СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 9 класс) по теме: Важнейшие архитектурные элементы здания". Скачать бесплатно и без регистрации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

пппппппппгсчмглфпыврмслгывпмапфвымсв. ывмнпсрфывсм фнв сваавававава

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 9 класс) по теме: Важнейшие архитектурные элементы здания". Скачать бесплатно и без регистрации.»

ДЛЯ ЖЮРИ


Всероссийская олимпиада школьников

муниципальный этап

География

8 класс

Критерии проверки

I раунд (тестовый)


1. Самые высокие горы в Зарубежной Европе – это:

1) Альпы; 2) Балканы; 3) Аппенины; 4) Скандинавские.


2. Сухие долины временных водотоков в пустынях Африки и Аравии называются:

1) вади; 2) бедленд; 3) батолиты; 4) узбои.


3. Какое соответствие «растение – материк, на котором оно произрастает» верно?

1) секвойя – Африка; 2) маньчжурский орех – Южная Америка;

3) вельвичия – Северная Америка; 4) эвкалипт – Австралия.


4. На каком материке обитает медведь коала?

1) Африка; 2) Южная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.


5. Крупнейший на Земле грызун (капибара) обитает в:

1) Южной Америке;    2) Африке;        3) Азии; 4) Австралии.


6. Какими морями омывается территория Дальнего Востока?

1) Японским и Карским; 2) Беринговым и Охотским;

3) Восточно-Сибирским и Баренцевым; 4) Лаптевых и Северным.


7. Самое большое по площади акватории море, омывающее территорию России – это: 1) Балтийское; 2) Охотское; 3) Японское; 4) Берингово.


8. Выберите период, относящийся к палеозойской эре:

1) триасовый; 2) кембрийский; 3) неогеновый; 4) архейский.


9. Выберите сочетание, где правильно перечислены районы современных землетрясений в России:

1) п-ов Камчатка, Прибайкалье, Алтай, Кавказ;

2) Восточно-Сибирская равнина и о. Сахалин;

3) оз. Байкал и Восточно-Европейская равнина;

4) Урал и Алтай.


10. Какое происхождение имеют такие формы рельефа как озы и камы:

1) тектоническое; 2) ледниковое; 3) карстовое; 4) эоловое (связанное с деятельностью ветра).


11. Скалы, окруженные ледником, и выдающиеся над его поверхностью называются:

1) троги; 2) цирки; 3) нунатаки; 4) синеклизы.


12. Крупные месторождения алмазов в России сосредоточены в республике:

1) Коми; 2) Карелия; 3) Якутия (Саха); 4) Алтай.

13. Какая из перечисленных горных пород не является железной рудой?

1) гематит; 2) железистый кварцит; 3) слюда; 4) лимонит.


14. Из кимберлитовых трубок добывают:

1) нефть; 2) алмазы; 3) уголь; 4) бокситы.


15. Линия на карте, соединяющая точки с одинаковым количеством осадков, называется:

1) изогиета; 2) изотерма; 3) изобара; 4) изобата.


16. Самая низкая температура воздуха, зафиксированная в России и северном полушарии Земли составляет –71ºС. Выберите место, где это могло быть:

1) Антарктида (станция Восток); 2) Северный полюс; 3) Оймякон;

4) о. Гренландия.


17. Чему будет равен коэффициент увлажнения территории, если известно, что уровень суммарной радиации составляет 90 кКал/см2 в год, годовое количество осадков равно 600 мм, уровень испаряемости 600 мм/год:

1) 0,15; 2) 6,7; 3) 1; 4) 63000?


18. Ветер дважды в год меняющий свое направление (зимой с материка, летом на материк) называется:

1) пассат; 2) муссон; 3) бриз; 4) западный.


19. Что такое бора?

1) вид атмосферных осадков; 2) форма рельефа; 3) вид внутренних вод; 4) ветер.


20. Что характерно для циклонов?

1) нисходящее движение воздуха; 2) отсутствие облачности; 3) осадки;

4) отсутствие ветра.


21. Резко континентальный климат умеренного пояса России расположен в (на):

1) Восточной Сибири; 2) Урале; 3) крайнем севере Европейской части России; 4) Западной Сибири.


