СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Запятая"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последняя презентация в рамках разбора задания 21, связанного с пунктуационным анализом текста. Пожалуй, из всех знаков препинания запятая является "вездесущей",условий постановки этого знака довольно много. Постарались с ребятами вспомнить все.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Запятая"»

Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Запятая

Разбор задания 21 ЕГЭ по русскому языку. Запятая

Разминка Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

Разминка

  • Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

Когда ставим запятую (запятые) в предложении?  1. Это был скучный, утомительный день. (Однородные члены, связанные интонацией или интонацией и повторяющ. или двойными союзами)   2. Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двадцатый год в Петербурге. ( Приложение)

Когда ставим запятую (запятые) в предложении?

1. Это был скучный, утомительный день. (Однородные члены, связанные интонацией или интонацией и повторяющ. или двойными союзами)

2. Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двадцатый год в Петербурге. ( Приложение)

3. Взор, блистающий ясной улыбкою, вдруг померк. (Н.Гумилёв)  Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин) (Обособлен. согласованное определение, выраженное ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ)  А театр уже осаждало людское море, буйное, напористое.  (Обособлен.согласован.определение)

3. Взор, блистающий ясной улыбкою, вдруг померк. (Н.Гумилёв)

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин) (Обособлен. согласованное определение, выраженное ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ)

А театр уже осаждало людское море, буйное, напористое.

(Обособлен.согласован.определение)

 4 . Один из присутствующих, постарше других, вдруг придвинулся вперёд.  (Обособленное несогласованное определение, выраженное прилагательным в сравнит.степени)  Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих… (Несогласованное определение со значением дополнения, уточнения). До чего ж тяжёл гранит науки!

4 . Один из присутствующих, постарше других, вдруг придвинулся вперёд.

(Обособленное несогласованное определение, выраженное прилагательным в сравнит.степени)

Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих… (Несогласованное определение со значением дополнения, уточнения).

До чего ж тяжёл гранит науки!

5 .Скинув шапки, молясь и вздыхая, говорили промеж мужики.. (С.Есенин)  (Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом). 6. Юный Маяковский, по причине своей застенчивости, вёл себя нарочито грубо.  В.Маяковский и Д.Бурлюк, несмотря на разницу в возрасте, были хорошими друзьями.  (Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом). Ух-ты, какой багаж знаний!

5 .Скинув шапки, молясь и вздыхая, говорили промеж мужики.. (С.Есенин)

(Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом).

6. Юный Маяковский, по причине своей застенчивости, вёл себя нарочито грубо.

В.Маяковский и Д.Бурлюк, несмотря на разницу в возрасте, были хорошими друзьями.

(Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом).

Ух-ты, какой багаж знаний!

7. Где-то вдали, на кукане реки, дрёмную песню поют рыбаки. (С.Есенин)  (Вдали (где именно?), на кукане реки)  Юный, восемнадцати лет, поэт отправился «покорять столицу».  (Юный (какой именно?), восемнадцати лет)  Оба, Клюев и Есенин, были патриотами. (Оба (кто именно?), Клюев и Есенин)  (Уточняющие конструкции (от широкого к узкому), чаще всего это обстоятельства места, образа действия, времени. Приём «воронки»).

7. Где-то вдали, на кукане реки, дрёмную песню поют рыбаки. (С.Есенин)

(Вдали (где именно?), на кукане реки)

Юный, восемнадцати лет, поэт отправился «покорять столицу».

(Юный (какой именно?), восемнадцати лет)

Оба, Клюев и Есенин, были патриотами. (Оба (кто именно?), Клюев и Есенин)

(Уточняющие конструкции (от широкого к узкому), чаще всего это обстоятельства места, образа действия, времени. Приём «воронки»).

8.Наклонность к умственным наслаждениям , например к театру и чтению, у меня была развита до старости. (А.Чехов) (Присоединительные члены предложения, цель которых – дать дополнительные замечания или разъяснения). 9.То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель . (А.Пушкин)  Пояснительные члены предложения, которые обозначают одно и то же понятие, но другим словами.

8.Наклонность к умственным наслаждениям , например к театру и чтению, у меня была развита до старости. (А.Чехов)

(Присоединительные члены предложения, цель которых – дать дополнительные замечания или разъяснения).

