Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Педагогические задачи. Сущность, структура, виды."»
Педагогические задачи
Составила:
студентка 4-3 группы
Назарова н.а.
План:
- Сущность педагогических задач.
- Особенности педагогических задач.
- Структура педагогических задач.
- Виды педагогических задач.
Сущность педагогических задач
- Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесённой в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
- Это осознанные педагогом проблема , содержащая исходные данные о состоянии конкретной педагогической системы, и цель педагогической деятельности, связанная с разрешением этой проблемы.
Особенности педагогических задач
- Педагогическая задача, как основная единица педагогического процесса, предусматривает наличие тех же компонентов, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства.
Обязательными компонентами являются:
- 1) начальное условие, которое называют исходным состоянием предмета;
- 2) состояние, которого нужно достичь, обозначают моделью требуемого результата.
Особенности педагогических задач
- В каждой педагогической задаче имеется набор нескольких способов достижения результата, которые выражаются в методах, приёмах, средствах и содержании. Преподаватель по определённым критериям отбирает из них наиболее рациональные.
Главными критериями при отборе являются:
- учёт особенностей объекта проблемной ситуации (особенности обучаемого или обучаемых);
- достижение оптимального качественного результата за минимально возможный промежуток времени;
- минимально-возможные затраты усилий на получение качественного результата;
- наличие обобщённых способов, которые интегрируют мелкие действия.
Особенности педагогических задач
- Задача возникает всякий раз, когда нужно перейти из одного состояния к другому. Педагогическая задача тоже возникает всякий раз тогда, когда нужно перевести учащихся из одного состояния в другое.
- Но при этом не только ученик переходит на новый уровень, но и сам учитель, т.к. нельзя развивать детей, не развивая себя. Поэтому развитие ребёнка начинается с саморазвития учителя.
Структура педагогической задачи
- Педагогическая задача - основная единица целенаправленного педагогического процесса, содержащая некоторую проблему учащихся (индивидуальную, групповую, коллективную) и целевые ориентиры, осознаваемые педагогом, которых он стремиться достичь в процессе педагогической деятельности.
Психическое состояние участников педагогического процесса, мотивированное на поиск совместного решения проблемы
Возникновение:
- спонтанно (внезапно),
- на основании диагностики
Педагогическая ситуация – условие:
Вопрос,
- исходное состояние объекта;
- проблема;
- организация мотивации
направленный на поиск решения проблемы и изменение ситуации
Виды педагогических задач
Существует несколько классификаций педагогических задач.
Н.В.Кузьмина выделяет два класса задач:
- задачи по воспитанию (решение которых направлено на предотвращение образования неправильной системы знаний, умений, навыков, отношений, отрицательных стереотипов деятельности и поведения);
- задачи по перевоспитанию (решение которых направлено на искоренение уже образовавшихся отрицательных стереотипов, противоречащих целям системы).
Виды педагогических задач
Широкая классификация воспитательных задач приведена в одной из работ Б.Т.Лихачёва:
- задачи умственного воспитания;
- задачи физического воспитания;
- задачи трудового и политехнического воспитания;
- задачи нравственного воспитания;
- задачи эстетического воспитания;
- задачи эмоционального воспитания;
- задачи индивидуально-личностного, гражданско-правового и экологического воспитания
Виды педагогических задач
Данную классификацию педагогических задач выдвигает В.А.Сластёнин, Л.Ф.Спирин, А.П.Акимова. Она принята педагогической общественностью и работает в образовательной практике:
- Стратегические задачи (обусловленными далёкими перспективами), либо тактическими (определяемыми средними перспективами);
- Оперативные задачи (определёнными близкой перспективой).
Таким образом, уровень педагогического профессионализма и мастерства напрямую определяется способами решения педагогических задач.
Оптимальное планирование педагогом своей деятельности требует комплексного подхода к проектированию педагогических задач и не допускает их односторонности. В этом мы видим готовность педагога перейти на системно-моделирующий уровень осуществления профессиональной деятельности.