22. Круги, видимые иногда около Солнца и Луны и появление которых связано с преломлением лучей в ледяных кристаллах, находящихся в воздухе, называется:

1) гало; 2) огни св. Эльма; 3) зеленый луч; 4) полярное сияние.


23. Какая из перечисленных рек относится к бассейну Атлантического океана?

1) Волга; 2) Амур; 3) Дон; 4) Енисей.


24. «Отец» русского почвоведения, крупнейший русский ученый XIX в.:

1) Семенов П.П.; 2) Козлов П.К.; 3) Докучаев В. В.; 4) Борзов А.А.


25. Подзолистые почвы тайги бедны гумусом, так как:

1) бедный растительный опад;

2) замедленное почвообразование;

3) недостаточно микроорганизмов;

4) происходит интенсивное вымывание гумуса из почвы.


26. Мощность почвенного профиля у почв этого климатического пояса может превышать 10 метров:

1) арктический; 2) умеренный; 3) субтропический; 4) экваториальный.


27. Какая природная зона формируется в субарктическом климатическом поясе?

1) тундра и лесотундра; 2) широколиственные леса; 3) смешанные леса;

4) тайга.


28. К исчерпаемым возобновимым ресурсам относится:

1) энергия приливов; 2) руды металлов; 3) лесные.



29. Определите по плану местности азимут, по которому надо идти от школы до родника, расположенного на высоте 140,5 м:

1) 130º; 2) 30º; 3) 45º; 4) 210º?


30. В таблице даны значения теплового баланса одной из природных зон России. Определите, к какой из них относятся приведенные значения.

1) полупустыни; 2) смешанные леса; 3) арктические пустыни.


Природная зона

Радиация, ккал/см2 в год

прямая

рассеянная

суммарная

отраженная

поглощенная


10

50

60

42

18


Количество баллов— 30.


Ответ:


Номер

задания

Правильный

ответ

Количество

баллов

1.

1

1

2.

1

1

3.

4

1

4.

3

1

5.

1

1

6.

2

1

7.

4

1

8.

2

1

9.

1

1

10.

2

1

11.

3

1

12.

3

1

13.

3

1

14.

2

1

15.

1

1

16.

3

1

17.

3

1

18.

2

1

19.

4

1

20.

3

1

21.

1

1

22.

1

1

23.

3

1

24.

3

1

25.

4

1

26.

4

1

27.

1

1

28.

3

1

29.

2

1

30.

3

1

Итого:


30



количество баллов за тестовый раунд – 30



ДЛЯ ЖЮРИ


Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

География

8 класс

Критерии проверки

II раунд (аналитический)


Задание 1. «Высочайшие вершины России».

Согласно нижеприведенного списка, сопоставьте высочайшие вершины России и горные системы, где они находятся. Ответ запишите в таблице:


Горная система

Название вершин

1. Большой Кавказ


2. Алтай


3. хребет Черского


4. Уральские горы


5. Восточный Саян



Вершины: Эльбрус, Дыхтау, Казбек, Белуха, Базардюзю, Мунку-Сардык, Победа, Народная.

По какому принципу указаны вершины в списке вершин?


Количество баллов — 10.


Ответ:


Горная система

Название вершин

Большой Кавказ

Эльбрус, Дыхтау, Казбек, Базардюзю

Алтай

Белуха

Восточный Саян

Мунку-Сардык

хр. Черского

Победа

Уральские горы

Народная

В списке вершины указаны в порядке уменьшения их абсолютной высоты.


Критерии оценивания:

Начисляется по 1 баллу за каждую правильно распределенную вершину

8 баллов

За верно указанный принцип размещения вершин в списке

2 балла

Итого:

10 баллов


Задание 2. «Моря России. История»

Многие из морей России имеют достаточно насыщенную историю. Их названия часто менялись в различные исторические эпохи и у разных народов. Вам предлагается краткие сведения из истории этимологии (наука о названиях) морей.

Впишите в таблицу современные названия морей.

История названия моря

Современное название моря

1.

