СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме "Тема дома в русской литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме "Тема дома в русской литературе"»

ТЕМА ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Яковлева Н.В.

ТЕМА ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Яковлева Н.В.

Фазиль Искандер . Эссе и публицистика. Дом и бездомье. «Всю мировую литературу я разделяю на два типа - литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии».

Фазиль Искандер . Эссе и публицистика. Дом и бездомье.

  • «Всю мировую литературу я разделяю на два типа - литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии».
. «Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно. Так, Пушкин и Лермонтов - достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов).  Такая же пара: Толстой - Достоевский. В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова – Цветаева»
  • .
  • «Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.
  • Так, Пушкин и Лермонтов - достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов).
  • Такая же пара: Толстой - Достоевский.
  • В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова – Цветаева»
ЛИТЕРАТУРА ДОМА ЛИТЕРАТУРА БЕЗДОМЬЯ «…рядом с ее героями хотелось бы жить, ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами…» «…не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь…» «Литература дома - преимущественно мудрость (Пушкин, Толстой)». «Мудрость сразу охватывает все окружение, но видит не так уж далеко…» «Литература бездомья - преимущественно ум (Лермонтов, Достоевский)». «Ум имеет более узкий кругозор, но видит гораздо дальше». «…всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир - дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь». «…ничего не детализирует, кроме многообразия своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет». «…гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит».

ЛИТЕРАТУРА ДОМА

ЛИТЕРАТУРА БЕЗДОМЬЯ

«…рядом с ее героями хотелось бы жить, ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами…»

«…не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь…»

«Литература дома - преимущественно мудрость (Пушкин, Толстой)».

«Мудрость сразу охватывает все окружение, но видит не так уж далеко…»

«Литература бездомья - преимущественно ум (Лермонтов, Достоевский)».

«Ум имеет более узкий кругозор, но видит гораздо дальше».

«…всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир - дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь».

«…ничего не детализирует, кроме многообразия своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет».

«…гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит».

«Его романы - экологическое предупреждение человечеству: "Внимание, на тебя идет человек подполья!" Дай ему только вырваться, и он так отомстит за все свои унижения, как еще никто не мстил. Энергия самоутверждения распадающейся души, цепная реакция скандалов, предвестье атомной энергии». «…То давнее смутное впечатление сходства утреннего пожарища с ночным чтением Достоевского. Так вот в чем дело! Принципиальная бездомность, открытость всем ветрам в художестве Достоевского.»

«Это был роман-дом, где хочется жить…» «Казалось, в холодный, промозглый день после долгого плутания по улицам я вошел в теплый дом, полный дружественных, милых людей. Да, Лев Толстой в каждом своем произведении создает дом, даже если внутри этого дома сомневаются, спорят: честно ли иметь дом? Даже если в конце "Анны Карениной" этот дом (для нее) разрушается со страшным трагедийным скрежетом, даже если сам он не вынес свой собственный дом и покинул его. (Чтоб уйти из своего дома, надо было придавать ему очень большое значение.) Но все его творчество - это добрый, разумный дом и самый уютный дом -"Война и мир", где, можно сказать, вся Россия покинула свой дом, чтобы защитить дом - Россию…»

