СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Серебряный век", урок вводный "Этот мир очарованья, этот мир из серебра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Серебряный век", урок вводный "Этот мир очарованья, этот мир из серебра"»

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…»  Серебряный век русской поэзии. Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые.  Николай Оцуп.  И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.  Анна Ахматова.

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии.

Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые.

Николай Оцуп.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Анна Ахматова.

Хроника ключевых событий эпохи. 1890. – начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894 – начало царствования Николая II . С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических. 1903 – второй съезд РСДРП. 1904-1905 – русско-японская война. 1905-1907 – первая русская революция. 1906 – создание первой государственной Думы. 1906 – аграрная реформа Столыпина. 1914 – начало Первой Мировой войны. 1917 –Февральская революция; свержение самодержавия.  - Октябрьская революция.

Хроника ключевых событий эпохи.

1890. – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 – начало царствования Николая II .

С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.

1903 – второй съезд РСДРП.

1904-1905 – русско-японская война.

1905-1907 – первая русская революция.

1906 – создание первой государственной Думы.

1906 – аграрная реформа Столыпина.

1914 – начало Первой Мировой войны.

1917 –Февральская революция; свержение самодержавия.

- Октябрьская революция.

Врубель. «Демон поверженный».

Врубель. «Демон поверженный».

В.Борисов-Мусатов . «Призраки».

В.Борисов-Мусатов . «Призраки».

К.Петров-Водкин. «Купание красного коня».

К.Петров-Водкин. «Купание красного коня».

Врубель. «Пирующие римляне».

Врубель. «Пирующие римляне».

Врубель. «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем».

Врубель. «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем».

Врубель «Тамара и Демон».

Врубель «Тамара и Демон».

Врубель «Венеция. Мост вздохов».

Врубель «Венеция. Мост вздохов».

Врубель «Царевна-лебедь».

Врубель «Царевна-лебедь».

Бенуа «Купальня маркизы».

Бенуа «Купальня маркизы».

Бенуа. «Вечер».

Бенуа. «Вечер».

А.Бенуа. «Набережная Рей в Базеле в дождь».

А.Бенуа. «Набережная Рей в Базеле в дождь».

А.Бенуа. «Ораниенбаум. Японский сад».

А.Бенуа. «Ораниенбаум. Японский сад».

Н.Рерих. «Альпы».

Н.Рерих. «Альпы».

Н.Рерих . «Беглецы».

Н.Рерих . «Беглецы».

Н.Рерих. «Заморские гости».

Н.Рерих. «Заморские гости».

М.Шагал «Я и деревня».

М.Шагал «Я и деревня».

М.Шагал «Пьющий солдат».

М.Шагал «Пьющий солдат».

М.Шагал «День рожденья».

М.Шагал

«День рожденья».

В.Кандинский. «Одесса. Порт».

В.Кандинский. «Одесса. Порт».

В.Кандинский. «Двое на лошади».

В.Кандинский. «Двое на лошади».

З.Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет».

З.Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет».

З.Серебрякова. «Жатва».

З.Серебрякова. «Жатва».

З.Серебрякова. «Марокканка в розовом платье».

З.Серебрякова. «Марокканка в розовом платье».

З. Серебрякова. «Лежащая марокканка».

З. Серебрякова. «Лежащая марокканка».

Фальк. Конотопские девушки

Фальк. Конотопские девушки

Задание: составьте ассоциативный ряд. Серебряный век – это….   М.Шагал «Пасха».

Задание: составьте ассоциативный ряд. Серебряный век – это….

М.Шагал «Пасха».

Серебряный век – это исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Название предложил философ Н.Бердяев. Николай Оцуп «Серебряный век русской поэзии» . 1933 год Сергей Маковский «На Парнасе «серебряного века» . 1962 год

Серебряный век – это исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Название предложил философ Н.Бердяев.

Николай Оцуп «Серебряный век русской поэзии» . 1933 год

Сергей Маковский «На Парнасе «серебряного века» . 1962 год

Наум Коржавин - 1910 – 1916 год Ефим Эткинд- 90 –годы 19 века – 1915 год Татьяна Бек – 1900 – 1917 год

Наум Коржавин - 1910 – 1916 год

Ефим Эткинд- 90 –годы 19 века – 1915 год

Татьяна Бек – 1900 – 1917 год

Декаденство или декаданс ( с латинского , французского «упадок») – явление в культуре конца 19 начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Наблюдается определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. Отсюда неприятие окружающего мира, пессимизм, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. Модернизм (с французского « новейший, современный» ) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с действительностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Модернистские течения: Символизм Акмеизм Футуризм

Декаденство или декаданс ( с латинского , французского «упадок») – явление в культуре конца 19 начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Наблюдается определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. Отсюда неприятие окружающего мира, пессимизм, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.

