СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку обобщения материла по разделам "Лексика и фразеология", подготовка к ОГЭ (7 задание, 2021 год)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обобщения материла по разделам "Лексика и фразеология", подготовка к ОГЭ (7 задание, 2021 год)»

Первое апреля  Классная работа

Первое апреля Классная работа

Орфографическая разминка Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.

Орфографическая разминка

Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.

Пр Е забавный случай, пр Е бывать в плохом настроени И , пр Е од О леть пр Е пятствие, и С чезать в ночи, непр Е ступные пр Е грады, бе С коне чн ая вереница, пр И подняться над полом, во З двигнуто здание, С бегать домой, жил З десь бе З выездно.

Пр Е забавный случай, пр Е бывать в плохом настроени И , пр Е од О леть пр Е пятствие, и С чезать в ночи, непр Е ступные пр Е грады, бе С коне чн ая вереница, пр И подняться над полом, во З двигнуто здание, С бегать домой, жил З десь бе З выездно.

Тема:  Лексика и фразеология – повторение изученного

Тема: Лексика и фразеология – повторение изученного

Язык есть исповедь народа,  В нем слышится его природа,  Его душа и быт родной.   П.Вяземский.

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. П.Вяземский.

Что такое фразеология?  Фразеологизмы?

Что такое фразеология? Фразеологизмы?

Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.

Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.

Повиснуть на телефоне,  сесть на шею,  стоять на часах,  лезть в бутылку,  кот наплакал,  как селёдка в бочке.

Повиснуть на телефоне, сесть на шею, стоять на часах, лезть в бутылку, кот наплакал, как селёдка в бочке.

Задание 7. ОГЭ Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. 2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. 3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! 4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. 5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

Задание 7. ОГЭ

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

2) Эти  засыпают вопросами , на которые он отвечает с великой охотой.  3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда  пробьёт час !     Ответ: 23.

2) Эти  засыпают вопросами , на которые он отвечает с великой охотой. 3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда  пробьёт час !   Ответ: 23.

Анализ средств выразительности.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.   1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.  2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.  3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.  4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.  5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал. 3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. 4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

Ответ: 4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна  души во мне не чаяла  и никогда не спрашивала у меня уроков. 5) Вдруг  ни с того ни с сего  она вызвала меня к доске.   Ответ: 45.

Ответ:

4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна  души во мне не чаяла  и никогда не спрашивала у меня уроков.

5) Вдруг  ни с того ни с сего  она вызвала меня к доске.

 

Ответ: 45.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название, еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Н.В.Гоголь

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название, еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Н.В.Гоголь

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. 2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? 3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. 4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. 5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

1) На солнце стали наползать вечерние  тягучие  тучи. 4) Это было прекрасно: уже нежаркий,  пятичасовой, такой милый  и  лопоухий  день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.   Ответ: 14.

1) На солнце стали наползать вечерние  тягучие  тучи.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий,  пятичасовой, такой милый  и  лопоухий  день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

 

Ответ: 14.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет .   1) Наступила мёртвая тишина. 2) Быстрее лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. 3) Ну, вы тут не очень, — зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова. 4) Носится по всей квартире, словно ракета. 5) У меня душа горит на этих подлецов!

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет .

 

1) Наступила мёртвая тишина.

2) Быстрее лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3) Ну, вы тут не очень, — зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова.

4) Носится по всей квартире, словно ракета.

5) У меня душа горит на этих подлецов!

Эпитет — образное определение. 1) Наступила  мёртвая  тишина. 3) Ну, вы тут не очень, — зазвучал  надтреснутый  голос Мордатенкова. Ответ: 13.

Эпитет — образное определение.

1) Наступила  мёртвая  тишина.

3) Ну, вы тут не очень, — зазвучал  надтреснутый  голос Мордатенкова.

Ответ: 13.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение . 1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. 2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. 3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. 4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. 5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение .

1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.

4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

5) Все окна как бы умолкли и погасли.

2)  Скрипка плакала и смеялась , она летала по небу и устало брела по земле. 5) Все  окна  как бы  умолкли  и погасли.   Ответ: 25.

2)  Скрипка плакала и смеялась , она летала по небу и устало брела по земле.

5) Все  окна  как бы  умолкли  и погасли.

 

Ответ: 25.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. 2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 3) В каждый дом ворвалось горе. 4) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. 5) Впереди было ещё почти два года блокады...

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы.

2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3) В каждый дом ворвалось горе.

4) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

5) Впереди было ещё почти два года блокады...

Метафора — скрытое сравнение. 3) В каждый дом  ворвалось горе . 4) До войны Аничков дворец был сказочным  детским царством , и вот теперь он снова готовился встречать детей.   Ответ: 34.

Метафора — скрытое сравнение.

3) В каждый дом  ворвалось горе .

4) До войны Аничков дворец был сказочным  детским царством , и вот теперь он снова готовился встречать детей.

 

Ответ: 34.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .   1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. 2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. 3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. 4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом. 5) Носится по всей квартире, словно ракета.

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  сравнение .

 

1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.

2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.

5) Носится по всей квартире, словно ракета.

Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим. 1) Непоколебимый,  как танк , он двинулся в коридор. 2)  Подобно лани  метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. 5) Носится по всей квартире,  словно ракета. Ответ: 125.

Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим.

1) Непоколебимый,  как танк , он двинулся в коридор.

2)  Подобно лани  метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

5) Носится по всей квартире,  словно ракета.

Ответ: 125.

Проверочная работа

Проверочная работа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!