В античности это море называлось у греков Меотийское озеро, у римлян Меотийское болото, у скифов Каргалук, у арабов — Бахр аль-Азуф, у турок — Бахр эль-Ассак или Бахр-ы Ассак (темно-синее море). Море переименовывалось многократно (Самакуш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксинское море. Татаро-монгольские завоеватели пополнили коллекцию имён: Балык-денгиз (рыбное море) и Чабак-денгиз (или чебакское, т.е. - судакское, лещиное море). В промежутке вышеуказанных названий море получало ещё и следующие: Бар-эль-Азов (Темно-синяя река); Франкское море(под франками понимались генуэзцы и венецианцы); Сурожское (Судакское) мореКаффское море (Каффа — итальянская колония на месте современного города Феодосия в Крыму); Киммерийское море (от киммерийцев); Акдениз (турецкое, означающее Белое море).


2.

Древнегреческое название моря — Понт Аксинский  «Негостеприимное море»), встречается и название «Скифского». В «Географии» Страбона предполагается, что такое название море получило из-за трудностей с навигацией, а также диких враждебных племён, населявших его берега. Позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским, «Гостеприимное море»). Позже, в X—XIV века, в древнерусских, арабских и западных источниках оно упоминается как «Русское море», что связано с его активным использованием скандинавскими мореплавателями — варягами-русью.


3.

Ранее море называлось Нярзомским (Нарземским) — так оно поименовано в рассказе 1601 года о путешествии в Мангазею Леонтия Шубина (Плехана) и в челобитной Андрея Палицына от 1630 года (этимология этого названия неизвестна). Название реки, впадающей в это море, происходит от ненецкого слова «харе», означающего торосистый лёд. Любопытно, что голландец Н. Витсен именует море Ледяным, а француз Ж. Кампредон Ледовитым, что перекликается с ненецким словом.


4.

Названо по имени одноименной реки, которое в свою очередь происходит от эвенск. окат — «река». Ранее называлось Ламским (от эвенск. лам — «море»), а также Камчатским морем. Японцы традиционно называли это море Хоккай, буквально «Северное море». Но поскольку сейчас это название относится к Северному морю Атлантического океана, то этого моря они изменили на Охоцуку-кай, что является адаптацией русского названия к нормам японской фонетики.


5.

У старославян называлось Варяжским морем.



количество баллов – 10





Ответ:

История названия моря

Современное название моря

1.

В античности это море называлось у греков Меотийское озеро, у римлян Меотийское болото, у скифов Каргалук, у арабов — Бахр аль-Азуф, у турок — Бахр эль-Ассак или Бахр-ы Ассак (темно-синее море). Море переименовывалось многократно (Самакуш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксинское море. Татаро-монгольские завоеватели пополнили коллекцию имён: Балык-денгиз (рыбное море) и Чабак-денгиз (или чебакское, т.е. - судакское, лещиное море). В промежутке вышеуказанных названий море получало ещё и следующие: Бар-эль-Азов (Темно-синяя река); Франкское море(под франками понимались генуэзцы и венецианцы); Сурожское (Судакское) мореКаффское море (Каффа — итальянская колония на месте современного города Феодосия в Крыму); Киммерийское море (от киммерийцев); Акдениз (турецкое, означающее Белое море).

Азовское

2.

Древнегреческое название моря — Понт Аксинский  «Негостеприимное море»), встречается и название «Скифского». В «Географии» Страбона предполагается, что такое название море получило из-за трудностей с навигацией, а также диких враждебных племён, населявших его берега. Позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским, «Гостеприимное море»). Позже, в X—XIV века, в древнерусских, арабских и западных источниках оно упоминается как «Русское море», что связано с его активным использованием скандинавскими мореплавателями — варягами-русью.

Черное

3.

Ранее море называлось Нярзомским (Нарземским) — так оно поименовано в рассказе 1601 года о путешествии в Мангазею Леонтия Шубина (Плехана) и в челобитной Андрея Палицына от 1630 года (этимология этого названия неизвестна). Название реки, впадающей в это море, происходит от ненецкого слова «харе», означающего торосистый лёд. Любопытно, что голландец Н. Витсен именует море Ледяным, а француз Ж. Кампредон Ледовитым, что перекликается с ненецким словом.

Карское

4.

Названо по имени одноименной реки, которое в свою очередь происходит от эвенск. окат — «река». Ранее называлось Ламским (от эвенск. лам — «море»), а также Камчатским морем. Японцы традиционно называли это море Хоккай, буквально «Северное море». Но поскольку сейчас это название относится к Северному морю Атлантического океана, то этого моря они изменили на Охоцуку-кай, что является адаптацией русского названия к нормам японской фонетики.