Модернизм (с французского « новейший, современный» ) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с действительностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Модернистские течения:

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Литературные направления.  Реализм Модернизм Кружок «Среда». символизм 1.Унаследовали традиции литературы 19 века. акмеизм 2.Обновили облик направления. футуризм 3.Авторская свобода. «Мезонин поэзии» 4.Чувство меры. (имажинисты) 5.самокритичность. «Сатириконцы» 6.Многообразие тем, нет постоянства. («сатирическая литература) 7.Острая художественная проблематика. 8.Обновилась типология характеров. 9.Преобладают малые жанры: рассказ, очерк. 10.Выросла роль организации текста. Важен ритм, повтор, фон, экспрессия. 11. Стилевая двусоставность. 12.Внимание к личности человека.

Литературные направления.

Реализм Модернизм

Кружок «Среда». символизм

1.Унаследовали традиции литературы 19 века. акмеизм

2.Обновили облик направления. футуризм

3.Авторская свобода. «Мезонин поэзии»

4.Чувство меры. (имажинисты)

5.самокритичность. «Сатириконцы»

6.Многообразие тем, нет постоянства. («сатирическая литература)

7.Острая художественная проблематика.

8.Обновилась типология характеров.

9.Преобладают малые жанры: рассказ, очерк.

10.Выросла роль организации текста. Важен ритм,

повтор, фон, экспрессия.

11. Стилевая двусоставность.

12.Внимание к личности человека.

Реалисты. Л.Н.Толстой. А.П.Чехов. М.Горький. В.Г.Короленко. В.В.Вересаев. (Смидович) И.А.Бунин. А.И.Куприн. Л.Н.Андреев. Е.И.Замятин. А.М.Ремизов. И.С.Шмелёв. Б.К.Зайцев. М.П.Арцыбашев. А.Н.Толстой.

Реалисты.

Л.Н.Толстой.

А.П.Чехов.

М.Горький.

В.Г.Короленко.

В.В.Вересаев. (Смидович)

И.А.Бунин.

А.И.Куприн.

Л.Н.Андреев.

Е.И.Замятин.

А.М.Ремизов.

И.С.Шмелёв.

Б.К.Зайцев.

М.П.Арцыбашев.

А.Н.Толстой.

«Сатириконцы». Саша Чёрный. (Гликберг) Аркадий Тимофеевич Аверченко. Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) Николай Алексеевич Агнивцев) Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) «Мезонин поэзии» (имажинисты) С.А.Есенин. Анатолий Борисович Мариенгоф. Вадим Габриэлович Шершеневич. Иван Васильевич Грузинов. Рюрик Ивнев. (М.А.Ковалев)

«Сатириконцы».

Саша Чёрный. (Гликберг)

Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)

Николай Алексеевич Агнивцев)

Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)

«Мезонин поэзии» (имажинисты)

С.А.Есенин.

Анатолий Борисович Мариенгоф.

Вадим Габриэлович Шершеневич.

Иван Васильевич Грузинов.

Рюрик Ивнев. (М.А.Ковалев)

Символизм. (знак, символ) – модернистическое течение в искусстве 1870 – 1910 годов, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Сущность символизма: Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?  В.Соловьев. Поэтика намёка и иносказания. Важную роль играет символ. Эстетизация смерти как бытийного начала Знаковое наполнение обыденных слов Апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Отношение к слову как многосмысловому посланию, как к семантике трудно передаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности Изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога

Символизм. (знак, символ) – модернистическое течение в искусстве 1870 – 1910 годов, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.

Сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

В.Соловьев.

  • Поэтика намёка и иносказания. Важную роль играет символ.
  • Эстетизация смерти как бытийного начала
  • Знаковое наполнение обыденных слов
  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность
  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
  • Отношение к слову как многосмысловому посланию, как к семантике трудно передаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи
  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности
  • Изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога
Символисты. Декаденты. Д.С.Мережковский. З.Н.Гиппиус. Н.Минский (Виленкин) «Старшие» символисты. В.Я.Брюсов. К.Д.Бальмонт. Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) Ю.К.Балтрушайтис. М.А.Кузмин. «Младшие» символисты. А.А.Блок. А.Белый (А.Бугаев) В.И.Иванов.

