СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Чарльза Диккенса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации позволяет сформировать у десятиклассников представление о жизни и  творчестве Чарльза Диккенса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Чарльза Диккенса"»

Чарльз Диккенс    «Настоящий бог английской литературы»

Чарльз Диккенс

«Настоящий бог английской литературы»

Джон Диккенс Элизабет Диккенс Родился в Англии, в Портсмуте, в 1812 году. Семья была большая: Диккенс был вторым ребёнком из восьми. Отец, Джон Диккенс, был состоятельным чиновником, легкомысленным, но добродушным и весёлым. Детей окружил заботой и лаской, особенно баловал маленького Чарльза, который унаследовал от него богатое воображение и лёгкость слова. Мать, Элизабет Диккенс, была серьёзной женщиной, на плечи которой падали заботы о благосостоянии семьи.

Джон Диккенс

Элизабет Диккенс

Родился в Англии, в Портсмуте, в 1812 году.

Семья была большая: Диккенс был вторым ребёнком из восьми. Отец, Джон Диккенс, был состоятельным чиновником, легкомысленным, но добродушным и весёлым. Детей окружил заботой и лаской, особенно баловал маленького Чарльза, который унаследовал от него богатое воображение и лёгкость слова. Мать, Элизабет Диккенс, была серьёзной женщиной, на плечи которой падали заботы о благосостоянии семьи.

 Маленький Диккенс был артистичным, способным мальчиком, прекрасно рассказывал стихи, разыгрывал сценки. Родители поощряли его увлечение настолько, что мальчик превратился в самовлюблённого и тщеславного актёра .

Маленький Диккенс был артистичным, способным мальчиком, прекрасно рассказывал стихи, разыгрывал сценки. Родители поощряли его увлечение настолько, что мальчик превратился в самовлюблённого и тщеславного актёра .

1815 год – семья переезжает в Лондон, затем, через 2 года, в Чатем, где Диккенс учится в школе баптисткого пастора. 1824 год – отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму (он разорился, к тому же жил не по средствам в столице). Мать боролась с нищетой; Чарльз был отправлен на фабрику по производству ваксы, что было для него величайшим ударом, позже он скрывал эти унизительные моменты жизни. Но были и плюсы: со «дна» жизни Диккенс вынес любовь к обиженным, нуждающимся. Он знал, что такое эксплуатация детского труда, что такое долговые тюрьмы (они вынуждены были сидеть в тюрьме по воскресеньям); Диккенс ненавидел богачей, господствующие классы. Честолюбивый подросток загорелся мыслью перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, свободу.
  • 1815 год – семья переезжает в Лондон, затем, через 2 года, в Чатем, где Диккенс учится в школе баптисткого пастора.
  • 1824 год – отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму (он разорился, к тому же жил не по средствам в столице). Мать боролась с нищетой; Чарльз был отправлен на фабрику по производству ваксы, что было для него величайшим ударом, позже он скрывал эти унизительные моменты жизни.
  • Но были и плюсы: со «дна» жизни Диккенс вынес любовь к обиженным, нуждающимся. Он знал, что такое эксплуатация детского труда, что такое долговые тюрьмы (они вынуждены были сидеть в тюрьме по воскресеньям); Диккенс ненавидел богачей, господствующие классы.
  • Честолюбивый подросток загорелся мыслью перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, свободу.
 Диккенс не любил вспоминать и рассказывать об этом тяжёлом периоде своей жизни, он даже скрывал эти факты, однако здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным и нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, с которыми они сталкиваются, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п.

Диккенс не любил вспоминать и рассказывать об этом тяжёлом периоде своей жизни, он даже скрывал эти факты, однако здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным и нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, с которыми они сталкиваются, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п.

Через некоторое время отец будущего писателя Джон Диккенс получил наследство, освободился из тюрьмы. Чарльз продолжал работать на фабрике, затем закончил Веллингтонскую Академию, в мае 1827 года был принят в адвокатскую контору, где проработал почти год, получая гроши. 1830 год – работа в газете «Утренние хроники». Чарльза Диккенса сразу заметила публика. Отныне и до конца жизни он занимается литературой.
  • Через некоторое время отец будущего писателя Джон Диккенс получил наследство, освободился из тюрьмы.
  • Чарльз продолжал работать на фабрике, затем закончил Веллингтонскую Академию, в мае 1827 года был принят в адвокатскую контору, где проработал почти год, получая гроши.
  • 1830 год – работа в газете «Утренние хроники». Чарльза Диккенса сразу заметила публика. Отныне и до конца жизни он занимается литературой.
Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подниматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей - репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка.  Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой Чарльз Диккенс поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя своей страны и во имя угнетённых.
  • Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подниматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей - репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка.
  • Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой Чарльз Диккенс поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя своей страны и во имя угнетённых.

