СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"»

Тема урока:  «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари». - обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»; - формировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи; -развить умение работать с фразеологическим словарем; -воспитывать бережное отношение к родному языку.  

Тема урока: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

- обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»;

- формировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи;

-развить умение работать с фразеологическим словарем;

-воспитывать бережное отношение к родному языку.

 

знаю Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. Хочу узнать Узнал(а) 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

знаю

  • Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

Хочу узнать

Узнал(а)

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

Знаю Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. Хочу узнать Узнал (а) 1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3. Фразеологизм является одним членом предложения. 3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем. 4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом. 5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

Знаю

  • Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

Хочу узнать

Узнал (а)

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1-ая группа: - Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Стреляного воробья на мякине не проведешь. Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает. Не в свои сани не садись.

1-ая группа:

- Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Стреляного воробья на мякине не проведешь.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.
  • Не в свои сани не садись.
2-ая группа: Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет? Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!

2-ая группа:

  • Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет?
  • Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!
3-я группа: Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам: Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.

3-я группа:

  • Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:
  • Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.
4-я группа: С какими произведениями связаны такие выражения: Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.

4-я группа:

С какими произведениями связаны такие выражения:

  • Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.
5-я группа:  Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл : Играть первую скрипку. Через час по чайной ложке. Без сучка и задоринки. Шито белыми нитками. Доводить до белого каления.

5-я группа:

Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл :

  • Играть первую скрипку.
  • Через час по чайной ложке.
  • Без сучка и задоринки.
  • Шито белыми нитками.
  • Доводить до белого каления.
6-я группа: Прочитайте выражение, составьте с ним два предложения так, чтобы в первом предложении данное выражение было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном. Сматывать удочки.

6-я группа:

Прочитайте выражение, составьте с ним два предложения так, чтобы в первом предложении данное выражение было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном.

  • Сматывать удочки.
Происхождение фразеологизмов исконно русские заимствованные Пословицы и Из профессиональной речи Сказки Переосмысление свободных словосочетаний История, мифология Библия, Евангелие поговорки

Происхождение фразеологизмов

исконно русские

заимствованные

Пословицы и

Из профессиональной речи

Сказки

Переосмысление свободных словосочетаний

История, мифология

Библия, Евангелие

поговорки

Мухи не обидит Море по колено

Мухи не обидит

Море по колено

Тянуть кота за хвост Как две капли воды

Тянуть кота за хвост

Как две капли воды

Не разлей вода Витать в облаках

Не разлей вода

Витать в облаках

Плясать под чужую дудку Сесть на шею  Водить за нос

Плясать под чужую дудку

Сесть на шею

Водить за нос

Козел отпущения – …    Рог изобилия -…    На воре шапка горит - …
  • Козел отпущения – …

 

  • Рог изобилия -…

 

  • На воре шапка горит - …

кашу маслом не испортишь как об стенку горох хоть кол на голове теши сказано – сделано не видать как своих ушей  всему своё время ему про Ерёму, а он про Фому как с Луны свалился русским языком сказано воду в ступе толочь
  • кашу маслом не испортишь
  • как об стенку горох
  • хоть кол на голове теши
  • сказано – сделано
  • не видать как своих ушей
  • всему своё время
  • ему про Ерёму, а он про Фому
  • как с Луны свалился
  • русским языком сказано
  • воду в ступе толочь

Знаю

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

Хочу знать

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

Узнал(а)

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология;

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря.

Домашнее задание Напишите небольшое сочинение с использованием фразеологизмов на тему «Школа».

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение с использованием фразеологизмов на тему «Школа».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!