СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку "Задание №16"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку "Задание №16"»

Занятие элективного курса по подготовке к ЕГЭ   Пунктуация в сложносочинённом предложении. Задание 16

Занятие элективного курса по подготовке к ЕГЭ Пунктуация в сложносочинённом предложении.

Задание 16

Запятая не ставится Примеры Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др. Однажды Лебедь,  Рак , да  Щука везти с поклажей воз взялись. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. Пойду посмотрю расписание занятий. Сегодня  либо завтра отправлю письмо. Взял да и сделал наоборот. Приеду сегодня  или  завтра .

Запятая не ставится

Примеры

  • Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.
  • [О и О].
  • [О да О].
  • [О или О].
  • [О либо О].

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др.

Однажды Лебедь, Рак , да Щука везти с поклажей воз взялись.

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

Пойду посмотрю расписание занятий.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Взял да и сделал наоборот.

Приеду сегодня или завтра .

4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении   5. Перед второй частью двойных союзов. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая.  Не только… , но и …  как … , так и …  хотя и … , но …  если не … , то …  не столько … , сколько …

4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении 5. Перед второй частью двойных союзов.

Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. Не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …

[ни О, ни о, ни О ]. [и О, и о, и О ]. [или О, или о, или О ]. [либо О, либо о, либо О ]. [то О, то о, то О ]. [не то О, не то о, н е то О ]. [то ли О, то ли О, то ли О ]. Примеры:   Либо  сегодня , либо  завтра , либо  послезавтра приеду к тебе в гости.  Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

[ни О, ни о, ни О ].

О, и о, и О ].

[или О, или о, или О ].

[либо О, либо о, либо О ].

[то О, то о, то О ].

[не то О, не то о, н е то О ].

[то ли О, то ли О, то ли О ].

Примеры:

Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.

Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Примеры: Сегодня на улице не только прохладно , но и  ветрено. [ не только О , но и О]. Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О]. Туристы хотя  и устали , но  продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О]. Он ощущал если не скуку , то  некоторую усталость. [ если не О , то О]. Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Примеры:

  • Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О].
  • Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О].
  • Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О].
  • Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О].
  • Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:   Общий второстепенный член предложения.  В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -]. 2. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.  Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов) Общее вводное слово или вводное предложение .  Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:

  • Общий второстепенный член предложения.

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -].

2. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)

  • Общее вводное слово или вводное предложение .

Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня? 5. Побудительные предложения.  Пусть кончится зима и наступит весна! 6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили.  (по Ю. Лотману) Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки. 9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня?

5. Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна!

6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману)

  • Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.

9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

Алгоритм выполнения задания 16 Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нём одна грамматическая основа); сложное (в нём две и более грамматические основы). 2. Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого (смотри часть 1): если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо; если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Алгоритм выполнения задания 16

  • Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
  • простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
  • сложное (в нём две и более грамматические основы).

2. Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого (смотри часть 1):

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
  • если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И : запятая  не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И; запятая нужна, если предложение сложносочинённое; запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.

3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И :

  • запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;
  • запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
  • запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.
4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют: если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится; если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…),  запятая ставится только перед второй частью двойного союза; если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом; если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.

4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;
  • если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
  • если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;
  • если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.

5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.

5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:

  • если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.
Задания для самостоятельной работы  Задание №1. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Задания для самостоятельной работы Задание №1.

  • Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
  • Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  • Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
  • Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.
Задание №2.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Задание №2.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  • Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
  • На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.
  • Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
  • В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Задание №3. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Сверкнула молния и послышался удар грома.

Задание №3.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау.
  • Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
  • В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
  • Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости.
  • Сверкнула молния и послышался удар грома.
Задание №4.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. Туман редел и становилось темнее. За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами. Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить! Наука ХVІ века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Задание №4.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.
  • Туман редел и становилось темнее.
  • За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.
  • Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!
  • Наука ХVІ века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.
Задание №5. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад. Ученица не отвечала и пауза затянулась. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Задание №5.

  • Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
  • На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
  • Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.
  • Ученица не отвечала и пауза затянулась.
  • Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Задание №6.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задание №6.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
  • Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  • Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.
  • Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задание №7.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики. К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Задание №7.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.
  • Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
  • Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
  • Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.
  • К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.
Задание №8.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задание №8.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.
  • А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
  • На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
  • Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
  • Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задание №9.  Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Земляникой да черникой полны наши леса! Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды. С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Задание №9.

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Земляникой да черникой полны наши леса!
  • Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.
  • С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.
  • Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
  • По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.
Задание №10. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю. Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .

Задание №10.

  • Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
  • Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
  • Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
  • Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
  • Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .
ответы Задание № Ответ 1 25 2 35 3 25 4 5 25 14 6 24 7 24 8 14 9 25 10 35

ответы

Задание №

Ответ

1

25

2

35

3

25

4

5

25

14

6

24

7

24

8

14

9

25

10

35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!