Охотское

5.

У старославян называлось Варяжским морем.

Балтийское

количество баллов – 10

Критерии оценивания

За каждое правильно указанное название ставится 2 балла

10 баллов

Итого:

10 баллов

Задание 3. «Формирование рельефа».

Какой фактор сформировал рельеф описанной ниже территории?

«Взгляду открылась территория, покрытая холмами с пологими склонами. Холмы и гряды, сложенные обломками горных пород, поросли елями и соснами. Встречались нагромождения камней. Удивляло обилие озер, неглубоких и часто соединенных протоками».

Где на территории России можно встретить территории, подходящие под это описание? Укажите названия географических объектов.

Ответы занесите в таблицу.

Фактор формирования


Территория распространения в России



Количество баллов — 6.


Ответ:


Фактор формирования

Ледник.

Территория распространения в России

Северо-запад России (Карелия, Кольский полуостров)



За указание фактора формирования рельефа

3 балла

За указание территории распространения. Можно варьировать количеством баллов в зависимости от правильности и точности определения.

3 балла

Итого:

6 баллов


Задание 4. «Ценности России».


В 1900 году на «Всемирной промышленной выставке» в Париже, Россией была представлена коллекция, удостоенная золотой медали. Подумайте, что, относящееся к природе России, находилось в коллекции и почему она удостоилась такой высокой награды.

Ответы занесите в таблицу.

Что находилось в коллекции?


Почему это удостоилось высокой награды








Количество баллов — 10.


Ответ:

На выставке была представлена коллекция черноземов с территории современного Панинского района Воронежской области. Почвы были признаны лучшими в мире, эталонными.


Правильно указан предмет, находящийся в коллекции

5 баллов

Правильно указана «заслуга» этого предмета. Баллы в зависимости от полноты объяснения.

5 баллов

Итого:

10 баллов

Задание 5. «Опасные природные явления».

В таблице предложены характеристики некоторых опасных природных явлений. Ваша задача определить их название. Ответ впишите в колонку таблицы «Название явления».

Некоторые опасные природные явления

Название

явления

Признаки

1.


Долгая сухая погода при повышенной температуре воздуха и отсутствии или малом количестве осадков. Вызывает снижение запасов влаги в воздухе и почве.

2.


Сильный ветер (скоростью более 5 м/с) с высокой температурой (+25…30С) и низкой относительной влажностью (менее 30%), продолжающийся иногда несколько дней.

3.


Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы.

4.


Слой плотного льда, образующийся в результате замерзания переохлажденных капель дождя или тумана при температурах от 0 до –3 С, на поверхности земли и на предметах.

5.


Понижение температуры ниже 0 С в приземном слое воздуха на почве вечером или ночью при положительной температуре днем. Наблюдается весной и осенью.

6.


Грязевой или грязекаменный поток, внезапно возникающий в руслах горных рек в результате паводка, вызванного интенсивным снеготаянием, обильными ливнями и другими причинами.

7.


Отрыв и скользящее смещение массы горной породы вниз по склону под действием силы тяжести. Возникает из-за подмыва склонов, переувлажнения, сейсмических толчков.

8.


Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате тектонических движений в земной коре и передающиеся на большие расстояния в виде волн.

9.


Значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке (или другом водоеме). Может быть вызвано ливневыми дождями, таянием снега и льда, нагонными явлениями.

10.


Кратковременный и сильный дождь большой интенсивности.

Количество баллов — 10.

Ответ:

Название

явления

Признаки

1.

Засуха

Долгая сухая погода при повышенной температуре воздуха и отсутствии или малом количестве осадков. Вызывает снижение запасов влаги в воздухе и почве.

2.

Суховей

Сильный ветер (скоростью более 5 м/с) с высокой температурой (+25…30С) и низкой относительной влажностью (менее 30%), продолжающийся иногда несколько дней.

3.

Ураган

Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы.

4.

Гололед

Слой плотного льда, образующийся в результате замерзания переохлажденных капель дождя или тумана при температурах от 0 до –3 С, на поверхности земли и на предметах.

5.

Заморозки

Понижение температуры ниже 0 С в приземном слое воздуха на почве вечером или ночью при положительной температуре днем. Наблюдается весной и осенью.

