Стиль Барокко
Этот новый стиль,
возникший в Париже,
не имеет абсолютно
никакого отношения к
искусству германского
племени готов
Византийский стиль
Готический стиль
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
В развитии европейской архитектуры средневековья можно выделить два стиля:
романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.)
Готический стиль - возник путем эволюции романского
и означал переход на более высокую стадию развития.
- И романское, и готическое зодчество развивались
в одних и тех же социально-исторических условиях.
Главное отличие :
- романский стиль характеризовался особой массивностью сооружений,
- готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный
каркасный характер.
Все элементы готического стиля подчёркивают вертикаль .
Готический стиль
"Готический“ ( итал. «непривычный, варварский, варвары») термин ввели гуманисты эпохи Возрождения, и сначала использовалось в качестве бранного, как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
Впервые понятие применил Джорджио Вазари , чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья .
Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют.
Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям,
готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм.
`
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития :
- ранняя готика (XII-XIII),
- высокая готика (XIIIв.), и
- поздняя или пламенеющая готика (XIV-XV вв.в отд. сл.- XVIв.)
В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города.
Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша
( здание городского самоуправления) и кафедральный собор
Главные архитектурные
сооружения готического стиля
Городская
ратуша
Кафедральный
собор
Ратуша - здание городского самоуправления .
Большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня-символ свободы города.
Собор – модель мироздания,
символ Вселенной и свод знаний о ней, весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии .
С XIII века городской собор становится
не только местом богослужения.
На площади перед собором, и в самом соборе
происходят диспуты, читаются лекции,
разыгрываются театральные представления.
Собор теперь должен вмещать все население города.
Романский собор:
- круглые арки,
- массивные стены,
- маленькие узкие окна.
Готический собор :
- арки с заострённым верхом,
- узкие и высокие башни и колонны,
- богато украшенный фасад с резными деталями и
- многоцветные витражные стрельчатые окна.
Готический собор представляет собой слияние множества шедевров.
В нем соединяются архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи .
Родиной готической архитектуры считается Франция.
Церковь при монастыре Сен-Дени - первая готическая постройка.
При её строительстве были убраны многие опоры и внутренние стены.
Церковь приобрела более грациозный облик по сравнению
с романскими «крепостями Бога».
Из Франции готический стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу .
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу
Сент- Шапель в Париже.
В XIII веке появилась
«малая готика» -
небольшие готические
часовни.
Часовня Сен-Шапель
считается
лучшим образцом
«малой готики».
По преданию здесь
хранился
терновый венец Христа
и молились
король и придворные.
Это своеобразная «шкатулка» для драгоценной реликвии
Наиболее известные готические соборы Франции –
Сен-Дени, Шартрский, Амьенский, Руанский, Реймский, Нотр-Дам-де-Пари
Амьенский собор
Франция 1220 - 1288 г. восхищает своим интерьером —
легким, огромным, свободным внутренним пространством.
Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.
Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м)
и длиной (145 м).
Собор в Реймсе, Франция .
Начат в 1211г., закончен в 15 в.
(длина 150 м.,
высота 80 м.),
один из крупнейших
и высоких готических соборов .
Реймский Собор
Фасад полностью покрыт рельефами, витражи оказывают неизгладимое впечатление на очевидцев.
Собор св. Вита
Чехия
Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри и такие легкие снаружи?
В романских соборах использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания.
В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода, отличающаяся легкостью, ажурностью и многообразием форм.
Основные конструктивные
находки в готике:
- Стрельчатая арка;
- Система нервюр свода;
- Система опор
(контрфорсы и аркбутаны).
Стрельчатая арка,
ставшая символом готики,
позволяет направить
тяжесть свода
преимущественно вниз.
Стрельчатые готические арки
Крестовые своды на нервюрах
Крестовый свод - перекрытие прямоугольной ячейки, состоящее из четырех распалубок и передающее нагрузку на угловые опоры
В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного камня, называемых нервюрами.
Цепь, ведущая от романского свода к готическому, такова:
готическая архитектура отбрасывает всякие заботы о кладке, добавляя к романскому своду нервюру под каждым его ребром;
готический свод — тот же крестовый свод,
распалубки которого независимы и поддерживаются нервюрами.
Нервюры – жесткие ребра –
позволяют свести
всю тяжесть свода
к нескольким опорам.
Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
9
- романская церковь тяжеловесна и приземиста,
- готический собор лёгок и устремлён ввысь.
в романской церкви
массивные своды покоятся
на толстых стенах,
в готическом соборе
свод опирается на арки, а те
в свою очередь- на столбы.
Боковое давление свода
передаётся аркбутанам
(наружным полуаркам)
и контрфорсам
( наружным опорам,
«костылям» здания).
Система подпорок
(контрфорсов и аркбутанов)
позволяла укрепить
столбы-опоры, на которые
опирались нервюры свода.
Аркбутаны
Контрфорс
Контрфорсы
и
аркбутаны
Внешние опоры окутывают собор каменным узором
А планы соборов напоминают паутину
Система контрфорсов и аркбутанов
Сооружали два яруса аркбутанов.
Верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся
со временем более крутыми и
более тяжелыми.
Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему
на крышу ветру.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль
Пинакли (фиал) — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто
конструктивное значение.
Они могли быть и просто декоративными элементами и уже
в период зрелой готики
активно участвуют в создании
образа собора.
Такая система опор позволила заменить стены большими
окнами с цветными изображениями из стекла - витражами.
