СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературе по теме "Серебряный век русской литературы", 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе по теме "Серебряный век русской литературы", 11 класс»

Серебряный век русской поэзии.  Предпосылки становления. Автор: Грищенко Е.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Серебряный век русской поэзии. Предпосылки становления.

Автор: Грищенко Е.В.

Учитель

русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 70

г.Томска

Серебряный век  - образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу ХХ века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть ХIХ века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковецкий.

Серебряный век  -

образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу ХХ века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть ХIХ века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковецкий.

Важнейшие изобретения конца ХIХ-го века –начала ХХ века, изменившие мир: Электричество Пароходы Паровозы Автомобили Самолёты Дирижабли Подводные лодки Телеграф Телефон Радио Кино

Важнейшие изобретения конца ХIХ-го века –начала ХХ века, изменившие мир:

  • Электричество
  • Пароходы
  • Паровозы
  • Автомобили
  • Самолёты
  • Дирижабли
  • Подводные лодки
  • Телеграф
  • Телефон
  • Радио
  • Кино
Революции в науке Геометрия Лобачевского Теория относительности Альберта Эйнштейна Эксперименты Николы Теслы

Революции в науке

Геометрия Лобачевского

Теория относительности

Альберта Эйнштейна

Эксперименты Николы Теслы

Экономика   Экономика России конца XIX — начала XX веков характеризовалась периодами подъема и спада, но в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Особенно бурный подъем происходил в 1893—1899 годах, и прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности.  Наиболее быстрыми темпами в эти годы выросло производство в горнодо­бывающей и металлургической промышленности, в машиностроении. Так, добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в два раза, производство чугуна и продукции машиностроения — в три раза. Россия вышла на третье место в мире по производству чугуна, а по добыче нефти — на первое. Но при этом аграрный сектор отставал.   Строились фабрики и заводы, сформировался класс рабочих, с отличным от крестьянского уклада образом жизни. Город окончательно противопоставился деревне, обогнав в развитии.

Экономика

Экономика России конца XIX — начала XX веков характеризовалась периодами подъема и спада, но в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Особенно бурный подъем происходил в 1893—1899 годах, и прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности. Наиболее быстрыми темпами в эти годы выросло производство в горнодо­бывающей и металлургической промышленности, в машиностроении. Так, добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в два раза, производство чугуна и продукции машиностроения — в три раза. Россия вышла на третье место в мире по производству чугуна, а по добыче нефти — на первое. Но при этом аграрный сектор отставал.

Строились фабрики и заводы, сформировался класс рабочих, с отличным от крестьянского уклада образом жизни. Город окончательно противопоставился деревне, обогнав в развитии.

Философия (европейская)   Конец XIX – начало ХХ века ознаменовано глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели. Именно с этим связывают возникновение декадентского мировоззрения.  Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени.

Философия (европейская)

Конец XIX – начало ХХ века ознаменовано глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели. Именно с этим связывают возникновение декадентского мировоззрения. Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени.

Философия (европейская) Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»). Центральное понятие философии Шопенгауэра – «воля», чье главное свойство – борьба или соперничество. В человеческом «феноменальном» мире все предопределено. Воля исходит из ноуменального мира и привносит в природу движение, делает ее вечным потоком изменения и становления. Бог умер, морали и истины не существует, все дозволено. «Умерли все боги» - это дерзкое заявление Ницше. «Смерть бога» - это одновременно, по Ницше, процесс «открытия себя», а такое открытие неизбежно сопровождается «освобождением от морали». На этом пути и состоялось в конце XIX века оформление декаданса, как особенного качества общества и культуры этой эпохи.

Философия (европейская)

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).

Центральное понятие философии Шопенгауэра – «воля», чье главное свойство – борьба или соперничество. В человеческом «феноменальном» мире все предопределено. Воля исходит из ноуменального мира и привносит в природу движение, делает ее вечным потоком изменения и становления.

Бог умер, морали и истины не существует, все дозволено. «Умерли все боги» - это дерзкое заявление Ницше. «Смерть бога» - это одновременно, по Ницше, процесс «открытия себя», а такое открытие неизбежно сопровождается «освобождением от морали». На этом пути и состоялось в конце XIX века оформление декаданса, как особенного качества общества и культуры этой эпохи.