6.

Сель

Грязевой или грязекаменный поток, внезапно возникающий в руслах горных рек в результате паводка, вызванного интенсивным снеготаянием, обильными ливнями и другими причинами.

7.

Оползень

Отрыв и скользящее смещение массы горной породы вниз по склону под действием силы тяжести. Возникает из-за подмыва склонов, переувлажнения, сейсмических толчков.

8.

Землетрясение

Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате тектонических движений в земной коре и передающиеся на большие расстояния в виде волн.

9.

Наводнение

Значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке (или другом водоеме). Может быть вызвано ливневыми дождями, таянием снега и льда, нагонными явлениями.

10.

Ливень

Кратковременный и сильный дождь большой интенсивности.


За каждое правильно названное явление начисляется 1 балл

10 баллов

Итого:

10 баллов


Задание 6. «Географы-инженеры-экономисты».

Перед учеными-географами и экономистами встала задача, какая из двух рек больше подойдет для строительства гидроэлектростанции (электростанция, где электроэнергия вырабатывается с помощью движущейся воды, которая вращает лопасти турбины-генератора). Но в их распоряжении оказались лишь следующие данные:

Река

Длина, км

Уклон, см/км

Падение

Терек

623

500

?

Ока

1480

11

?

Определите падение каждой из рек. Ответ впишите в таблицу. Приведите все необходимые вычисления ниже.


Какая река больше подходит для строительства гидроэлектростанции? Почему? Напишите все необходимые объяснения.

Количество баллов — 10.

Ответ:

Уклон = Падение (см)/ Длину реки (км); Падение = Уклон * Длину.

Получаем:

Падение Терека = 500 (см/км) * 623 км = 311500 см = 3115 м.

Падение Оки = 11 (см/км) * 1480 км = 16280 см = 162,8 м


Река

Длина, км

Уклон, см/км

Падение, м

Терек

623

500

3115

Ока

1480

11

162,8

Исходя из этого получается, что в принципе (учитывая большее падение), станцию нужно строить на Тереке, а не на Оке, но: подойдет и предложение, что станцию на Тереке строить практически невозможно, т.к. это горная река. И подойдет больше Ока.

Поэтому, при обосновании участником того или иного предложения, засчитывается правильный ответ.

За правильный расчет падения каждой реки по 2 балла

4 балла

За приведение всех необходимых правильных вычислений (формулы, размерности и т.д.)

3 балла

За обоснование решения строить электростанцию

3 балла

Итого:

10 баллов

Задание 6. «Загадочное строительство».

Для каких территорий России характерно строительство изображенных на фотографиях домов и сооружений? С каким природным явлением это связано? Расскажите, что Вы о нем знаете. Почему приходится прибегать к такому способу строительства?

Количество баллов — 8.

Ответ:

1. Явление – многолетняя или вечная мерзлота.

2. Многолетняя (вечная) мерзлота – область подземного оледенения, в которой горные породы как бы сцементированы замерзшей в них влагой. Мерзлота распространяется практически на 2/3 территории России в районах с суровым климатом. Мерзлые породы водонепроницаемы, поэтому летом при оттаивании почвы происходит ее заболачивание.

3. Мерзлота — враг строителей. Целые города они вынуждены возводить на сваях. Иначе дом или трубопровод, прогрев под собой почву, начинает неравномерно погружаться в нее, трескаясь и разваливаясь. Часто при оттаивании верхнего деятельного слоя происходит выдавливание предметов, которые там находятся.


Определение, что это районы многолетней (вечной) мерзлоты

2 балла

За описание явления (в зависимости от полноты)

3 балла

За описание необходимости строительства на сваях

3 балла

Итого:

8 баллов


Задание 7. «Многоликий Дальний Восток».

Во Владивостоке есть такая поговорка: «Широта-то у нас Крымская, но долгота — Колымская». Прокомментируйте ее.

Количество баллов — 6.

Ответ:

Во Владивостоке летом тепло, почти как в Крыму, но зимой из-за влияния Сибирского антициклона — очень холодно.

Критерии оценивания.

В зависимости от полноты и правильности ответа начисляется максимум 4 балла

6 баллов

Итого:

6 баллов



количество баллов за аналитический раунд – 70

общее количество баллов – 100


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!