Собор Нотр-Дам
на острове Сите в Париже
стал эталоном
для готических мастеров
2 башни
3 части фасада
3 портала
Та же схема повторяется в соборах Амьена и Реймса
Найдите на схеме:
потолочное перекрытие.
часть интерьера,
ограниченная
колоннами (нервюрами).
наружная полуарка.
опорный столб.
ребро готического свода
остроконечная башенка.
Мастера стремились
вписать основные
части фасада
в правильные фигуры
(круг и треугольник)
Центром этой
композиции
становилась роза –
круглое резное окно
Снаружи роза виделась
как сложное каменное
плетение
Изнутри –
как источник
божественного света
и как
прекрасный цветок
Готические стрельчатые окна
Мозаика
Как называются
картины-окна
из цветного
стекла, которыми
украшали храмы?
Витражи
Фолиант
Витражи готических соборов
- Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света.
- Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма.
- Использовались синие , красные , желтые цвета.
- Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Витражи заменили в готике иконы и фрески
Проходя сквозь цветные
витражи свет окрашивался
и мягко отражался от гобеленов,
покрывавших стены.
Так создавалось
особое световое
пространство
готического собора
Как изготавливали цветные витражи?
Готовые цветные стёкла нарезали
в соответствии с рисунком,
набирали на шаблоне,
а затем покрывали росписью. Эти элементы скрепляли свинцовыми перемычками и заключали в металлическую раму.
На полах готических
соборов
из мрамора
выкладывали лабиринты,
как символ запутанного
жизненного пути.
Сен-Шапель
Какая церковь
является главной
в Париже, -
шедевром
ранней
французской
готики?
Сен-Жермен-де-Пре
Нотр-Дам-де-Пари
Памятники готической архитектуры
Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари
(начало строительства 1163 г., конец - XIV в.).
Нотр- Дам -де -Пари
Западный фасад Собора Парижской Богоматери
Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков.
Гигантские размеры фасада создают ощущение
космического пространства.
Тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность.
Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить.
Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовались опирающиеся на контрфорсы аркбутаны .
- С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии . Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году,
был возведён романский собор с огромной криптой.
- Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во
время пожара 10 июня 1194 года.
- От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта.
Чудесное спасение от огня священной плащаницы сочли знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Cобор в Шартре, Франция
Возведение собора началось в1194г. на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции.
Основные работы, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось
24 октября 1260 года
в присутствии короля
Людовика IX и членов королевской семьи
Сиенский собор
Италия.
Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, великолепный образец итальянской готической архитектуры.
Закладка собора состоялась
в 1220 г. Освящен
18 ноября 1179 года.
В Италию готика пришла только к XV в. и господствовала недолго ,
как «варварский стиль», быстро уступила место Ренессансу;
а поскольку он пришла сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
Собор Дуомо
Милан 1386-1418гг.
Герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора
.
В1418 г. собор был освящен папой Мартином V , но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершен фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.
- Вестминстерское Аббатство —
главная национальная святыня Англии
Коронационная церковь и усыпальница английских королей – великолепный образец готической архитектуры.
Построил в ХI в. Эдвард Исповедник .
Интерьер относится к периоду расцвета готической архитектуры. Его заполняют гробницы и памятники многих королей, литераторов, военачальников и других людей, удостоенных этой высокой чести. Почти все короли Англии после Вильгельма Завоевателя короновались в Вестминстерском аббатстве, в нем происходили многочисленные события, связанные с жизнью государства и королевской семьи.
В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного"орнамента, резьба потолков. Они напоминают сложнейшие узоры кружева.
К XV веку готический собор
становится все более
декоративным.
Такую готику называют
«пламенеющей».
Строительство
собора в Кёльне
было начато в 1248 году,
а завершено лишь
в 1880 году.
Это история готики
в камне.
Костел Св. Анны –
шедевр зрелой готики Литвы,
Построен в конце XV в.,
Отстроен после пожара
в 1564 г. Открыт в 1581 г.
С тех пор за 400 лет своего существования - его внешний облик не менялся.
В готическом стиле
строили не только
соборы,
но и монастыри .
Монастырь
Мон Сен-Мишель
на юге Франции.
Горожане жили
в готических домиках.
Выводы:
- Конструкции стиля готика - каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
- Линии стиля готика - стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.
- Форма - прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.
- Характерные элементы интерьера - веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент;
- залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.
- Окна - вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.
- Двери - стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.
- Преобладающие цвета - желтый, красный, синий.
- Кессоны (фр. caisson — ящик) — в архитектуре квадратное или многоугольное декоративное углубление в потолочном своде или на внутренней поверхности арки .
И в XIX веке
готический замок
воспринимали
как сказочный .
Замок «сказочного короля» Баварии
Людвига II - Нойшванштайн.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ?
Какие из приведённых здесь иллюстраций
не соответствуют готическому стилю?
Московский Кремль – элементы Готики
Спасская башня
Никольская башня
Неоготика
Башни в Престоне США 1913 г.
Церковь А.Невского
С-Петербург
Улица Парижа
Церковь Баженова
в с. Быково
Здание в Баку
Мост в Будапеште
Саграда Фамилия. Барселона. Антонио Гауди
Черты какого
архитектурного
стиля
присутствуют
в этих зданиях?
В стиле "Пламенеющая готика"
Ныне УГТУ на ул. Энгельса.
Лютеранская церковь. Проект архитектора А.А.Шодэ.1913 г.
Домашнее задание
- Глава 15.
- Рассказ об одном из готических соборов.
- Создать проект архитектурного сооружения в традициях готики.