Аванга́рд   (фр.  avant-garde  — передовой отряд),  авангарди́зм

 — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже ХIХ и ХХ ввеков. В 1910-х годах авангардизм в литературе обрел большую популярность, многие европейские и американские писатели увлеклись экспериментированием с формой. Многие тенденции, возникшие в этот период, частью оформились в новое - модернистское движение. Самыми известными произведениями авангарда того времени были  «Песни» Эзры Паунда, послевоенные работы Тиомаса Элиота, проза и драматургия Гертруды Стайн. Наиболее значительным послевоенным экспериментальным произведением считается роман Джеймса Джойса «Улисс». Этот роман оказал сильное влияние не только на литераторов авангарда, таких как Вирджиния Вулф, но и на более традиционных писателей, например, Эрнеста Хемингуэя. Исторические авангардные движения также внесли свой вклад в развитие экспериментальной литературы начала и середины XX века. Основатель дадаизма поэт Тристан Тцара использовал в своих манифестах вырезки из газет и экспериментальные типографские средства. Футурист Филиппо Томмазо Маринетти придерживался концепции «слова на свободе», взрывая не только границы традиционного литературного повествования, но и типографского оформления книг, как, например, в его сборнике стихов «Занг-Тум-Тум», который представляет собой причудливый монтаж разбросанных печатных строк, математических и телеграфных знаков.

Д екаде́нтство , также  декаданс  (фр .   décadent  — упадочный)

  — направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода  fin de siècle  (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века . Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни ( taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм Л. Андреев «Скорбь Сатаны»), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Модернизм в литературе  — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат.  modernus  — «современный, недавний»). Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов. На смену модернизму на Западе пришёл постмодернизм, а в России социалистический реализм.

Модернизм в литературе

 — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат.  modernus  — «современный, недавний»).

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов. На смену модернизму на Западе пришёл постмодернизм, а в России социалистический реализм.

Сюрреализм  (от фр.  surréalisme , буквально «сверх-реализм», «над-реализм») —

направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившеесяв 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов. Основное понятие сюрреализма,  сюрреальность  — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо

Туллио  Крали

Туллио Крали

Л. Руссоло. Динамизм автомобиля

Л. Руссоло. Динамизм автомобиля

Течения и направления русской литературы начала ХХ века:  

Реализм

Андреев Леонид Николаевич

Бунин Иван Алексеевич

Вересаев Викентий Викентьевич

«Младшие символисты»

«Ново-крестьянские поэты» 

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев)

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)

Замятин Евгений Иванович

Есенин Сергей Александрович

Блок Александр Александрович

Иванов Вячеслав Иванович

Короленко Владимир Галактионович

Клюев Николай Алексееч

Акмеисты

Имажинисты («Мезонин поэзии»)

Куприн Александр Иванович

Толстой Алексей Николаевич

  Есенин Сергей Александрович

(«Цех поэтов»)

Толстой Лев Николаевич

Ахматова Анна Андреевна (Горенко)

Сатирическая литература («сатириконцы»)

Гумилёв Николай Степанович

Чехов Антон Павлович

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Мандельштам Осип Эмильевич

Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)

Символисты

Футуристы («будетляне»), кубофутуристы («Гилея»)

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)

Гиппиус Зинаида Николавевна

Бурлюк Давид Давидович

Чёрный Саша (Александр Михайлович Гликберг)

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Каменский Василий Васильевич

Писатели и поэты, не входившие в литературные группировки

Кручёных Алексей Елисеевич

Маяковский Владимир Владимирович

«Старшие символисты»

Анненский Иннокентий Фёдорович

Булгаков Михаил Афанасьевич

Брюсов Валерий Яковлевич

Хлебников Велимир Владимирович

Эго-футуристы  

Бальмонт Константин Дмитриевич

Пастернак Борис Леонидович

Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев)

Сологуб Фёдор (Фёдор Кузьмич Тетерников)

Розанов Василий Васильевич

Цветаева Марина Ивановна

 

Тестирование по теме урока

Тестирование по теме урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!