:
- замены
- пропусков
- перестановки
- добавления
- искажения
- повторов букв (звуков), слогов и слов
- ошибок при постановке ударения в словах.
Система упражнений, направленных на развитие правильности чтения
- повтори 6 слов попарно (сходных по звучанию). Бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка и др.
- выбери из всех слогов слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги;
- выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й)
- игра в города (по цепочке)
- упражнение «Фотоглаз»
Упражнение «Фотоглаз»
Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слова. Этот вид работы влияет и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
За отведённое время «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово и др.
Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают.
В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
- выяснить перед чтением значение слов;
- предварительное послоговое прочтение слов;
- создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
- предварительное чтение текста про себя;
- систематический контроль учителя за чтением обучающихся
ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
- значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей;
- основного смысла всего содержания текста.
Упражнения, направленные на развитие сознательного чтения
1 группа - логические упражнения;
2 группа – игры, загадки, шарады, ребусы;
3 группа – работа с текстом;
4 группа – работа с текстом учебника.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков».
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Упражнения, направленные на формирование выразительного чтения
- С элементами игр для тренировки дыхания:
«Задуй свечу», «Цветочный магазин», «Проколотый мяч», «Звукоподражание», «Поймай комара» и др.
2.Для развития голоса: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
3.Для улучшения дикции: скороговорки, считалки, перевёртыши, стихи, чистоговорки, жужжащее чтение, многократное повторение.
4. Упражнения из системы И.Т.Федоренко, И.Г.Пальченко.
Используя различные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.
Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений.
Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса.
На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.