СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "А.С.Пушкин.К няне". Анализ поэтического теста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " А.С.Пушкин.Анализ стихотворения "К няне" познакомит учащихся с некоторыми страницами жизни великого поэта. Ученики научатся анализировать поэтический текст.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "А.С.Пушкин.К няне". Анализ поэтического теста.»

Литература. 5 класс. Тема 5 Александр Сергеевич Пушкин «К няне » Учитель: Силкина Людмила Юрьевна

Литература. 5 класс. Тема 5

Александр Сергеевич Пушкин

«К няне »

Учитель: Силкина Людмила Юрьевна

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.  И.С.Аксаков

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память. И.С.Аксаков

1802 г. 6 июня 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье родился будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин

1802 г.

6 июня 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье родился будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I. Абрам Петрович Ганнибал прадед поэта

Мать,

Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I.

Абрам Петрович Ганнибал прадед поэта

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна . Яковлева  Арина  Родионовна Ганнибал  Мария  Алексеевна

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна .

Яковлева

Арина Родионовна

Ганнибал

Мария Алексеевна

Арина Родионовна Матвеева ( в девичестве Яковлева) 1758-1828  В девичестве носила фамилию Яковлева. Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Будущий поэт был глубоко привязан к своей няне.

Арина Родионовна Матвеева ( в девичестве Яковлева)

1758-1828

В девичестве носила фамилию Яковлева.

Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима

Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Будущий поэт был глубоко привязан к своей няне.

Пушкин в Михайловском А.С.Пушкин в августе 1824 – сентябре 1826 находился в Михайловском. Пребывание поэта было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел -утешитель, спасла меня И я воскрес душой!

Пушкин в Михайловском

А.С.Пушкин в августе 1824 – сентябре 1826 находился в Михайловском. Пребывание поэта было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным.

Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел -утешитель, спасла меня

И я воскрес душой!

«…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя  подруга – и с ней мне не скучно.»

«…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя

подруга – и с ней мне не скучно.»

Няне     Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Октябрь. 1826 Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках . Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь: Тоска, предчувствие, заботы Теснят твою всечасно грудь… То чудится тебе…

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Октябрь. 1826

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках .

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь… То чудится тебе…

Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. А.С.Пушкина употребляет ласковые обращения: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы.

А.С.Пушкина употребляет ласковые обращения:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Композиция стихотворения  Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе... обращение лирического героя к няне забытый домик в глуши сосновых лесов лирический герой словно  видит няню, угадывает  её переживания душевное беспокойство няни о своём воспитаннике

Композиция стихотворения

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

обращение лирического

героя к няне

забытый домик в глуши сосновых лесов

лирический герой словно

видит няню, угадывает

её переживания

душевное беспокойство

няни о своём

воспитаннике

Композиция стихотворения  1 часть – обращение лирического героя к няне. Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда. 4 часть – беспокойство.

Композиция стихотворения

  • 1 часть – обращение лирического героя к няне.
  • Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.
  • В 3 части герой мысленно возвращается туда.
  • 4 часть – беспокойство.
Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?

Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?

Лексическая работа в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки. « Подруга дней моих суровых» «Давно-давно ты ждешь меня…» «Горюешь будто на часах» «Глядишь в забытые вороты»  воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице. выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут.

Лексическая работа

в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.

  • « Подруга дней моих суровых»
  • «Давно-давно ты ждешь меня…»
  • «Горюешь будто на часах»
  • «Глядишь в забытые вороты»

воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.

выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места».

ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут.

Художественные средства сравнение: «горюешь, будто на часах »;  эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»; метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь... »;  противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).

Художественные средства

  • сравнение: «горюешь, будто на часах »;
  • эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
  • метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь... »;
  • противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).
Понаблюдаем… Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя ! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня.  А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия , понимания и поддержки близких друг другу людей.

Понаблюдаем…

  • Подруга дней моих суровых,
  • Голубка дряхлая моя !
  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждёшь меня.

А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия , понимания и поддержки близких друг другу людей.

Сравним слова дряхлая и голубка Дряхлая   старая, дырявая (одежда);   старая, ветхая, покосившаяся (изба);   сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).   Голубка :   - особь женского рода в стае голубей (прямое значение);   - так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);   - голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).    Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая

Сравним слова дряхлая и голубка

Дряхлая старая, дырявая (одежда); старая, ветхая, покосившаяся (изба); сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

Голубка : - особь женского рода в стае голубей (прямое значение); - так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл); - голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая

Подведем итоги  Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.  Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.

Подведем итоги

  • Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.
  • Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!