СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку, позволяющая оптимизировать процесс повторения и изучения выразительных средств фонетики.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»»

Звуковые особенности поэтического текста   Урок русского языка в 10 классе Учитель: Андрианова Екатерина Павловна

Звуковые особенности поэтического текста

Урок русского языка в 10 классе

Учитель: Андрианова Екатерина Павловна

Уровни языка Фонетический Лексический Синтаксический Текстологический

Уровни языка

Фонетический

Лексический

Синтаксический

Текстологический

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.  (К.Д. Бальмонт)

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(К.Д. Бальмонт)

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

Звукопись прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Звукопись

  • прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Благозвучие (эвфония) Подбор, организация звуков в поэтической речи, создающих определенный художественный эффект; построение художественного произведения с точки зрения его звучания

Благозвучие (эвфония)

Подбор, организация звуков в поэтической речи, создающих определенный художественный эффект; построение художественного произведения с точки зрения его звучания

Аллитерация Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Ш и п енье п енистых бокалов и п ун ш а п ламень голубой (А.С. Пушкин).

Аллитерация

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.

Ш и п енье п енистых бокалов и п ун ш а п ламень голубой (А.С. Пушкин).

Ассонанс  Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (М.Ю.Лермонтов).

Ассонанс

Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём.

Забил заряд я в п у шк у т у го и д у мал: у гощ у я др у га!.. (М.Ю.Лермонтов).

Анафора Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).  Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.   Гр озой снесённые мосты,   Гр оба с разбитого кладбища.

Анафора

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Гр озой снесённые мосты,

Гр оба с разбитого кладбища.

Эпифора Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.В. Гоголь)

Эпифора

Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.В. Гоголь)

Звуковой символизм Условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. Используется в поэтической речи.

Звуковой символизм

Условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. Используется в поэтической речи.

"С лодки скользнуло весло...". (К. Бальмонт)

Ритм В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр

Ритм

В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр

Интонация Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Интонация

Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Рифма повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Рифма

повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Ассоциации [а], [у], [ж], [р], [ш]

Ассоциации

[а], [у], [ж], [р], [ш]

 В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение на письме И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль… (М. В. Ломоносов, “Риторика”.)

В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;

учащение на письме И, Е, Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;

через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;

через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…

(М. В. Ломоносов, “Риторика”.)

“ О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы , остров , озеро , облако . Долгое, как скорбная доля . Огромное, как Солнце , как Море . Грозное, как осыпь , оползень , гром…Запоет , заноет , как колокол…Высокий свод вознесенного  собора . Бездонное О”. (К. Бальмонт.)

“ О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы , остров , озеро , облако . Долгое, как скорбная доля . Огромное, как Солнце , как Море . Грозное, как осыпь , оползень , гром…Запоет , заноет , как колокол…Высокий свод вознесенного собора . Бездонное О”.

(К. Бальмонт.)

“ Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)

“ Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…

Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”

(Е. Замятин.)

Лексико – терминологическая работа Пример Приём Люблю березу русскую,  То светлую, то грустную.  (А. Прокофьев)  Образный ряд По небу голубому   Проехал грохот грома. (С. Маршак)  Пирует Петр. И горд, и ясен  И славы полон взор его.  И царский пир его прекрасен.  (А. Пушкин) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется  Чуждый чарам черный челн.  (К. Бальмонт)

Лексико – терминологическая работа

Пример

Приём

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) 

Образный ряд

По небу голубому  Проехал грохот грома.

(С. Маршак) 

Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)

Лексико – терминологическая работа Пример Приём Люблю березу русскую,  То светлую, то грустную.  (А. Прокофьев)  Образный ряд Ассонанс По небу голубому   Проехал грохот грома. Пирует Петр. И горд, и ясен  И славы полон взор его.  И царский пир его прекрасен.  (А. Пушкин) (С. Маршак)  Аллитерация Легкая грусть, нежность Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон. Аллитерация Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется  Чуждый чарам черный челн.  (К. Бальмонт)   Благозвучие   Волнение, торжественность

Лексико – терминологическая работа

Пример

Приём

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) 

Образный ряд

Ассонанс

По небу голубому  Проехал грохот грома.

Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин)

(С. Маршак) 

Аллитерация

Легкая грусть, нежность

Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон.

Аллитерация

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)

 

Благозвучие  

Волнение, торжественность

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?   Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И. Тютчев)

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

(Ф.И. Тютчев)

  Федор Тютчев   « Полдень » Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река — И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет — И Сам теперь великий Пан В пещере нимф спокойно дремлет. Дата написания: не позднее 1820-ых годов

Федор Тютчев

« Полдень »

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.

Дата написания:

не позднее 1820-ых годов

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста

Гипотеза : Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста

«Что важного скрыто в поэзии?» Тезис Аргументы, примеры Вывод

«Что важного скрыто в поэзии?»

Тезис

Аргументы, примеры

Вывод

Рефлексия Мне показалось трудным… Наиболее интересным было… Мне нужно поработать над… Я бы хотел, чтобы… Полученные сегодня знания мне пригодятся… Где вам могут пригодиться эти знания?

Рефлексия

Мне показалось трудным…

Наиболее интересным было…

Мне нужно поработать над…

Я бы хотел, чтобы…

Полученные сегодня знания мне пригодятся…

Где вам могут пригодиться эти знания?

Спасибо за работу на уроке !

Спасибо

за работу на уроке !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!