Мой университет - www.moi-mummi.ru
Мой университет - www.moi-mummi.ru
шестнадцатое ноября Классная работа
Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня.
А.С.Пушкин
Тема урока
Определенно-личные предложения
Цели и задачи:
-знать отличие односоставных от двусоставных предложений; -знать особенности определенно-личных предложений; -научиться находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; -использовать определенно-личные предложения в тексте.
«Четвертое лишнее»
1. И ноябрь дрожащими руками зажигает лампу зимних вечеров и смягчить пытается слезами ровный ход безжалостных часов.
2. Стоял ноябрь уж у двора.
3. Простишь ли мне эти ноябрьские дни?
4.В седые дали ноября уходят вётлы, как слепые, без палки и поводыря.
«Четвертое лишнее»
1.Грустит ноябрь сотни лет, из рваных туч творит узоры и манит, манит на просторы за журавлиным клином вслед.
2. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
3. Ноябрь заплачет мокрым снегом…
4. Собралась в дорогу осень, запрягает экипаж.
Алгоритм «Как правильно определить вид односоставного предложения?»
1. Нахожу грамматическую основу предложения.
2. Смотрю: односоставное или двусоставное предложение.
3. Если односоставное, то смотрю, какой главный член предложения: подлежащее или сказуемое.
4. Если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения.
5. Если подлежащее - только назывное.
Историческая справка
Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица»
Определенно-личное предложение
[ ]
Я
ТЫ
МЫ
ВЫ
Глагол 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа наст. и буд. времени в изъяв. или повелит. накл.
Проверка домашнего задания
Составить или подобрать текст-инструкцию (деловой стиль) с использованием глаголов-сказуемых в форме множественного числа в повелительном наклонении по темам «Рецепты», «Этикет» и др.
Комментированное письмо
1.Люблю безмолвие полуночной природы…
2.Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
3.Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья.
4.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии
5.Звени, звени, святая Русь, волнуйся, беспокойный ветер!
6.Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Проверьте
Примеры
Способ выражения сказуемого
Люблю безмолвие полуночной природы…
Глагол 1л., ед.ч., наст. времени
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Глагол 2 л., ед.ч., наст. времени
Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья.
Глагол 1л., ед.ч., буд. времени
Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии
Глагол 1л., мн.ч., наст. времени
Звени, звени, святая Русь, волнуйся, беспокойный ветер!
Глагол в повелит. накл. ед. ч.
Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Глагол в повелит накл. мн.ч.
Задание:
Организационная схема работы в паре
1)
1. Решить свой вариант задания
2)
2. Сообщить напарнику обоснование своего решения, обсудить в паре решения
3. Сравнить решения с правильными ответами
3)
2
1
2
1
Работа в парах
.
Вариант 2.
1.Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.
2.Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
3.Отворите мне калитку, дайте мне сиянья дня.
4.С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая чёрных уток.
5.Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!
- Вариант 1.
- 1.Я презираю ищущих покоя, достигших и постигших всё и вся.
- 2.Стою и любуюсь сверканьем зарниц, слежу за полётом ликующих птиц.
- 3. Окно закроем, холодом и ветром вагон проветрив.
- 4.Опасайтесь только мелких чувств, только меди золотого цвета.
- 5. Спит черёмуха в белой накидке
Работа в парах
Вариант 2.
1.Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.
2.Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
3.Отворите мне калитку, дайте мне сиянья дня.
4.С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая чёрных уток.
5.Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!
- Вариант 1.
- 1.Я презираю ищущих покоя, достигших и постигших всё и вся.
- 2.Стою и любуюсь сверканьем зарниц, слежу за полётом ликующих птиц.
- 3. Окно закроем, холодом и ветром вагон проветрив.
- 4.Опасайтесь только мелких чувств, только меди золотого цвета.
- 5. Спит черёмуха в белой накидке
1 вариант
2 вариант
2,3,4.
1,3,5.
Найдите опр.-личные предложения
1.Ночь. 2.Тишина. 3.Иду по лунной дорожке. 4.Хочу петь вместе с соловьём, хочу дышать полной грудью, хочу жить вечно. 5.Легко думается в такие ночи. 6.Где-то хлопнула калитка. 7В соседнем доме включили свет. 8.Очарование окончилось. 9.Иду домой. 10.Засыпаю с улыбкой.
Творческое задание
Напишите мини-сочинение «Ноябрь» (4-6 предложений) с использованием определенно-личных и других видов односоставных предложений, в т. ч. в составе
СП.
Табель самооценки
- « Четвертое лишнее»
- Домашнее задание
- Знание теории, устные ответы
- Работа в парах
- Комментированное письмо
- Работа по тексту
- Творческое задание
Итог
РЕФЛЕКСИЯ
- Остались некоторые вопросы -
Домашнее задание
Для всех: читать теорию §23.
На выбор:
- Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 определенно-личных предложений, в т.ч. В составе СП;
- Написать мини-сочинение «Накануне дня рождения»;
- Письмо другу (подруге).