СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству А.А.Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой"»

ТЕМА РОДИНЫ  В ТВОРЧЕСТВЕ  АННЫ АХМАТОВОЙ  Урок литературы в 11 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Шапшинская СОШ» Гарифьяновой Т.А.

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Урок литературы в 11 классе

учителя русского языка и литературы МБОУ «Шапшинская СОШ»

Гарифьяновой Т.А.

Работа в группах  Чтение и анализ стихов о Родине Группа 1 : Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914г Группа 2 : 1917. Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был…»   Группа 3 : 30- е годы. Сталинизм, репрессии. «Реквием» /отд. главы/ .  Группа 4 : Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество»  Группа 5 : «Русская земля»1962

Работа в группах Чтение и анализ стихов о Родине

  • Группа 1 : Открытие темы. Стихотворение «Молитва»1914г
  • Группа 2 : 1917. Революция. Проблема выбора. Стихотворения «Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был…»
  • Группа 3 : 30- е годы. Сталинизм, репрессии. «Реквием» /отд. главы/ .
  • Группа 4 : Великая Отечественная война. Стихотворение «Мужество»
  • Группа 5 : «Русская земля»1962
Заполнить таблицу  «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А.АХМАТОВОЙ » Название произведе-ния и время его создания Образы и ключевые слова, мотивы Яркие художе-ственные средства Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине Мои мысли о прочитан-ном стихотворе-нии, поэме

Заполнить таблицу «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ А.АХМАТОВОЙ »

Название

произведе-ния и

время его создания

Образы и ключевые слова, мотивы

Яркие художе-ственные средства

Чувства и позиция лирической героини по отношению к Родине

Мои мысли о прочитан-ном стихотворе-нии, поэме

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Молитва» 1914 г.  Программа работы для 1 группы. Какое событие тревожит поэта? Почему стихотворение называется «Молитва»? Кому и о чём молится лирическая героиня? Какие художественные средства использует поэт? Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Молитва» 1914 г. Программа работы для 1 группы.

  • Какое событие тревожит поэта?
  • Почему стихотворение называется «Молитва»? Кому и о чём молится лирическая героиня?
  • Какие художественные средства использует поэт?
  • Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворений А.Ахматовой  «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был».  Программа работы для 2 группы. Что объединяет стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был»? Как характеризуется революционная Россия в стихотворении «Мне голос был»? Какой путь выбирает лирическая героиня? Как выражено отношение к тем, кто покинул Родину? В чем особенность лексики этих стихов? Какие художественные средства использует поэтесса? Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворений А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был». Программа работы для 2 группы.

  • Что объединяет стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был»?
  • Как характеризуется революционная Россия в стихотворении «Мне голос был»?
  • Какой путь выбирает лирическая героиня?
  • Как выражено отношение к тем, кто покинул Родину?
  • В чем особенность лексики этих стихов?
  • Какие художественные средства использует поэтесса?
  • Заполнить таблицу (образец дан)
Reguiem По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.  Католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение. Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении.

Reguiem

  • По начальному слову латинского текста « Reguiem aetenam dona eis Domine » - «Вечный покой даруй им, Господи», заупокойная месса.

Католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.

  • Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении.
 Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием»  (Вступление и Эпилог).  П рограмма работы для 3 группы.  Какой увиделась Русь поэту во Вступлении? Почему Ахматова употребляет столь редкое для того времени слово «Русь»? Как во Вступлении Ахматова назвала Ленинград? Проанализировать исторические, литературные и библейские реминисценции, заключённые во Вступлении. (Какие художественные средства использует поэтесса?) Какие строчки Эпилога подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины? Как соотносится образ лирической героини с образом русского народа. Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» (Вступление и Эпилог). П рограмма работы для 3 группы.

  • Какой увиделась Русь поэту во Вступлении? Почему Ахматова употребляет столь редкое для того времени слово «Русь»?
  • Как во Вступлении Ахматова назвала Ленинград?
  • Проанализировать исторические, литературные и библейские реминисценции, заключённые во Вступлении. (Какие художественные средства использует поэтесса?)
  • Какие строчки Эпилога подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?
  • Как соотносится образ лирической героини с образом русского народа.
  • Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Мужество».   Программа работы для 4 группы. Каков ритм стихотворения? К чему призывает героиня Ахматовой русский народ? Какую подтекстную информацию несёт слово «что», употреблённое дважды? Подберите синонимы к нему. Найдите ключевые слова, которые выражают позицию автора во время войны. Почему стихотворение называется «Мужество»? Отчего придается такое великое значение слову, родному языку? * Сравните стихотворение Ахматовой «Мужество» и стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» Заполнить таблицу (образец дан)

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Мужество». Программа работы для 4 группы.

