Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Изобразительно - выразительная роль причастий в тексте"»
Задачи урока: 1. Повторить основные признаки причастия; 2. Обобщить правила орфографии по этой теме; 3. Систематизировать пунктуационные правила по теме «Причастие»; 4. Рассмотреть роль причастия как средства выразительности в создании ярких образов.
- Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?
- По–моему, малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.
- Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения
- Евгений Носов
- Причастие – особая форма глагола, которая обозначает ………отвечает на вопросы: ……? ……..? ……? ……..?
- Действительные причастия обозначают
…………
- Страдательные причастия обозначают
…………
Заполнение таблицы:
- 1 группа заполняет чистую таблицу
- 2 группа заполняет частично заполненную таблицу
Самостоятельная работа в группах:
Работа с текстом
- выявление качества и уровня овладения знаниями .
- -в предложениях 19-21 найдите словосочетания, соответствующие данным схемам:
- 1 группа причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом ;
- - укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени;
- - найдите в предложении причастие, которое пишется 1 группа с НН, 2 группа Н;
- - найдите в предложении слово, где НЕ с причастием пишется 1 группа раздельно, 2 группа слитно;
- - измените 1 предложение так, чтобы запятой не было;
- - перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым;
- - I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками;
- - II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками
- Попробуйте использовать причастия в качестве изобразительных средств языка . Вам необходимо отобрать слова, словосочетания, которые можно использовать в своём сочинении о малой родине ( запишем их в тетради ).
- Какова роль причастий в отрывках этих стихотворений?
Покрывшись инеем слегка
Веселым, чистым манит звоном
К себе застывшая река,
Блестя излучиной за домом
…
Неглубокая, неприметная,
Ручейком устремленная вдаль,
Для меня она добрая, светлая,
Она радость моя и печаль
Анатолий Широков
Над речкой горбатый мостик
И месяц, упавший в траву,
Все это, что с детства так свято,
Я родиной милой зову.
Владимир Политов
Где-то там, в садах, над тихой речкой,
Затерялся милый хуторок.
В памяти останется навечно
Детства незабвенный уголок.
Край казачий! Сторона родная!
Я всегда на зов твой отзовусь.
Без меня ты обойдешься, знаю.
Я же без тебя не обойдусь!
Владимир Политов .
- Что вам запомнилось сегодня на уроке? - Каким настроением проникнут урок? - Над чем необходимо еще поработать? - Решена ли основная задача на уроке?
Разноуровневые задания :
- составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,
- напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:
«Улица моего детства»
«Один день моего села»
«Лучшие люди нашего села»
Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.