«Два типа творчества в русской литературе - дом и бездомье. Между ними кибитка Гоголя - не то движущийся дом, не то движущееся бездомье. Перед какой бы российской усадьбой ни останавливался ее великий путешественник, каждый раз он прощается с горьким смехом - Голодаловка Плюшкина, Объедаловка Собакевича, Нахаловка Ноздрева.... И только один раз прощается с нежностью и любовью -
  • «Два типа творчества в русской литературе - дом и бездомье. Между ними кибитка Гоголя - не то движущийся дом, не то движущееся бездомье. Перед какой бы российской усадьбой ни останавливался ее великий путешественник, каждый раз он прощается с горьким смехом - Голодаловка Плюшкина, Объедаловка Собакевича, Нахаловка Ноздрева.... И только один раз прощается с нежностью и любовью - "Старосветские помещики". С ними ему явно хотелось бы пожить».
  • "...люблю отчизну я, но странною любовью...", "Выхожу один я на дорогу...", "Насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом..." Какой тут может быть дом, если дом промотался».
  • «Лермонтовский Печорин, сам того не желая, невольно разрушает дом контрабандиста, дом Бэлы, и даже маловероятный дом Грушницкого. И сам , бездомный, погибает где-то в Персии.»
«Пушкинский Евгений в
  • «Пушкинский Евгений в "Медном всаднике", защищая свое право на дом, восстал против Петра, за что поплатился безумием и в безумии переходит в естественное теперь для него состояние бездомности.»
  • «Очарование дома мы находим и в Белогорской крепости, и в семье Лариных, и даже в гениальном «Выстреле». Сильвио, видя, что его противник нисколько не страшится выстрела, оставляет его за собой: посмотрим, будешь ли ты таким, когда будет что терять, кроме собственной жизни... Дом. Тема ответственности. И Сильвио-Пушкин, дважды имея право на выстрел, не решается разрушить дом. Уходит. Обаяние Пушкина, обаяние домашнего тепла».
«В начале двадцатого века в русской литературе утечка пушкинского тепла становится катастрофической. Философствующие босяки… богоискатели. Нет дома, но есть кабак, нет свободы, но есть своеволие, нет бодрости духа, но есть алкоголь или идеи, возбуждающие, как алкоголь.  Кажется, о потерянном доме тоскует только Бунин, как бы насильственно выдворенный из девятнадцатого века в двадцатый, как бы заранее уверенный, что из двадцатого века ничего путного не получится» .
  • «В начале двадцатого века в русской литературе утечка пушкинского тепла становится катастрофической. Философствующие босяки… богоискатели. Нет дома, но есть кабак, нет свободы, но есть своеволие, нет бодрости духа, но есть алкоголь или идеи, возбуждающие, как алкоголь.
  • Кажется, о потерянном доме тоскует только Бунин, как бы насильственно выдворенный из девятнадцатого века в двадцатый, как бы заранее уверенный, что из двадцатого века ничего путного не получится» .
« В революционных мотивах творчества Горького и Маяковского намечается совершенно новая тема: дом-будущее».  «… борьба за этот дом, ностальгия по этому дому - вот главная тема советской литературы, утвержденная творчеством Маяковского».
  • « В революционных мотивах творчества Горького и Маяковского намечается совершенно новая тема: дом-будущее».
  • «… борьба за этот дом, ностальгия по этому дому - вот главная тема советской литературы, утвержденная творчеством Маяковского».
« Идея дома и поэтика литературы дома с  огромной силой выплеснулись в

« Идея дома и поэтика литературы дома с огромной силой выплеснулись в"Тихом Доне". Тихий Дон - тихий дом. Горькая ирония бесконечная поэтизация дома, казацкого быта, где каждая вещь ощупывается, рисуется, оплакивается с прощальной любовью. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречен на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет.»

В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, Б.Можаев, А.Солженицын… «Тема отчего дома должна была появиться,  и она появилась … у

В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, Б.Можаев, А.Солженицын…

«Тема отчего дома должна была появиться,

и она появилась … у "деревенщиков" …»

В.Распутин «Последний срок» -1970 «Прощание с Матёрой» -1976 «Пожар» -1985 «В ту же землю» - 1995 «Изба» -1999 «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперёд всего – дома, а не на постое, в себе, в своём собственном внутреннем хозяйстве, где всё имеет определённое, издавна заведённое место и службу. Затем дома – в избе, в квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой – в себя. И дома – на родной земле…» (В.Распутин «Пожар»)

В.Распутин

«Последний срок» -1970

«Прощание с Матёрой» -1976

«Пожар» -1985

«В ту же землю» - 1995

«Изба» -1999

«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперёд всего – дома, а не на постое, в себе, в своём собственном внутреннем хозяйстве, где всё имеет определённое, издавна заведённое место и службу. Затем дома – в избе, в квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой – в себя. И дома – на родной земле…» (В.Распутин «Пожар»)

Тема дома и бездомья у А.Солженицына «МАТРЁНИН ДВОР» «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» Ключевые понятия–символы: дом, изба, двор (то, что строилось предками, на долгий срок, для семейной жизни) Ключевое понятие – барак (временное жильё, укрытие)   Дом - пространство Антипространство Дом - символ Родины, покоя и счастья, хранитель нравственных идеалов, праведный мир. Замкнутый круг, из которого нет выхода, в котором томится и страдает душа человеческая (барак с нарами - зона с колючей проволокой – степь и стройка - нары в бараке). Дом – отражение внутреннего состояния героини, её второе «Я». Гибель дома – смерть Матрёны. Убивает живое, удушает человеческую мысль, разрушает стремление что-то созидать, отучает работать.

Тема дома и бездомья у А.Солженицына

«МАТРЁНИН ДВОР»

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Ключевые понятия–символы: дом, изба, двор (то, что строилось предками, на долгий срок, для семейной жизни)

Ключевое понятие – барак (временное жильё, укрытие)

Дом - пространство

Антипространство

Дом - символ Родины, покоя и счастья, хранитель нравственных идеалов, праведный мир.

Замкнутый круг, из которого нет выхода, в котором томится и страдает душа человеческая (барак с нарами - зона с колючей проволокой – степь и стройка - нары в бараке).

Дом – отражение внутреннего состояния героини, её второе «Я».

Гибель дома – смерть Матрёны.

Убивает живое, удушает человеческую мысль, разрушает стремление что-то созидать, отучает работать.

«Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти не существуют. Но как две мощные склонности они реальны. Они необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно...»  Фазиль Искандер
  • «Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти не существуют. Но как две мощные склонности они реальны. Они необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно...»

Фазиль Искандер

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!