СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Малые народы Севера России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы:

 

  1. «Малые народы Севера России» (слайд 1).
  2. Россия многонациональная страна (слайд 2).
  3. Ханты - коренной малочисленный угорский народ (слайд 3-6).
  4. Ненцы - самодийский народ в России (слайд 7-10).
  5. Манси – коренное население Ханты Мансийского округа (слайд 11-13).
  6. Ритуальный праздник народов Севера России (слайд 14-15).
  7. Основные проблемы северных народов (слайд 16).
  8. Пути решения проблемы (слайд 17).

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Малые народы Севера России»»

Презентация на тему:  «Малые народы Севера России»

Презентация на тему: «Малые народы Севера России»

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Поговорим, о его коренных, но малочисленных народах Севера.

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Поговорим, о его коренных, но малочисленных народах Севера.

Ханты

Ханты

Старое название остяки Ханты – самая крупная царская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Общая численность – 22,5 тыс. человек. Среди ханты выделяются три этнографические группы – северные, южные и восточные. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На Севере на ханты оказали сильное влияние ненцы, на востоке – селькупы, южные ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы – Васюганские, Салымские, Казымские ханты. Говорят на хантыйском языке.

Старое название остяки Ханты – самая крупная царская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Общая численность – 22,5 тыс. человек. Среди ханты выделяются три этнографические группы – северные, южные и восточные. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На Севере на ханты оказали сильное влияние ненцы, на востоке – селькупы, южные ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы – Васюганские, Салымские, Казымские ханты. Говорят на хантыйском языке.

Традиционные занятия ханты - речное рыболовство, таежная охота (в основном - пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы».)  Традиционные средства передвижения – лыжи, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками – долбленками, большими лодками с каютами, крытыми берестой постройки .

Традиционные занятия ханты - речное рыболовство, таежная охота (в основном - пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы».) Традиционные средства передвижения – лыжи, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками – долбленками, большими лодками с каютами, крытыми берестой постройки .

Капитальные зимние постройки народа были каркасными, углубленными в землю, в виде пирамид. Оленеводы в тундре, кочуя со стадами оленей, жили в чумах: зимой - крытых оленьими шкурами, а летом - берестой. Национальная одежда: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица. Обувь меховая, замшевая или кожаная (сапоги с меховыми чулками). Женщины носят украшение из бисера, кольца, серьги. Мужчины также носили косы. Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, вареным. Пьют рыбий жир. Излюбленное блюдо рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Капитальные зимние постройки народа были каркасными, углубленными в землю, в виде пирамид. Оленеводы в тундре, кочуя со стадами оленей, жили в чумах: зимой - крытых оленьими шкурами, а летом - берестой. Национальная одежда: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица. Обувь меховая, замшевая или кожаная (сапоги с меховыми чулками). Женщины носят украшение из бисера, кольца, серьги. Мужчины также носили косы. Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, вареным. Пьют рыбий жир. Излюбленное блюдо рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ненцы

Ненцы

Коренное население Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Численность – более 40 тыс. человек. Делятся на две группы – тундровые и лесные. Тундровые расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья низовья реки Енисей. Лесные – в таежной зоне междуречья р. Обь и Енисей, а также в бассейне р. Пур и в верховьях р. Надым. В ненцах сочетается как европеоидная, так и монголоидная раса. В религиозных верованиях господствовала вера в духов – хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев в середине 19 века распространилось православие.

Коренное население Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого АО Тюменской области.

Численность – более 40 тыс. человек. Делятся на две группы – тундровые и лесные.

Тундровые расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья низовья реки Енисей. Лесные – в таежной зоне междуречья р. Обь и Енисей, а также в бассейне р. Пур и в верховьях р. Надым. В ненцах сочетается как европеоидная, так и монголоидная раса. В религиозных верованиях господствовала вера в духов – хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев в середине 19 века распространилось православие.

Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичные подвижные стойбища, состоящее из нескольких чумов, а у лесных ненцев - стойбища сезонные. Универсальным типом жилища является чум, так называемого самодийского типа – два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса от 25 до 50.Зимний чум покрывали сшитыми оленьими шкурами. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичные подвижные стойбища, состоящее из нескольких чумов, а у лесных ненцев - стойбища сезонные. Универсальным типом жилища является чум, так называемого самодийского типа – два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса от 25 до 50.Зимний чум покрывали сшитыми оленьими шкурами. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

Верхней одеждой являлись малица (из оленьих шкур глухого покроя с капюшоном мехом внутрь). Обувь (пимы) шили из оленьих шкур. Передвигались на мелких деревянных нартах. Основная пища – оленье мясо и рыба. Тундровые ненцы являются оленеводами. Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами. Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых, у лесных ненцев слабо развито оленеводство. Основным их занятием является охота и рыболовство.

