Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"»
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
Урок литературы в 11 классе
учителя русского языка и литературы МБОУ «Шапшинская СОШ»
Гарифьяновой Т.А.
Работа в группах Чтение и анализ стихов о Родине
- Группа 1 : Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914г
- Группа 2 : 1917. Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был…»
- Группа 3 : 30- е годы. Сталинизм, репрессии. «Реквием» /отд. главы/ .
- Группа 4 : Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество»
- Группа 5 : «Русская земля»1962
Заполнить таблицу «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А.АХМАТОВОЙ »
Название
произведе-ния и
время его создания
Образы и ключевые слова, мотивы
Яркие художе-ственные средства
Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине
Мои мысли о прочитан-ном стихотворе-нии, поэме
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Молитва» 1914 г. Программа работы для 1 группы.
- Какое событие тревожит поэта?
- Почему стихотворение называется «Молитва»? Кому и о чём молится лирическая героиня?
- Какие художественные средства использует поэт?
- Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворений А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был». Программа работы для 2 группы.
- Что объединяет стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был»?
- Как характеризуется революционная Россия в стихотворении «Мне голос был»?
- Какой путь выбирает лирическая героиня?
- Как выражено отношение к тем, кто покинул Родину?
- В чем особенность лексики этих стихов?
- Какие художественные средства использует поэтесса?
- Заполнить таблицу (образец дан)
Reguiem
- По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.
Католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.
- Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении.
Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» (Вступление и Эпилог). П рограмма работы для 3 группы.
- Какой увиделась Русь поэту во Вступлении? Почему Ахматова употребляет столь редкое для того времени слово «Русь»?
- Как во Вступлении Ахматова назвала Ленинград?
- Проанализировать исторические, литературные и библейские реминисценции, заключённые во Вступлении. (Какие художественные средства использует поэтесса?)
- Какие строчки Эпилога подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?
- Как соотносится образ лирической героини с образом русского народа.
- Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Мужество». Программа работы для 4 группы.
- Каков ритм стихотворения?
- К чему призывает героиня Ахматовой русский народ?
- Какую подтекстную информацию несёт слово «что», употреблённое дважды? Подберите синонимы к нему.
- Найдите ключевые слова, которые выражают позицию автора во время войны.
- Почему стихотворение называется «Мужество»?
- Отчего придается такое великое значение слову, родному языку?
- * Сравните стихотворение Ахматовой «Мужество» и стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
- Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Родная земля 1961 г. Программа работы для 5 группы.
- Найдите ключевые слова, которые выражают отношение автора к Родине, родной земле.
- Каково идейно-художественное содержание стихотворения.
- Какие яркие художественные средства использует поэтесса?
- Лексический план стихотворения.
- Почему стихотворение называется «Родная земля», а не «Родина».
- *Сравнить стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина».
- Заполнить таблицу (образец дан).
Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?
Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?
Частотный словарь имён С.Гиля показывает: в творчестве А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз , слово Отчизна – 4 раза, Россия- 5 раз, Русь – 2 раза, край – 15 , а вот слово земля – 80 раз (для сравнения, слово любовь – 65 раз , песня – 63 ). Именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) наиболее часто используется в творчестве Ахматовой для обозначения Родины.
Домашнее задание
Подготовится к тесту
по творчеству .А.Ахматовой
Проанализировать стихотворение А.Ахматовой о любви
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М.: Дрофа, 2005.
- Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. М.: «ВАКО», 2007.
- Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е издание. – М.:Изд-во МГУ, 2003.
- Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
- Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт. – сост. Е.И. Болдырева. – М.: Дрофа,2006.
- http://anna.ahmatova.com/
- http://www.examen.ru/
- http://ahmatova.niv.ru/
- http://www.axmatova.ru/
- http://www.literrat.ru/
- http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm
- http://www.akhmatova.org/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://ssmirnoff.livejournal.com/1087196.html
- http://www.kostyor.ru/student/?n=275