Игровые технологии на уроках ОРКСЭ
Работу выполнила
Антонова В. В.
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа№24»
г. Петропавловска - Камчатского
Трудно переоценить значение игры в учебной деятельности. Она способствует развитию творческих способностей, овладению навыками определенных действий, выработке навыков контроля в повседневных ситуациях, развитии умений социального взаимодействия, разработки и усвоения правил, обеспечивающих открытое соперничество и «честную игру». Игра используется как инструмент общения, а также для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем.
Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Тема: Семейные праздники
- Какие семейные праздники вы могли бы назвать?
- Сравните свои ответы. Какие названия праздников совпадают? Как вы думаете, почему?
- Как вы понимаете понятие историческая память?
- Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?
-Как вы думаете, у жителей других стран такие же семейные праздники, как у нас? Чем вы могли бы это объяснить?
- Как вы думаете, какие семейные праздники здесь изображены? Почему вы так думаете?
- Если бы вы получили задание нарисовать семейный праздник, что бы вы изобразили?
Игра «Праздничный стол»
(пищевые запреты и предписание в культурах).
(другой вариант – «Поездка в страну и правила поведения»).
31 декабря – в гости приходят представители разных религиозных культур:
- надо определить, что приготовить и какие продукты использовать,
- выработать правила поведения за столом (нормы которые важно знать каждому человеку, чтобы считаться культурным)
Каждая группа обсуждает, что нельзя помещать на стол, а что предпочтительнее поставить. Затем проходит обсуждение – другие группы соглашаются или возражают, добавляют или оспаривают.
Продукты и блюда.
Продукты
Сыр, картофель, ветчина, окорок, бананы, форель, орехи, креветки, сало, молоко, мидии, курица, индейка, яблоки, утка, хлеб, баранина, раки, рис.
Блюда
Бифштекс говяжий с кровью.
Свиные отбивные.
Творожные сырники.
Салат зимний (ветчина, майонез, яйца, морковь, картофель, огурец, лук).
Курица, тушеная в сливках.
Пироги с рыбой, с мысом, с капустой, с рисом и яйцами.
Колбаса конская.
Молочный коктейль.
Пирожное эклер с белковым кремом
Игра «Угадай слово» (Работа с понятиями)
Ученик получает одно из понятий: может отвечать на задаваемые вопросы только «Да» или «Нет». Группа задает вопрос. Определяется ограничение во времени (например, 7 минут). Тот, кто называет понятие правильно – победитель.
Затем обсуждение: Что было трудно? Все ли вопросы были обоснованными? Какой из вопросов был наиболее полезным? Что еще можно было бы задать для ускорения процесса.
Слова для игры (угадывания):
Толерантность, гуманизм, культура, Родина, милосердие, ритуал.
Игра «Поле чудес» при закреплении темы «Православный календарь. Праздники». Отгадывая названия праздников православной культуры, ребята должны вспомнить обряды и обычаи христиан.
Игра «Назови праздник»
Ведущий показывает символ, нарисованный на бумаге, играющим нужно по символу назвать праздник. Угадавшим даются жетоны.
Блин – Масленница
Цветок папоротника – ночь Ивана Купалы
Яйцо – Пасха
Берёза – Троица
Верба – Вербное воскресенье
Каравай – Ильин день (первый хлеб нового урожая)
Яблоко – Второй Спас (Яблочный)
Крест – Крещение
Пчела на цветке – день Зосима – пчельника (вывозят пчёл на пасеку)
Капуста – Воздвиженье (рубят капусту)
Сани – день Екатерины – санницы
Картофель – Никола весенний (сажают картофель)
Игра «Ты – мне, я – тебе»
Часть ребят готовят только формулировки по пройденным темам, а часть должна дать определение.
Например, ежедневная молитва мусульман (НАМАЗ),
соблюдение субботы, главной традиции иудеев (ШАББАТ),
день памяти у христиан о воскресении Иисуса Христа (ВОСКРЕСЕНИЕ) и т.д.
Игра «Анаграммы» при изучении темы "Паломничества и святыни"
Дайте толкование данным словам. Укажите, к какой религии они относятся. Составьте слово по начальным буквам заданных слов
(название города трёх религий): И КОНОПИСЬ, Е ВХАРИСТИЯ, Р ЕЛИГИЯ, У ВАЖЕНИЕ, С АГААЛГАН, А ЯТ,
Л АМА, И МАМ, М ОЛИТВА (Иерусалим).
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Найди в тексте слово», «Найди ошибку», «Да - нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам».
Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д.
Игра – викторина
- Какая религия является одной из самых распространённых? (христианство)
- Какой праздник у православных является главным? (Пасха)
- Что говорят люди при встрече во время пасхальных праздников? («Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!»)
- Что в переводе с греческого обозначает слово Пасха?
- Как называется священная книга христиан? (Библия)
- Обращение к Богу. (молитва)
- Как называется сладкий, сдобный пасхальный хлеб? (кулич)
- Что звучит во всех церквях во время празднования праздника Пасхи? (благовест)
- Священные для христиан изображения Иисуса, которые пишут красками? (икона)
- Люди, посвятившие Богу свою жизнь? (монахи)
- Сколько дней празднуют Пасху? (сорок)
- Как называется пасхальный гимн, песнопение о возрождении Иисуса Христа? (тропарь)
- Что принято дарить в праздник Пасхи? (яйцо)
- Кто, согласно библейскому преданию принёс императору Тиберию яйцо? (Мария Магдалина)
- Как называется здание предназначенное для богослужения, прочтения молитв? (храм)
- Первые ученики Христа? (апостолы)
- Как называется время покаяния и духовного очищения, которое длится семь недель до праздника Пасхи? (пост)
- Почему Пасха является главным праздником христиан? (победа жизни над смертью)
Интернет – ресурсы:
http://doc4web.ru/orkse/ispolzovanie-igrovih-i-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/12/07/pedagogicheskie-tekhnologii-na