СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории "Образование и культура XVII века" для 7 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с особенностями развития Русской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории "Образование и культура XVII века" для 7 класса»

Образование и культура XVII века

Образование и культура XVII века

Цель урока : Выделить особенности развития отечественной культуры в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом

Цель урока :

Выделить особенности развития отечественной культуры

в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом

План урока: Образование. Выпуск печатных книг. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура.

План урока:

  • Образование.
  • Выпуск печатных книг.
  • Научные знания.
  • Русские первопроходцы.
  • Литература.
  • Архитектура.
Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие в государстве в XVII в.? Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения  - «обмирщение» культуры.   

Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие в государстве в XVII в.?

Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения - «обмирщение» культуры.

 

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение ,  выражавшееся  в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов.  Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры. 12:48:06 AM

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение ,

выражавшееся

  • в распространении светских научных знаний,
  • отходе от религиозных канонов.
  • Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

12:48:06 AM

1. Образование.  Рост грамотности среди дворян и посадских людей Расширение числа учебных заведений Домашнее обучение

1. Образование.

Рост грамотности

среди дворян и посадских людей

Расширение числа учебных заведений

Домашнее

обучение

Основные черты: 40-е годы  - школа в московском  Андреевском монастыре (Ф. М. Ртищев). 1665 г . - школа для обучения подьячих, 1680 г . - школа при Печатном дворе. 1687 г . - Славяно-греко-латинская академия. Основатели - греки братья Лихуды В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий  (писатель, ученый, переводчик). 12:48:06 AM

Основные черты:

  • 40-е годы - школа в московском

Андреевском монастыре (Ф. М. Ртищев).

  • 1665 г . - школа для обучения подьячих,
  • 1680 г . - школа при Печатном дворе.
  • 1687 г . - Славяно-греко-латинская академия. Основатели - греки братья Лихуды
  • В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (писатель, ученый, переводчик).

12:48:06 AM

Симеон Полоцкий  Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680) Стихотворение в виде сердца по случаю рождения царевича Фёдора

Симеон Полоцкий

Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680)

Стихотворение в виде сердца по случаю рождения царевича Фёдора

2.Выпуск печатных книг. с 1621 г. для царя стали изготавливать рукописную газету «Куранты»,  состоящую в основном из переводных иностранных известий. печатная продукция московского Печатного двора ( 300 тыс. букварей, 150 тыс. церк. Учебных книг.) 1672 г. - первая книжная лавка ( Москва) издание массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. 12:48:06 AM

2.Выпуск печатных книг.

  • с 1621 г. для царя стали изготавливать рукописную газету «Куранты», состоящую в основном из переводных иностранных известий.
  • печатная продукция московского Печатного двора
  • ( 300 тыс. букварей, 150 тыс. церк. Учебных книг.)
  • 1672 г. - первая книжная лавка ( Москва)
  • издание массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике.

12:48:06 AM

3. Развитие науки Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды. С освоением Сибири появились рукописные карты. В 1678 г.  появилась 1-я печатная история - «Синопсис». Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей . 1615 г .  была изготовлена 1-я нарезная пушка . Карта Сибири. 17 век.

3. Развитие науки

Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды.

С освоением Сибири появились рукописные карты.

В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис».

Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей . 1615 г .

была изготовлена 1-я нарезная пушка .

Карта Сибири.

17 век.

 Научные знания. Работа с текстом учебника.  Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и заполнить таблицу.  Научные знания Открытия  География   История   Металлообработка   Астрономия     12:48:06 AM

Научные знания.

Работа с текстом учебника.

  • Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и заполнить таблицу.

Научные знания Открытия

География

 

История

 

Металлообработка

 

Астрономия

 

 

12:48:06 AM

4. Русские первопроходцы. 1648 г.  – Семен Иванович Дежнев  1643-1646 гг.  Василий Данилович Поярков 1641-1642 гг. Михаил Васильевич Стадухин  1649-1653 гг.- Ерофей Павлович Хабаров 12:48:06 AM

4. Русские первопроходцы.

1648 г.

Семен Иванович Дежнев

1643-1646 гг.

Василий Данилович Поярков

1641-1642 гг.

Михаил Васильевич Стадухин

1649-1653 гг.- Ерофей Павлович Хабаров

12:48:06 AM

В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе - сатирические сказки, жизнеописания,  стихи.  Переводится иностранная литература . Книга 17 века.

В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе - сатирические сказки, жизнеописания,

стихи.

Переводится иностранная литература .

Книга 17 века.

