ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Лобынцева Ольга Михайловна,
группа Е/ПО-б-з-152
Актуальность темы исследования
Данная тема актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что особое значение приобретает проблема воспитания человека милосердного, гуманного, истинного гражданина своей страны.
Литература как школьный предмет все больше становится носителем народной морали, общечеловеческих и национальных ценностей, средством развития исторической памяти, формирования национального самосознания.
Противоречие
Социальное значение умения воспринимать и оценивать художественные произведения
Недостаточное внимание к проблеме формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения
и
Проблема исследования
Поиск методических путей формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения.
Цель работы
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения.
Объектом исследования – является оценочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения .
Гипотеза исследования
Эффективность работы по формированию у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения повысится, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- использование эпических и лирических произведений природоведческого характера;
- понимание художественного слова как средства создания образа;
- расширение и обогащение эмоционально-оценочного опыта детей.
Задачи исследования
Уточнить понятие «эстетическая оценка», ее место и роль в системе эстетических ценностей.
Определить психолого-педагогические предпосылки формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения.
Изучить состояние проблемы формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения в практике современной начальной школы.
Выявить уровень сформированности у младших школьников умения эстетически оценивать художественные произведения на уроках литературного чтения.
Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения.
1. Уточнить понятие «эстетическая оценка», ее место и роль в системе эстетических ценностей.
Уточнено , что эстетическая оценка художественного произведения характеризуется непосредственным, чувственно духовным, личностным, целостным, эмоционально образным отношением человека к произведениям искусства.
В основе эстетической оценки лежит художественная оценка , которая формируется на основе специальных знаний об искусстве, его языке, подчинении всех деталей произведения замыслу автора, она дополняет и конкретизирует эстетическую оценку.
2. Определить психолого-педагогические предпосылки формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения.
:
Выяснено, что для формирования у младших школьников умений эстетически оценивать художественные произведения на уроках чтения в основу методики положены педагогические положения и требования к педагогической деятельности, которые выплывают из общедидактических и частичнометодических принципов.
Принципы:
целенаправленность
опора на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие
учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия
создание установки на анализ художественного произведения
необходимость повторного самостоятельного чтения произведения
единства формы и содержания в процессе анализа и оценивания художественного произведения
выборочности, учета родовой и жанровой специфики произведений и др.
3. Изучить состояние проблемы формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения в практике современной начальной школы.
- Анализ методической литературы, анкетирование учителей, изучение оценочных умений обучающихся засвидетельствовали , что система работы над текстами на уроках чтения требует своего последующего развития и совершенствования, а именно реализации педагогических условий формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения, которая содействовала бы развитию у младших школьников умений эстетически оценивать произведения и выражать последовательные, обоснованные, эмоциональные и образные оценочные суждения.
4. Выявить уровень сформированности у младших школьников умения эстетически оценивать художественные произведения на уроках литературного чтения.
- Определены критерии и показатели, с помощью которых определялись уровни сформированности у младших школьников умений эстетически оценивать художественные произведения. А именно:
«эмоциональность»
«адекватность»
«целостность»
Уровни сформированности эстетической оценки младших школьников
Группа
Кол-во
обучающихся
Уровни
Высокий
ЭГ
Кол-во
КГ
23
Средний
2
24
%
2
Кол-во
8,7
Низкий
%
8,3
15
16
Кол-во
65,2
6
66,7
%
26,1
6
25,0
Таким образом, согласно результатам констатирующего эксперимента, выявлен недостаточный уровень сформированности эстетической оценки художественного произведения
5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения .
Эффективность работы по формированию у младших школьников эстетической оценки художественного произведения на уроках литературного чтения
Первое педагогическое условие - использование эпических и лирических произведений природоведческого характера.
Второе педагогическое условие - понимание художественного слова как средства создания образа.
Третье педагогическое условие - расширение и обогащение эмоционально-оценочного опыта детей.
Сравнительные уровни сформированности эстетической оценки младших школьников (в %)
Группа
Кол-во
обучающихся
Уровни
Высокий
ЭГ
(эстетический)
КГ
Конст.
23
Средний
24
Контр.
8,7
(предэстетический)
34,8
Конст.
8,3
Низкий
Контр.
12,5
65,2
(информативный)
Конст.
60,9
66,7
66,7
Контр.
26,1
4,3
25,0
20,8
Представим сравнительные данные об уровнях сформированности у обучающихся умений эстетически оценивать художественные произведения на констатирующем и контрольном этапах в диаграммах
Уровни сформированности эстетической оценки художественных произведений на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительные данные об уровнях сформированности у обучающихся умений эстетически оценивать художественные произведения на контрольном этапе.