СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Оценка уровня школьной мотивации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Оценка уровня школьной мотивации"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Михайловская СОШ»     ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПЫЛЬНИКОВОЙ Е.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Михайловская СОШ»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПЫЛЬНИКОВОЙ Е.В.

   Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.    Ш.А. Амонашвили

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Ш.А. Амонашвили

Мотивация Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы :  Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?

Мотивация

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы :

  • Почему?
  • Зачем?
  • Для какой цели?
  • Ради чего?
  • Какой смысл?
 Особенности формирования  учебной мотивации Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.  Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте

Особенности формирования учебной мотивации

Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.  Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте

Учет возрастных особенностей развития мотивации  В 1-2 классах мотивы учения тесно связаны  с любознательностью. Если мы, учителя, начнем с первых дней в школе учить ребенка учиться , то от этого будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй, и на протяжении всех лет учебы ребенка в школе. Первоклассник, не осознающий необходимости учиться « для себя » , «потому что интересно» , практически не понимает действительного смысла учения (а порой не понимает этого и кончая школу).

Учет возрастных особенностей развития мотивации

В 1-2 классах мотивы учения тесно связаны

с любознательностью.

Если мы, учителя, начнем с первых дней в школе учить ребенка учиться , то от этого будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй, и на протяжении всех лет учебы ребенка в школе.

Первоклассник, не осознающий необходимости учиться « для себя » , «потому что интересно» , практически не понимает действительного смысла учения (а порой не понимает этого и кончая школу).

 Особенности формирования  учебной мотивации В 3-4 классах начинают выделяться внешние мотивы: «престижные» (учеба ради отметки и признания) «принудительные» (угроза наказания). Проявляется избирательное отношение к предметам. Познавательные интересы эпизодические. У учащегося должна возникнуть стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» , надо, чтобы каждый говорил себе: « Я смогу! Я добьюсь!» Порой до конца начальной школы у детей не появляется интерес к преодолению трудностей в учебной работе, так как ориентируются они не на саму активную творческую работу, а на конечный результат (отметку).

Особенности формирования учебной мотивации

В 3-4 классах начинают выделяться

внешние мотивы:

«престижные» (учеба ради отметки и признания)

«принудительные» (угроза наказания).

Проявляется избирательное отношение к предметам.

Познавательные интересы эпизодические.

У учащегося должна возникнуть стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» , надо, чтобы каждый говорил себе: « Я смогу! Я добьюсь!»

Порой до конца начальной школы у детей не появляется интерес к преодолению трудностей в учебной работе, так как ориентируются они не на саму активную творческую работу, а на конечный результат (отметку).

 Формирование мотивов учения младших школьников 1 класс 2 класс Построение вопросов для учебного диалога Сравнение результатов своей деятельности с эталоном    Желание выполнять любую задачу творчески 3 класс Поиск существенных доказательств Сравнение результатов своей деятельности с деятельностью другого Добывание знаний   Определение способа построения учебной задачи  4 класс Инициативность в постановке гипотез Умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки     Самостоятельность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи Инициативность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи Самостоятельность в оценке процесса и результата уч. задачи      Использование своих знаний в нестандартных ситуациях

Формирование мотивов учения младших школьников

1 класс

2 класс

Построение вопросов для учебного диалога

Сравнение результатов своей деятельности с эталоном

Желание выполнять любую задачу творчески

3 класс

Поиск существенных доказательств

Сравнение результатов своей деятельности с деятельностью другого

Добывание знаний

Определение способа построения учебной задачи

4 класс

Инициативность в постановке гипотез

Умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки

Самостоятельность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи

Инициативность в выборе необходимых средств для решения уч. задачи

Самостоятельность в оценке процесса и результата уч. задачи

Использование своих знаний в нестандартных ситуациях

 Диагностика уровня школьной мотивации в начальных классах

Диагностика уровня школьной мотивации в начальных классах

Результат “ Мне тогда все понятно, когда интересно ” хочу могу выполняю с интересом Потребность – «Хочу»  Мотив - «Зачем мне это надо?»  Цель – «Что для этого надо сделать?   И тогда появится интерес. Ведь с интересом не рождаются - его приобретают

Результат

“ Мне тогда все понятно, когда интересно ”

хочу

могу

выполняю с интересом

Потребность «Хочу»

Мотив - «Зачем мне это надо?»

Цель «Что для этого надо сделать?

И тогда появится интерес.