  • Каков ритм стихотворения?
  • К чему призывает героиня Ахматовой русский народ?
  • Какую подтекстную информацию несёт слово «что», употреблённое дважды? Подберите синонимы к нему.
  • Найдите ключевые слова, которые выражают позицию автора во время войны.
  • Почему стихотворение называется «Мужество»?
  • Отчего придается такое великое значение слову, родному языку?
  • * Сравните стихотворение Ахматовой «Мужество» и стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
  • Заполнить таблицу (образец дан)
Анализ стихотворения А.Ахматовой  «Родная земля 1961 г.  Программа работы для 5 группы.  Найдите ключевые слова, которые выражают отношение автора к Родине, родной земле. Каково идейно-художественное содержание стихотворения. Какие яркие художественные средства использует поэтесса? Лексический план стихотворения. Почему стихотворение называется «Родная земля», а не «Родина». *Сравнить стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина». Заполнить таблицу (образец дан).

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Родная земля 1961 г. Программа работы для 5 группы.

  • Найдите ключевые слова, которые выражают отношение автора к Родине, родной земле.
  • Каково идейно-художественное содержание стихотворения.
  • Какие яркие художественные средства использует поэтесса?
  • Лексический план стихотворения.
  • Почему стихотворение называется «Родная земля», а не «Родина».
  • *Сравнить стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» и М.Ю.Лермонтова «Родина».
  • Заполнить таблицу (образец дан).
 Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине?   Что значит Родина для А.Ахматовой?

Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?

 Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине?   Что значит Родина для А.Ахматовой?

Какие чувства испытывает А.Ахматова по отношению к Родине? Что значит Родина для А.Ахматовой?

 Частотный словарь имён С.Гиля показывает: в творчестве А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз , слово Отчизна – 4 раза, Россия- 5 раз, Русь – 2 раза, край – 15 , а вот слово земля – 80 раз (для сравнения, слово любовь – 65 раз , песня – 63 ). Именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) наиболее часто используется в творчестве Ахматовой для обозначения Родины.

Частотный словарь имён С.Гиля показывает: в творчестве А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз , слово Отчизна – 4 раза, Россия- 5 раз, Русь – 2 раза, край – 15 , а вот слово земля – 80 раз (для сравнения, слово любовь – 65 раз , песня – 63 ). Именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) наиболее часто используется в творчестве Ахматовой для обозначения Родины.

Домашнее задание Подготовится к тесту по творчеству .А.Ахматовой Проанализировать стихотворение А.Ахматовой о любви

Домашнее задание

Подготовится к тесту

по творчеству .А.Ахматовой

Проанализировать стихотворение А.Ахматовой о любви

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М.: Дрофа, 2005. Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. М.: «ВАКО», 2007. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е издание. – М.:Изд-во МГУ, 2003. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт. – сост. Е.И. Болдырева. – М.: Дрофа,2006. http://anna.ahmatova.com/ http://www.examen.ru/ http://ahmatova.niv.ru/ http://www.axmatova.ru/ http://www.literrat.ru/ http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm http://www.akhmatova.org/ http://school-collection.edu.ru/ http://ssmirnoff.livejournal.com/1087196.html http://www.kostyor.ru/student/?n=275

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М.: Дрофа, 2005.
  • Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. М.: «ВАКО», 2007.
  • Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е издание. – М.:Изд-во МГУ, 2003.
  • Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  • Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт. – сост. Е.И. Болдырева. – М.: Дрофа,2006.
  • http://anna.ahmatova.com/
  • http://www.examen.ru/
  • http://ahmatova.niv.ru/
  • http://www.axmatova.ru/
  • http://www.literrat.ru/
  • http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm
  • http://www.akhmatova.org/
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://ssmirnoff.livejournal.com/1087196.html
  • http://www.kostyor.ru/student/?n=275


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!