Верхней одеждой являлись малица (из оленьих шкур глухого покроя с капюшоном мехом внутрь). Обувь (пимы) шили из оленьих шкур. Передвигались на мелких деревянных нартах. Основная пища – оленье мясо и рыба.

Тундровые ненцы являются оленеводами. Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами. Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых, у лесных ненцев слабо развито оленеводство. Основным их занятием является охота и рыболовство.

Манси

Манси

МАНСИ – коренное население Ханты Мансийского округа. Манси принадлежат к уральскому типу, являющемуся переходным между европеоидной и монголоидной расами. Как этническая общность манси сложились в 1-ом тыс. н.э. на базе аборигенных племен Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине 1-ого тыс. н.э. из степей северного Казахстана и Западной Сибири. Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству (16 век) манси жили родоплеменным строем, пережитки которого сохранялись вплоть до 1930 годов.

МАНСИ – коренное население Ханты Мансийского округа.

Манси принадлежат к уральскому типу, являющемуся переходным между европеоидной и монголоидной расами. Как этническая общность манси сложились в 1-ом тыс. н.э. на базе аборигенных племен Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине 1-ого тыс. н.э. из степей северного Казахстана и Западной Сибири. Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству (16 век) манси жили родоплеменным строем, пережитки которого сохранялись вплоть до 1930 годов.

Этот народ известен русским с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

Этот народ известен русским с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»

Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»

Цикл в честь медведя у ханты и манси.

Часть культа медведя, проводится в честь медведя или после удачной охоты на него. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы» во время которых, вызывались божества, а также танцы с саблями или мечами.

Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной позе» (голова на вытянутых лапах). Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста. Важное место занимали обряды «отречения» охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя). Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу или озере, а череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завернутым в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедания мяса, каркали по-вороньи, очищались водой и огнем.

Основные проблемы  северных народов 1 .Малочисленность населения. Низкий уровень жизни, безработица, почти все жители селений родственники. 2 .Забываются традиционные виды деятельности, люди долгое время жившие в интернатах, не знают своей культуры, они не могут себя обеспечить. 3 .Алкоголизм, причиной ему является второй пункт , к тому же водка один из самых доступных продуктов.  4 . Низкая доступность медицинского обслуживания. 5 .Вытеснение с родных земель, в результате добычи полезных ископаемых. По этой же причине сокращаются охотничьи угодья. 6 .Низкий уровень образованности. Молодые люди, как правило не имеют даже среднего образования. Как следствие - деградация молодежи по сравнению со старшим поколением. 7 . Понижение количества людей, знающих родные языки.  8 . Плохая экологическая ситуация.

Основные проблемы северных народов

1 .Малочисленность населения. Низкий уровень жизни, безработица, почти все жители селений родственники.

2 .Забываются традиционные виды деятельности, люди долгое время жившие в интернатах, не знают своей культуры, они не могут себя обеспечить.

3 .Алкоголизм, причиной ему является второй пункт , к тому же водка один из самых доступных продуктов.

4 . Низкая доступность медицинского обслуживания.

5 .Вытеснение с родных земель, в результате добычи полезных ископаемых. По этой же причине сокращаются охотничьи угодья.

6 .Низкий уровень образованности. Молодые люди, как правило не имеют даже среднего образования. Как следствие - деградация молодежи по сравнению со старшим поколением.

7 . Понижение количества людей, знающих родные языки.

8 . Плохая экологическая ситуация.

Пути решения проблемы: Поскольку проблемы коренных народов Севера Сибири и Дальнего Востока многочисленны и сложны, то необходимо разработать и внедрить государственную политику по сохранению и развитию малых народов, включающую в себя следующие направления деятельности: повышение уровня жизни (улучшение жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечение топливом и энергией), сохранение среды обитания, стимулирование демографического роста населения, обеспечения занятости, развитие традиционных отраслей, повышение культуры и образования. Для сохранения этнических культур необходимо формировать ценностные приоритеты, представления о важности традиций, прежде всего у носителей этих культур.

Пути решения проблемы:

Поскольку проблемы коренных народов Севера Сибири и Дальнего Востока многочисленны и сложны, то необходимо разработать и внедрить государственную политику по сохранению и развитию малых народов, включающую в себя следующие направления деятельности:

повышение уровня жизни (улучшение жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечение топливом и энергией), сохранение среды обитания, стимулирование демографического роста населения, обеспечения занятости, развитие традиционных отраслей, повышение культуры и образования.

Для сохранения этнических культур необходимо формировать ценностные приоритеты, представления о важности традиций, прежде всего у носителей этих культур.

Работу выполнила: ученица 9-А класса Опалиховской СОШ Киселева Юлия Учитель географии: Козлова Т.А.

Работу выполнила: ученица 9-А класса Опалиховской СОШ

Киселева Юлия

Учитель географии: Козлова Т.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!