Звуковые особенности поэтического текста
Урок русского языка в 10 классе
Учитель: Андрианова Екатерина Павловна
Уровни языка
Фонетический
Лексический
Синтаксический
Текстологический
Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.
(К.Д. Бальмонт)
Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.
Звукопись
- прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Благозвучие (эвфония)
Подбор, организация звуков в поэтической речи, создающих определенный художественный эффект; построение художественного произведения с точки зрения его звучания
Аллитерация
Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.
Ш и п енье п енистых бокалов и п ун ш а п ламень голубой (А.С. Пушкин).
Ассонанс
Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём.
Забил заряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (М.Ю.Лермонтов).
Анафора
Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Гр озой снесённые мосты,
Гр оба с разбитого кладбища.
Эпифора
Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.В. Гоголь)
Звуковой символизм
Условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. Используется в поэтической речи.
"С лодки скользнуло весло...". (К. Бальмонт)
Ритм
В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр
Интонация
Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.
Рифма
повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк
Ассоциации
[а], [у], [ж], [р], [ш]
В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;
учащение на письме И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;
через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;
через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…
(М. В. Ломоносов, “Риторика”.)
“ О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы , остров , озеро , облако . Долгое, как скорбная доля . Огромное, как Солнце , как Море . Грозное, как осыпь , оползень , гром…Запоет , заноет , как колокол…Высокий свод вознесенного собора . Бездонное О”.
(К. Бальмонт.)
“ Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…
Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”
(Е. Замятин.)
Лексико – терминологическая работа
Пример
Приём
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)
Образный ряд
По небу голубому Проехал грохот грома.
(С. Маршак)
Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
Лексико – терминологическая работа
Пример
Приём
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)
Образный ряд
Ассонанс
По небу голубому Проехал грохот грома.
Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)
(С. Маршак)
Аллитерация
Легкая грусть, нежность
Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон.
Аллитерация
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
Благозвучие
Волнение, торжественность
Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф.И. Тютчев)
Федор Тютчев
« Полдень »
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет —
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Дата написания:
не позднее 1820-ых годов
Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста
«Что важного скрыто в поэзии?»
Тезис
Аргументы, примеры
Вывод
Рефлексия
Мне показалось трудным…
Наиболее интересным было…
Мне нужно поработать над…
Я бы хотел, чтобы…
Полученные сегодня знания мне пригодятся…
Где вам могут пригодиться эти знания?
Спасибо
за работу на уроке !