ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Цели урока:
- познакомиться с понятиями «совершенный и несовершенный вид глагола», «видовая пара»;
- научиться распознавать глаголы соверш. и несоверш. вида по вопросам и по значению;
- научиться подбирать видовые пары, опре-делять способы их образования;
- научиться правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.
Проверка домашнего задания
1. Что такое глагол?
2. Что глагол обозначает?
3. На какие вопросы глагол отвечает?
4. Назовите постоянные признаки глагола.
5. Назовите непостоянные признаки глагола.
6. Каким членом предложения обычно является глагол?
7. Как другими словами называется начальная форма глагола?
8. Чем неопределённая форма глагола выделяется среди других глагольных форм?
9. Какие признаки имеет глагол в неопределённой форме?
10. Какие признаки не имеет глагол в неопред. форме?
11. Назовите суффиксы неопределённой формы глагола.
12. Что является общей особенностью этих суффиксов?
Ознакомление с определением
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос __________ ; указывают на __________ действия, его __________ действия или его __________; имеют __________ формы времени: __________. Например: __________
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос __________; обозначают действия __________. Имеют __________ формы времени: __________. Например: __________.
Вид глагола
Соверш.в. Несоверш.в.
С пела Пела, пою,
с пою буду петь
что с делала? что делала?
что с делаю? что делаю?
что буду делать?
Упражнение 65 . Заполнение таблицы.
Вопросы
Что делать?
Примеры
Что сделать?
Действия
Вид
Упражнение 65 . Заполнение таблицы
Вопросы
Что делать?
Примеры
Что сделать?
Качать, гнуться, мелькать
Действия
Расцвести, завить
Незавершённые
Вид
Завершённые
Несов. вид
Сов. вид
Выполнение упражнения
Вставьте пропущенные буквы, укажите вид глаголов, задав вопрос и определив значение.
1. Лучше пот...рять (___. в.) кош...лёк, чем н...рушить (___. в.) слово.
2. Ест (___. в.) за вола, а работа...т (___. в.) за к...мара.
3. Пр...литую воду не соберёш... (___. в.).
4. Не всё то зол…то, что бл...стит (___. в.).
Самопроверка
1. Лучше пот е рять ( сов. в.) кош е лек, чем н а рушить ( сов. в.) слово.
2. Ест ( несов. в.) за вола, а работа е т ( несов. в.) за к о мара.
3. Пр о литую воду не соберёш ь ( сов. в.).
4. Не все то золот о , что бл е стит ( несов. в.).
Сказка о видах глагола
Формы глаголов сов.в. и несов.в.
Пр. вр.
Сов.
вид
+
Н. вр.
Несов.
Буд. вр.
вид
+
+
+
+
Материал к упражнению 68
Вариант 1:
Прятать (несов. в.) — прятали, прячут, будут прятать.
Выдумать (сов. в.) — выдумали, выдумают.
Разобрать (сов. в.) — разобрали, разберут.
Кружить (несов. в.) — кружили, кружат, будут кружить.
Вариант 2:
Указать (сов. в.) — указали, укажут.
Терпеть (несов. в.) — терпели, терпят, будут терпеть.
Переплести (сов. в.) — переплели, переплетут.
Застилать (несов. в.) — застилали, застилают, будут застилать.
Способы образования видовой пары:
1) сог ну ть ← сгибать (суфф.)
2) вс пахать ← пахать (пристав.)
3) рассы`пать ← рассыпа`ть (смена места ударения)
4) взять ← брать (замена основы)
Образуйте видовую пару, укажите способ образования
Касаться, дуть, рассыпа`ть, брать, среза`ть, решать, беречь, замечать, говорить.
что делать? → что сделать?
- Касаться → … (???)
- дуть →
Проверка работы
Образуйте видовую пару, укажите способ образования.
Касаться → коснуться (суфф.)
дуть → сдуть (пристав.)
рассыпа`ть → рассы`пать (смена места ударения)
брать → взять (замена основы)
среза`ть → сре`зать (смена места ударения)
решать → решить (суфф.)
беречь → сберечь (пристав.)
замечать → заметить (суфф.)
говорить → сказать (замена основы)
Образуйте видовые пары глаголов при условии, если известен один из них. Укажите способы их образования.
Глагол несов. вида
Глагол сов. вида
- учить
- …
- …
- насыпа`ть
- …
- варить
- класть
…
починить
рассказать (суфф.)
…
поймать
…
…
Проверка работы
Глагол несов. вида
учить
Глагол сов. вида
(чинить)
(выучить — прист.)
(рассказывать — суф.)
починить (прист.)
насыпа`ть
рассказать
(ловить — замена основы)
(насы`пать — смена места ударения)
варить
поймать
(сварить — прист.)
класть
(положить — замена основы)
Правила употребления в речи глаголов, образованных способом «Замена основы».
Правила употребления в речи глаголов, образованных способом «Замена основы»
НЕЛЬЗЯ!!!
НАДО!!!
Руки ложьте, залаживайте, ложите, заложьте, укладайте, заложивайте .
Положите! Кладите!
НЕЛЬЗЯ!!!
НАДО!!!
Руки
ложьте, залаживайте, ложите, заложьте, укладайте, заложивайте .
Положите! Кладите!
Изучение таблицы на с. 46
Несовершенный вид
(что делать?)
Совершенный вид
класть
(что с делать?)
искать
положить
найти
ловить
брать
поймать
взять
Тестовая самостоятельная работа
Творческое задание
Замените данные глаголы синонимами с суф-фиксом -ся, запишите эти синонимы в два столбика: 1) глаголы сов. вида; 2) глаголы несов. вида.
Блестит, пролетит, захохочет, влезть, выздоравливает.
Заполнение пропусков в определении
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос __________ ; указывают на __________ действия, его __________ действия или его __________; имеют __________ формы времени: __________. Например: __________
- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос __________; обозначают действия __________. Имеют __________ формы времени: __________. Например: __________.
Цели урока:
- познакомиться с понятиями «совершенный и несовершенный вид глагола», «видовая пара»;
- научиться распознавать глаголы совершен-ного и несовершенного вида по вопросам и по значению;
- научиться подбирать видовые пары, опре-делять способы их образования;
- научиться правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.
Домашнее задание
§ 7, упражнение 71.
* Вспомнить фразеологизмы со словами из рамки на стр. 46.