1836 год – напечатаны и опубликованы «Очерки Боза», первые психологические литературные зарисовки Диккенса, портреты лондонцев; выходили они в газетном варианте, принося славу молодому автору. В этом же году выходят первые главы «Посмертных записок Пиквикского клуба». Успех был ошеломительный, популярность Диккенса возросла стократно. Диккенс воспользовался этим для решения более серьёзных задач: он пишет романы, в которых поднимает проблему свободы, указывает на жестокость общественных отношений. 1838 год – «Приключения Оливера Твиста» (роман о сироте, родившемся в работном доме). 1839 – «Николас Никльби» (критикуются школы-пансионы).
  • 1836 год – напечатаны и опубликованы «Очерки Боза», первые психологические литературные зарисовки Диккенса, портреты лондонцев; выходили они в газетном варианте, принося славу молодому автору.
  • В этом же году выходят первые главы «Посмертных записок Пиквикского клуба». Успех был ошеломительный, популярность Диккенса возросла стократно. Диккенс воспользовался этим для решения более серьёзных задач: он пишет романы, в которых поднимает проблему свободы, указывает на жестокость общественных отношений.
  • 1838 год – «Приключения Оливера Твиста» (роман о сироте, родившемся в работном доме).
  • 1839 – «Николас Никльби» (критикуются школы-пансионы).
 История сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

История сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

1843 год – после путешествия в Америку пишет роман «Мартин Чезльвит» (созданы замечательные пародии на американцев, что, конечно, вызвало у них бурные протесты). В те же годы выходят «Рождественская песнь», «Колокола». Диккенс становится главным редактором известнейшей газеты   «Daily News» , не упуская возможности выражать на её страницах свои социально-политические взгляды. Пик славы Диккенса: он пишет известные романы  «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» (во многом автобиографичный роман, восхваляющий старые устои морали и семьи; протест против капиталистической Англии).
  • 1843 год – после путешествия в Америку пишет роман «Мартин Чезльвит» (созданы замечательные пародии на американцев, что, конечно, вызвало у них бурные протесты).
  • В те же годы выходят «Рождественская песнь», «Колокола».
  • Диккенс становится главным редактором известнейшей газеты   «Daily News» , не упуская возможности выражать на её страницах свои социально-политические взгляды.
  • Пик славы Диккенса: он пишет известные романы

«Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» (во многом автобиографичный роман, восхваляющий старые устои морали и семьи; протест против капиталистической Англии).

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах»: в 1843 вышла «Рождественская песнь» (А Christmas Carol), затем последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth), «Битва жизни» (The Battle of Life), «Одержимый» (The Haunted Man).

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах»:

в 1843 вышла «Рождественская песнь»

(А Christmas Carol), затем последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth),

«Битва жизни» (The Battle of Life), «Одержимый» (The Haunted Man).

«Домби и сын», Один из самых грустных и психологически глубоких романов Диккенса. Роман, в котором он беспощадно обнажает душу ранневикторианского буржуа, лишенного человеческих чувств и одержимого жаждой наживы. Таков мистер Домби. Это весьма респектабельный человек, который никогда не нарушает правил морали. Так почему же его респектабельность, его представления о долге, чести и порядочности губят жизнь всех его близких ? Губят и его собственную жизнь…

«Домби и сын»,

Один из самых грустных и психологически глубоких романов Диккенса. Роман, в котором он беспощадно обнажает душу ранневикторианского буржуа, лишенного человеческих чувств и одержимого жаждой наживы.

Таков мистер Домби. Это весьма респектабельный человек, который никогда не нарушает правил морали. Так почему же его респектабельность, его представления о долге, чести и порядочности губят жизнь всех его близких ? Губят и его собственную жизнь…

Герои многих романов Диккенса появились впервые на страницах журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год», издателем и редактором которых был сам писатель. Но совершенно особое значение он придавал публичным чтениям своих книг. Диккенс читал со сцены отрывки из «Оливера Твиста», «Дэвида Копперфилда» и других книг в Англии, Шотландии, Ирландии, во Франции и Америке.  Люди, слышавшие эти выступления, хранили память о них всю жизнь.

Герои многих романов Диккенса появились впервые на страницах журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год», издателем и редактором которых был сам писатель. Но совершенно особое значение он придавал публичным чтениям своих книг.

Диккенс читал со сцены отрывки из «Оливера Твиста», «Дэвида Копперфилда» и других книг в Англии, Шотландии, Ирландии, во Франции и Америке. Люди, слышавшие эти выступления, хранили память о них всю жизнь.

1854 год – роман «Тяжёлые времена» (критика капитализма, также сомнение в ценности личностного успеха в обществе). 1857 год – «Крошка Доррит». 1859 год – исторический роман «Повесть о двух городах» (о революции во Франции). 1861 год – «Большие надежды». Последнее произведение, незаконченное, «Тайна Эдвина Друда» (детективный роман).
  • 1854 год – роман «Тяжёлые времена» (критика капитализма, также сомнение в ценности личностного успеха в обществе).
  • 1857 год – «Крошка Доррит».
  • 1859 год – исторический роман «Повесть о двух городах» (о революции во Франции).
  • 1861 год – «Большие надежды».
  • Последнее произведение, незаконченное, «Тайна Эдвина Друда» (детективный роман).

В 1850-х гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

В 1850-х гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

 Слава Диккенса продолжала расти после его смерти.  Он был превращён в настоящего бога английской литературы.  Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона.  Диккенса почитали  Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте, Генри Джеймс, Вирджиния Вулф.

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти.

Он был превращён в настоящего бога английской литературы.

Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона.

Диккенса почитали  Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте, Генри Джеймс, Вирджиния Вулф.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!