Символисты.

Декаденты.

Д.С.Мережковский.

З.Н.Гиппиус.

Н.Минский (Виленкин)

«Старшие» символисты.

В.Я.Брюсов.

К.Д.Бальмонт.

Ф.Сологуб (Ф.Тетерников)

Ю.К.Балтрушайтис.

М.А.Кузмин.

«Младшие» символисты.

А.А.Блок.

А.Белый (А.Бугаев)

В.И.Иванов.

Акмеизм ( с греческого «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина, острие») – модернистическое течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого и конкретного образа; отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Принципы:  Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному; возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»; Стремление предать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»); Обращение к человеку, к подлинности его чувств;  Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека. Сначала объединились в «Поэтическую академию», затем в «Цех поэтов». Представители: Н.С.Гумилёв. С.М.Городецкий. А.А.Ахматова. О.Э.Мандельштам. В.И.Нарбут. М.Л.Лозинский. Г.В.Адамович. М.А.Зенкевич.

Акмеизм ( с греческого «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина, острие») – модернистическое течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого и конкретного образа; отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Принципы:

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному; возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;
  • Стремление предать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);
  • Обращение к человеку, к подлинности его чувств;
  • Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Сначала объединились в «Поэтическую академию», затем в «Цех поэтов».

Представители:

Н.С.Гумилёв. С.М.Городецкий.

А.А.Ахматова. О.Э.Мандельштам.

В.И.Нарбут. М.Л.Лозинский.

Г.В.Адамович. М.А.Зенкевич.

Футуризм (с латинского «будущее») – авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее. Группировки.  «Ассоциация эго-футуристов» «Мезонин поэзии» (И.Северянин, К.Олимпов ) (В.Лавренев, Р.Ивнев, С.Есенин,  А.Мариенгоф, В.Шершеневич,  И.Грузинов, Р.Ивнев)  «Центрифуга»  (Н.Асеев, Б.Пастернак,  Бобров) «Гилея» («Кубофутуристы»)  (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников,  А.Крученых, В.Каменский, Б.Лившиц) Принципы: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармони как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника; Пафос эпатажа.

Футуризм (с латинского «будущее») – авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

Группировки.

«Ассоциация эго-футуристов» «Мезонин поэзии»

(И.Северянин, К.Олимпов ) (В.Лавренев, Р.Ивнев, С.Есенин,

А.Мариенгоф, В.Шершеневич,

И.Грузинов, Р.Ивнев)

«Центрифуга»

(Н.Асеев, Б.Пастернак,

Бобров) «Гилея» («Кубофутуристы»)

(Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников,

А.Крученых, В.Каменский, Б.Лившиц)

Принципы:

  • Культ техники, индустриальных городов;
  • Отрицание гармони как принципа искусства;
  • Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
  • Пафос эпатажа.
 Заполнение таблицы. Критерии для оценивания. Символисты. Цель творчества. Акмеисты. Отношение к миру. Футуристы. Отношение к слову. Особенности формы.

Заполнение таблицы.

Критерии для оценивания.

Символисты.

Цель творчества.

Акмеисты.

Отношение к миру.

Футуристы.

Отношение к слову.

Особенности формы.

Домашнее задание. Приготовить сообщения: 1- 2 стихотворения + биография В.Соловьев. Мирра Лохвицкая. К.Бальмонт. Д.Мережковский. Ф.Сологуб. М.Кузмин. М.Волошин.  В.Ходасевич. И.Северянин. В.Маяковский. Н.Гумилёв. А.Ахматова. З.Гиппиус.

Домашнее задание.

Приготовить сообщения: 1- 2 стихотворения + биография

  • В.Соловьев.
  • Мирра Лохвицкая.
  • К.Бальмонт.
  • Д.Мережковский.
  • Ф.Сологуб.
  • М.Кузмин.
  • М.Волошин.
  • В.Ходасевич.
  • И.Северянин.
  • В.Маяковский.
  • Н.Гумилёв.
  • А.Ахматова.
  • З.Гиппиус.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!