Ведь с интересом

не рождаются - его приобретают

.   Оценка оказывает глубокое воздействие на мотивационную сферу ученика.  Проанализируем его переживания при получении им разных отметок .      «ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ПЯТЕРКА»:   радостное переживание успеха учеником;  чувство гордости у родителей ученика;  чувство собственной полноценности;  уважение в классе. Как мы видим ,происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно.

. Оценка оказывает глубокое воздействие на мотивационную сферу ученика. Проанализируем его переживания при получении им разных отметок . «ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ПЯТЕРКА»:

  • радостное переживание успеха учеником;
  • чувство гордости у родителей ученика;
  • чувство собственной полноценности;
  • уважение в классе.

Как мы видим ,происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно.

« ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ ЧЕТВЕРКА » Переживания ученика зависят в данном случаи от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая , т.е. заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке».

« ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ ЧЕТВЕРКА »

Переживания ученика зависят в данном случаи от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая , т.е. заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке».

«РАВНОДУШНАЯ ТРОЙКА»:  отсутствие переживания успеха;  безразличное отношение к учебе;  не формируется потребность хорошо учиться;  чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания на стороне – плохие уличные компании, или различные неврастенические явления – депрессия, агрессивность и.т.д.

«РАВНОДУШНАЯ ТРОЙКА»:

  • отсутствие переживания успеха;
  • безразличное отношение к учебе;
  • не формируется потребность хорошо учиться;
  • чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания на стороне – плохие уличные компании, или различные неврастенические явления – депрессия, агрессивность и.т.д.
«УНИЧТОЖАЮЩАЯ ДВОЙКА»  негативные переживания;  угнетенное положение в классе;  конфликты в семье;  школа – источник переживаний для ученика . Т аким образом, мы не должны забывать стимулирующую роль оценки, т.к. она есть мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при одном условии: если она используется психологически грамотно .

«УНИЧТОЖАЮЩАЯ ДВОЙКА»

  • негативные переживания;
  • угнетенное положение в классе;
  • конфликты в семье;
  • школа – источник переживаний для ученика .

Т аким образом, мы не должны забывать стимулирующую роль оценки, т.к. она есть мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при одном условии: если она используется психологически грамотно .

Что значит «психологически грамотно»? Оценка должна быть справедлива.  При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.  Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.  Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).  Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два».  Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

Что значит «психологически грамотно»?

  • Оценка должна быть справедлива.

  • При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.

  • Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

  • Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два».

  • Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.
 Оценка мотивирует Когда ученик уверен в её объективности. Когда ученик воспринимает её как полезную для себя. Знает, что надо сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей. Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь. Уверен, что для достижения высоких результатов есть необходимые условия, т. е. места, где их можно продемонстрировать.

Оценка мотивирует

  • Когда ученик уверен в её объективности.
  • Когда ученик воспринимает её как полезную для себя.
  • Знает, что надо сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен, что для достижения высоких результатов есть необходимые условия, т. е. места, где их можно продемонстрировать.

Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся   10 нельзя  Нельзя выставлять отрицательную оценку: 1  - по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах; 2  - всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета; 3  - всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель; 4  - в первые, две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам; 5  - на первых двух уроках после каникул во всех классах и по всем предметам; 6  - в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам; 7  - на следующий урок после отсутствия учащегося в классе; 8  - во время кратковременной замены основного учителя другим учителем; 9  - если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету; 10  - при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.  Недопустимо снижение оценки и выставление удовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

10 нельзя

Нельзя выставлять отрицательную оценку:

1 - по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах;

2 - всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета;

3 - всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;

4 - в первые, две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;

5 - на первых двух уроках после каникул во всех классах и по всем предметам;

6 - в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;

7 - на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;

8 - во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;

9 - если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;

10 - при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Недопустимо снижение оценки и выставление удовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

Формирование мотивации на отдельных этапах урока

1 этап . «Вызов» исходной мотивации.

Психологическая установка на урок урок начинается со слов учителя: “ Улыбнёмся друг другу, дети. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю!

В начале урока :

  – Поднимите левую руку те, кто доволен своей домашней работой.

 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

ДОМЫСЛИВАНИЕ Предлагается тема урока и слова «помощники»:                         

        Повторим           Изучим           Узнаем           Проверим

– Что вы уже знаете об этой теме?

 – Подберите слова об этом или на эту тему…….

 – Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

16

  2 этап . Усиление и подержание возникшей мотивации  - интерес к разным способам решения задачи.  - поддержание разных уровней достижения учащихся.  - подключение учащихся к самоконтролю.    Факторы Позиция ученика и учителя 1. Стремление к успеху 1.Я хочу это сделать - Попробуй это сделать 2. Надежда на успех 2.Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе – Ты это сможешь, у тебя получится 3. Вероятность достижения успеха 3.Все зависит от меня – Всё зависит от тебя, ты добьёшься 4. Индивидуальные оценки достижений учителем 4.Сегодня я стал лучше, чем вчера - У тебя получилось

2 этап . Усиление и подержание возникшей мотивации - интерес к разным способам решения задачи. - поддержание разных уровней достижения учащихся. - подключение учащихся к самоконтролю.

Факторы

Позиция ученика и учителя

1. Стремление к успеху

1.Я хочу это сделать - Попробуй это сделать

2. Надежда на успех

2.Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе – Ты это сможешь, у тебя получится

3. Вероятность достижения успеха

3.Все зависит от меня – Всё зависит от тебя, ты добьёшься

4. Индивидуальные оценки достижений учителем

4.Сегодня я стал лучше, чем вчера - У тебя получилось

  3 этап . Завершение урока  - подчеркнуть личный опыт ученика - подчеркнуть ситуацию успеха  - дифференцированно оценить труд  - возможность самооценки   Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии: -     Что было самым важным на уроке? -     Зачем мы сегодня на уроке…? -     Какова тема сегодняшнего урока? -     Какова цель урока? -     Чему посвятим следующий урок? -     Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? -     Что для тебя было легко (трудно)? -     Доволен ли ты своей работой? -     За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? - Что в изученном сегодня для вас самое главное? - Какие новые мысли, чувства у вас появились? - Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? - Были ли моменты недовольства собой? - Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста - Заметили ли вы свои успехи…?...  

3 этап . Завершение урока - подчеркнуть личный опыт ученика - подчеркнуть ситуацию успеха - дифференцированно оценить труд - возможность самооценки

Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

-     Что было самым важным на уроке?

-     Зачем мы сегодня на уроке…?

-     Какова тема сегодняшнего урока?

-     Какова цель урока?

-     Чему посвятим следующий урок?

-     Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

-     Что для тебя было легко (трудно)?

-     Доволен ли ты своей работой?

-     За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Что в изученном сегодня для вас самое главное?

- Какие новые мысли, чувства у вас появились?

- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

- Заметили ли вы свои успехи…?...

 

Свои ответы начните со слов: - Я узнал, что... - Новым для меня стало то, что... - Я убедился в том, что... - Я не согласен с тем, что... - Мне было интересно… - Мы сегодня разобрались…. -  Я сегодня понял, что… -  Завтра я хочу на уроке… - Меня на уроке удивило… - Мне больше всего запомнилось… - Для себя я сделал следующее открытие… -   У меня не было затруднений; -   Я только слушал предложения других; -   Я выдвигал идеи….

Свои ответы начните со слов:

- Я узнал, что...

- Новым для меня стало то, что...

- Я убедился в том, что...

- Я не согласен с тем, что...

- Мне было интересно…

- Мы сегодня разобрались….

-  Я сегодня понял, что…

-  Завтра я хочу на уроке…

- Меня на уроке удивило…

- Мне больше всего запомнилось…

- Для себя я сделал следующее открытие…

-   У меня не было затруднений;

-   Я только слушал предложения других;

-   Я выдвигал идеи….

Рефлексивно-оценочный этап: - если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: - учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, - от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

Рефлексивно-оценочный этап:

- если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то:

- учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы,

- от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

Рефлексивно-оценочный этап: - если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: - давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, - подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, - выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Рефлексивно-оценочный этап:

- если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке:

- давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся,

- подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала,

- выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

«Если в классе нет взаимного доверия, если ребенок пытается обмануть учителя, если оценка превращается в кнут, которым взрослые подгоняют ребёнка, рушится сама основа правильного воспитания».   В.А. Сухомлинский

«Если в классе нет взаимного доверия, если ребенок пытается обмануть учителя, если оценка превращается в кнут, которым взрослые подгоняют ребёнка, рушится сама основа правильного воспитания».

В.А. Сухомлинский

Благодарю за внимание! Желаю вам в нашей нужной и важной работе, прежде всего  положительных эмоций -  самых качественных эмоций в мире! Творческих исканий и побед! Пыльникова Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ «Михайловская СОШ»

Благодарю за внимание!

Желаю вам в нашей нужной и важной работе, прежде всего положительных эмоций - самых качественных эмоций в мире! Творческих исканий и побед!

Пыльникова Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ «Михайловская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!