СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и разработка к уроку музыки в 5 классе"Несу я Родину в душе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация и разработка к уроку музыки в 5 классе"Несу я Родину в душе"»

ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ 5-й класс 2-я четверть 1-й урок музыки

ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ

5-й класс

2-я четверть

1-й урок музыки

Симфония- действо « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин  (1939-1999)  произведение для солистов,хора и ударных инструментов.  Весело на душе.

Симфония- действо « Перезвоны »

Валерий Александрович Гаврилин

(1939-1999)

произведение для солистов,хора и ударных инструментов.

Весело на душе.

Сели-поехали, Весело на душе, Не за орехами, Весело на душе. Силы небесны — Глазки твои прелестны. Кони дарёные, Весело на душе, Слёзы солёные, Весело на душе. Весело на душе.

Сели-поехали,

Весело на душе,

Не за орехами,

Весело на душе.

Силы небесны —

Глазки твои прелестны.

Кони дарёные,

Весело на душе,

Слёзы солёные,

Весело на душе.

Весело на душе.

ВОПРОСЫ: 1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка? 2.Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер музыкального фрагмента? 3.Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией? Вы заметили некоторое противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

ВОПРОСЫ:

1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка?

2.Какие средства музыкальной выразительности

подчеркивают характер музыкального фрагмента?

3.Почему хоровое произведение В.Гаврилин

назвал симфонией?

Вы заметили некоторое противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и

внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

 «Перезвоны»  «Молитва» Зачем печалишься душа моя...? Зачем смущаешь меня...? Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие. Ибо лукавый будет истреблен,  и не будет грешников Посмотришь на место его и не найдешь.. Так зачем же печалишься душа моя...?

«Перезвоны»

«Молитва»

Зачем печалишься душа моя...?

Зачем смущаешь меня...?

Не соревнуйся с лукавыми,

не завидуй творящим беззаконие.

Ибо лукавый будет истреблен,

и не будет грешников

Посмотришь на место его и не найдешь..

Так зачем же печалишься душа моя...?

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет.

Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия.

(Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы.

Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?

(Пусть учащиеся вслушаются в ясную декламацию текста чтецом и вдумаются в смысл молитвы.)

Какие приёмы использует композитор, создавая музыкальный образ? Голос солиста —декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.

«Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка — слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного…»

На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».

хорового звучания и колокольного звона

молитвенной декламации чтеца.

Звучащие картины «Над вечным покоем» — одна из известнейших картин  Исаака Левитана Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы.  1869. Холст, масло. «Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева Павел Джогин «На Валааме»

Звучащие картины

«Над вечным покоем» — одна из известнейших картин  Исаака Левитана

Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы.

1869. Холст, масло.

«Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева

Павел Джогин «На Валааме»

ВОПРОСЫ:  1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка?  2.Какие картины созвучны настроению и характеру из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина?  3.Вспомни песни созвучные этим картинам?  4.Какие интонации роднят музыку и живописные полотна? Сравни мелодию-рисунок, ритм, лад и краску, тембр и колорит, форму и композицию.  5.Вспомни, подбери из учебника литературы отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке и этим картинам.

ВОПРОСЫ:

1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка?

2.Какие картины созвучны настроению и характеру из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина?

3.Вспомни песни созвучные этим картинам?

4.Какие интонации роднят музыку и живописные полотна? Сравни мелодию-рисунок, ритм, лад и краску, тембр и колорит, форму и композицию.

5.Вспомни, подбери из учебника литературы отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке и этим картинам.

Гой ты, Русь, моя родная,  Хаты — в ризах образа.. .  Не видать конца и края —  Только синь сосет глаза.  Как захожий богомолец,  Я смотрю твои поля.  А у низеньких околиц  Звонно чахнут тополя.  Пахнет яблоком и медом  По церквам твой кроткий Спас.  И гудит за корогодом  На лугах веселый пляс.  Побегу по мятой стежке  На приволь зеленых лех,  Мне навстречу, как сережки,  Прозвенит девичий смех.  Если крикнет рать святая:  «Кинь ты Русь, живи в раю! »  Я скажу: «Не надо рая,  Дайте родину мою» .  1914 С. Есенин

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа.. . Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» . 1914 С. Есенин

Симфония действо Кантата Струнные инструменты Челеста Флейта Хор Оркестр

Симфония действо

Кантата

Струнные инструменты

Челеста

Флейта

Хор

Оркестр

Челе́ста  ( итал.   celesta  — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на  пианино , звучащий наподобие  колокольчиков . Фле́йта  — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы  деревянных духовых . Является одним из самых древних по происхождению  музыкальных инструментов

Челе́ста  ( итал.   celesta  — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на  пианино ,

звучащий наподобие  колокольчиков .

Фле́йта  — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы  деревянных духовых .

Является одним из самых древних по происхождению  музыкальных инструментов

Сколь бы стран ты не видел  Рек и морей не переплывал Сколько б людей не повстречал  Сколько б песен ты не слыхал Но Дагестан край свой родной Ты не забудь это твой дом Здесь родников слаще вода  Солнце теплей здесь светит всегда Славься мой Дагестан Родина гор,  наша земля Славься ,край мой родной  Махачкала и Хасавюрт Древний Дербент и Кизилюрт Гордый Кизляр и Избербаш Тихий Каспийск ,стойкий Буйнакск Лучше тебя нет дорогой В городе каждом ты побывай гостеприимство льет через край (2 р.) В каждом из здесь своя красота  Каждый из них гордость моя

Сколь бы стран ты не видел

Рек и морей не переплывал

Сколько б людей не повстречал

Сколько б песен ты не слыхал

Но Дагестан край свой родной

Ты не забудь это твой дом

Здесь родников слаще вода

Солнце теплей здесь светит всегда

Славься мой Дагестан Родина гор,

наша земля

Славься ,край мой родной

Махачкала и Хасавюрт Древний Дербент и Кизилюрт Гордый Кизляр и Избербаш Тихий Каспийск ,стойкий Буйнакск

Лучше тебя нет дорогой

В городе каждом ты побывай гостеприимство льет через край

(2 р.)

В каждом из здесь своя красота

Каждый из них гордость моя

Домашнее задание.  Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке.

Домашнее задание.

Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!