9.То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель . (А.Пушкин)

Пояснительные члены предложения, которые обозначают одно и то же понятие, но другим словами.

10.Бредёт мой конь, как тихая судьба. (С.Есенин)(Сравнительный оборот) 11.В предложениях с вводными словами или обращениями. К счастью, его отличает стремление быть полезным людям. Полыхни малиновою юбкой, молодость моя! (М.Цветаева)

10.Бредёт мой конь, как тихая судьба. (С.Есенин)(Сравнительный оборот)

11.В предложениях с вводными словами или обращениями.

  • К счастью, его отличает стремление быть полезным людям.
  • Полыхни малиновою юбкой, молодость моя! (М.Цветаева)
 12. В сложном предложении: а) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. (М.Булгаков) (ССП) б)Я рад, что жизнь меня не обманула. (СПП) в)Идут бои, горит земля. (А.Твардовский) (БСП)  13.В предложениях с прямой речью/цитированием «П», - а. Прямая речь – предложение повествовательное, невосклицательное. «Я очень рада, что вы пришли», - сказала княжна Марья. (Л.Толстой) Когда произошла передозировка информации

12. В сложном предложении:

  • а) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. (М.Булгаков) (ССП)
  • б)Я рад, что жизнь меня не обманула. (СПП)
  • в)Идут бои, горит земля. (А.Твардовский) (БСП)

13.В предложениях с прямой речью/цитированием

  • «П», - а. Прямая речь – предложение повествовательное, невосклицательное.
  • «Я очень рада, что вы пришли», - сказала княжна Марья. (Л.Толстой)

Когда произошла передозировка информации

 Практика.  1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.   (По Н.В. Гоголю)

Практика.

1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.

  (По Н.В. Гоголю)

Решение 1.ДО (Подъехавши к трактиру, ..велел) 2.Вводные конструкции 3. Обособленное согласован.определение 4.Уточнение 6.ДО Ответ: 16

Решение

  • 1.ДО (Подъехавши к трактиру, ..велел)
  • 2.Вводные конструкции
  • 3. Обособленное согласован.определение
  • 4.Уточнение
  • 6.ДО
  • Ответ: 16
 2 .Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.    1) Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тут же принимался за работу. 2) Если с утра собиралось много крестьян и объездчиков, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодёжь. 3) В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездчиками, просто расспрашивал их об их жизни. 4) Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец перед опасностями не останавливался. 5) Неустанная забота матери о детях проходила через всю нашу жизнь. 6) Несмотря на то что мать была слаба здоровьем, она успевала делать всё аккуратно, к чему приучала и нас. 7) Даже в самые тяжёлые времена безденежья мать поддерживала в доме уют.   (По воспоминаниям Л. Маяковской)

2 .Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1) Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тут же принимался за работу. 2) Если с утра собиралось много крестьян и объездчиков, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодёжь. 3) В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездчиками, просто расспрашивал их об их жизни. 4) Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец перед опасностями не останавливался. 5) Неустанная забота матери о детях проходила через всю нашу жизнь. 6) Несмотря на то что мать была слаба здоровьем, она успевала делать всё аккуратно, к чему приучала и нас. 7) Даже в самые тяжёлые времена безденежья мать поддерживала в доме уют.

  (По воспоминаниям Л. Маяковской)

Решение 2.СПП с двумя придаточными (последоват.подчинение) 3.ПП с однородными сказуемыми. 4. СП с бессоюзной и сочинительной связью 6.СПП с двумя придаточными (параллельное подчинение)  Ответ:26

Решение

2.СПП с двумя придаточными (последоват.подчинение)

3.ПП с однородными сказуемыми.

4. СП с бессоюзной и сочинительной связью

6.СПП с двумя придаточными (параллельное подчинение)

Ответ:26

3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.    1) Давным-давно, почти четыреста лет назад, первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. 8) Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.

3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1) Давным-давно, почти четыреста лет назад, первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. 8) Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.

Решение  1.Уточняющее обстоятельство времени 3.ПО 4.Вводное слово 5.ССП 6.ПО Ответ:36

Решение

1.Уточняющее обстоятельство времени

3.ПО

4.Вводное слово

5.ССП

6.ПО Ответ:36

И с заданием 21 в том числе!

И с заданием 21 в том числе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!