СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки в 5 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроке музыки по теме «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки в 5 классе»

Импрессионизм в музыке и живописи.  Музыка ближе всего к природе…

Импрессионизм в музыке и живописи.

Музыка ближе всего к природе…

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Сначала зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

ИМПРЕССИОНИЗМ

(от французского – впечатление)

– направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века.

Сначала зародилось в живописи и получило название по картине

Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Особенности импрессионизма Одну и ту же картину писали много раз. Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете). Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти, живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы.  Не случайно художник Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена – то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подернутый туманной дымкой, то опутанный инеем.

Особенности импрессионизма

  • Одну и ту же картину писали много раз.
  • Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете).
  • Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти, живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы.
  • Не случайно художник Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена – то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подернутый туманной дымкой, то опутанный инеем.

Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвел свое впечатление от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах, собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой собор каждый день, но не замечали этого. К. Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.

Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвел свое впечатление от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах, собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой собор каждый день, но не замечали этого. К. Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.

 Клод Моне «Собор в Руане»

Клод Моне

«Собор в Руане»

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. Техника письма художников – импрессионистов –  беглые пятна, мазки.
  • Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения.
  • Техника письма художников – импрессионистов – беглые пятна, мазки.
                                                                       .

                                                                      .

    Первая выставка 1884 год  Эдгар Дега Эдгар Мане К.Писсаро О.Ренуар Художники - импрессионисты

    Первая выставка 1884 год

    Эдгар Дега

    Эдгар Мане

    К.Писсаро

    О.Ренуар

    Художники - импрессионисты

    К. Писсаро. «Закат в Сент-Шарль»

    К. Писсаро. «Закат в Сент-Шарль»

     Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

    Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

    Огюст Ренуар «Лягушатник»

    Огюст Ренуар «Лягушатник»

    Наложение  мазков Характерные черты живописи Техника письма Природа, быт Нет четких  контуров Темы Есть ли четкие линии? Импрессионизм Цветовая палитра Место действия На природе, воздухе Солнечный спектр

    Наложение

    мазков

    Характерные черты

    живописи

    Техника письма

    Природа,

    быт

    Нет четких

    контуров

    Темы

    Есть ли четкие линии?

    Импрессионизм

    Цветовая палитра

    Место действия

    На природе,

    воздухе

    Солнечный

    спектр

    Музыканты-импрессионисты Название их музыкальных произведений было очень живописно («Шаги на снегу», «Лунный свет», «Вереск», «Игра воды», «Отражения», «Облака»… ) Изменились гармонии, ритмы, тембры. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов. Никогда еще эта два искусства не были так близки друг другу, поэтому, первые выставки художников- импрессионистов проводились совместно с исполнением музыки композиторов-импрессионистов.

    Музыканты-импрессионисты

    • Название их музыкальных произведений было очень живописно («Шаги на снегу», «Лунный свет», «Вереск», «Игра воды», «Отражения», «Облака»… )
    • Изменились гармонии, ритмы, тембры. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов. Никогда еще эта два искусства не были так близки друг другу, поэтому, первые выставки художников- импрессионистов проводились совместно с исполнением музыки композиторов-импрессионистов.

     Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Композиторы как и художники импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи – ноты в произведении, а краски – тембры музыкальных инструментов.  Таким образом, их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

    Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Композиторы как и художники импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи – ноты в произведении, а краски – тембры музыкальных инструментов. Таким образом, их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

    Известные импрессионисты в музыке Клод Дебюсси   Морис Равель   Игорь Федорович Стравинский

    Известные импрессионисты в музыке

    • Клод Дебюсси
    • Морис Равель
    • Игорь Федорович Стравинский
    Ярким представителем этого направления в музыке является французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, музыкальный критик.  Клод Дебюсси.  Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

    Ярким представителем этого направления в музыке является французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, музыкальный критик. Клод Дебюсси. Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

     «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца».  Клод Дебюсси.  Клод Моне  Юлия Лесничая

    «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца». Клод Дебюсси.

    Клод Моне

    Юлия Лесничая

    Крупным и очень значительным сочинением 1910 года явилась первая тетрадь Прелюдий для фортепиано. Двадцать четыре прелюдии Дебюсси — это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключен совершенно самостоятельный художественный образ .
    • Крупным и очень значительным сочинением 1910 года явилась первая тетрадь Прелюдий для фортепиано.
    • Двадцать четыре прелюдии Дебюсси — это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключен совершенно самостоятельный художественный образ .
     Название большинства прелюдий звучат как поэтические строки: «Что видел западный ветер» «Затонувший собор» «Шаги на снегу» «Снег танцует» «Девушка с волосами цвета льна»…

    Название большинства прелюдий звучат как поэтические строки:

    • «Что видел западный ветер»
    • «Затонувший собор»
    • «Шаги на снегу»
    • «Снег танцует»
    • «Девушка с волосами цвета льна»…
    Прелюдия № 7. «Что видел западный ветер».  Это одна из самых сильных пьес всей серии.   Картина разбушевавшейся стихии здесь безрадостна. Музыка прелюдии выражает безраздельное и свирепое господство стихийно-разрушительных сил.

    Прелюдия № 7. «Что видел западный ветер». Это одна из самых сильных пьес всей серии.

    Картина разбушевавшейся стихии здесь безрадостна. Музыка прелюдии выражает безраздельное и свирепое господство стихийно-разрушительных сил.

    Творчество К. Дебюсси интересно и тем, что он впервые включил джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку.   Он написал эту музыку под впечатлением американского шоу в Париже. Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.  Кэк–уок – это модный в начале века танец американских негров, который возник в США и стал популярен в Европе. Слово кек-уок в переводе с английского означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику).  Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот и многие другие эстрадные танцы.

    Творчество К. Дебюсси интересно и тем, что он впервые включил джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку.

    Он написал эту музыку под впечатлением американского шоу в Париже. Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

    Кэк–уок – это модный в начале века танец американских негров, который возник в США и стал популярен в Европе.

    Слово кек-уок в переводе с английского означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот и многие другие эстрадные танцы.

    Одна из композиций

    Одна из композиций "Детского уголка" называется

    • А что это такое? Буквально это cakewalk, («прогулка с пирогом») - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Название танца было связано с первоначальным обычаем награждать лучших танцоров пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо.
    Пабло Пикассо. Три музыканта  Музыкальный портрет маленького танцора. Синкопированный ритм- неожиданные ударения, акценты на слабой доле, паузы вместо ожидаемых тонов.

    Пабло Пикассо. Три музыканта

    Музыкальный портрет маленького танцора.

    • Синкопированный ритм- неожиданные ударения, акценты на слабой доле, паузы вместо ожидаемых тонов.
    Вывод:  Т.о. художники и композиторы-импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, предать свои мимолётные настроения. Их музыкальные произведения и картины отличаются особой красочностью и колористичностью.

    Вывод: Т.о. художники и композиторы-импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, предать свои мимолётные настроения. Их музыкальные произведения и картины отличаются особой красочностью и колористичностью.

    Мир искусства прекрасен и удивителен!  Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце.  Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное, и тогда , большой мир искусства откроет вам свои тайны!

    Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное, и тогда , большой мир искусства откроет вам свои тайны!

    Домашнее задание Прослушать и изобразить в рисунке впечатление о прослушанном произведении М. Равеля «Игра воды»

    Домашнее задание

    • Прослушать и изобразить в рисунке впечатление о прослушанном произведении М. Равеля «Игра воды»


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!