Литература повести летописи Автобиографическая сказания Биографическая  публицистика Сатирическая стихосложение Симеон Полоцкий 1629-1680

Литература

повести

летописи

Автобиографическая

сказания

Биографическая

публицистика

Сатирическая

стихосложение

Симеон Полоцкий

1629-1680

Литература Биографическая повесть Сатирическая повесть Публицистика «Повесть об Улиане Осоргиной» «Словеса дней» «О Шемякином суде» И.Хворостинина «Описание Московского государства»  Г.Котошихина Автобиографическая повесть «Повесть о Фоме и Ереме» «Политика» «Житие» протопопа Аввакума «Повесть о Ерше Ершовиче» Ю.Крижанича

Литература

Биографическая повесть

Сатирическая повесть

Публицистика

«Повесть об Улиане Осоргиной»

«Словеса дней»

«О Шемякином суде»

И.Хворостинина

«Описание Московского государства»

Г.Котошихина

Автобиографическая повесть

«Повесть о Фоме и Ереме»

«Политика»

«Житие» протопопа Аввакума

«Повесть о Ерше Ершовиче»

Ю.Крижанича

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего  в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости,  в стремлении к внешней живописности и нарядности. Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего

  • в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости,
  • в стремлении к внешней живописности и нарядности.

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми, а хочется подняться выше   Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д., уносящих туда, где над нами   только Господь.

В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми, а хочется подняться выше

  • Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д.,
  • уносящих туда, где над нами только Господь.

Архитектура светская, гражданская, выходит  в конце XVII в. на первое место. Правда, каменные палаты строят для себя преимущественно представители высшей знати. Эти дворцы нового типа представляют собой единичные явления.  В них находят выражение новые формы быта и новые художественные вкусы.    Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с конца XVII в. сказалось в московском зодчестве. Появились новые сооружения гражданского предназначения. Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского приказа на Красной площади.

Архитектура светская, гражданская, выходит в конце XVII в. на первое место.

Правда, каменные палаты строят для себя преимущественно представители высшей знати.

Эти дворцы нового типа представляют собой единичные явления.

В них находят выражение новые формы быта и новые художественные вкусы.  

  • Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с конца XVII в. сказалось в московском зодчестве. Появились новые сооружения гражданского предназначения.
  • Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского приказа на Красной площади.
В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокко Нарядность, элегантность, строгая симметричность Церковь Покрова в Филях (1690-1695)

В конце XVII в.

возникает новый стиль

нарышкинское

(московское) барокко

Нарядность,

элегантность,

строгая симметричность

Церковь Покрова в Филях

(1690-1695)

Нарышкинский стиль В своей— архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке
  • Нарышкинский стиль

В своей—

архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

« Восьмерик на четверике » — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной,  так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб ), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»).  Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика,  с завершением в виде шатра  или купола .  В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках  (в эпоху барокко ). Церковь Бориса и Глеба в Зюзине , Москва

« Восьмерик на четверике » — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной,

так и деревянной.

При этом нижняя часть представляет собой кубический объём

(в деревянном зодчестве — сруб ),

а верхняя — поставленный

на него восьмигранник

(сруб «со скошенными углами»).

Выше может быть расположен

ещё один или два восьмерика,

с завершением в виде

шатра или купола .

В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках

(в эпоху барокко ).

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине , Москва

 Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля В плане это  восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках. Четверик — символ власти, восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок.  На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами . Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания, вверху становится более легким.  Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх. Церковь Троицы в Хохлах, в Москве 1696 г

Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля

В плане это

восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках.

  • Четверик — символ власти,
  • восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок.
  • На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами . Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания,
  • вверху становится более легким.
  • Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх.

Церковь Троицы в Хохлах,

в Москве 1696 г

Предпосылки к возникновению Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины,  что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей ,  Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон  в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов , выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные.  В убранстве находят широкое применение элементы ордера; окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами.

Предпосылки к возникновению

  • Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины,

что играло важную роль в характере возводимых построек.

  • Был возведён ряд светски нарядных церквей ,

Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала.

Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов , выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов

Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные.

В убранстве находят широкое применение элементы ордера; окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами.

До середины XVII в. в церковном зодчестве – шатровый стиль Патриарх Никон запретил строительство шатровых храм ов Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве  (1644-1645 ) Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

До середины XVII в.

в церковном зодчестве

шатровый стиль

Патриарх Никон

запретил строительство

шатровых храм ов

Церковь Троицы Живоначальной

в Троицком-Голенищеве

(1644-1645 )

Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

Главный критерий в том,  что стиль в своем развитии проходит несколько этапов: зарождение, развитие, расцвет и упадок.  Так, существуют  ранние памятники нарышкинского стиля  Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля:  лепестковая форма храма, постановка глав по странам света, поэтажное деление фасада, ордерные элементы в декоре, Большой собор Донского монастыря

Главный критерий в том,

что стиль в своем развитии

проходит несколько этапов:

  • зарождение,
  • развитие,
  • расцвет и упадок.

Так, существуют

  • ранние памятники нарышкинского стиля

Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля:

  • лепестковая форма храма,
  • постановка глав по странам света,
  • поэтажное деление фасада,
  • ордерные элементы в декоре,

Большой собор Донского монастыря

Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления  — нарышкинского стиля . Черты нарышкинского стиля Для нарышкинского барокко характерны:  центричность, ярусность,  симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями. нарышкинские памятники обычно красные с белым декором, но мы не можем с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви  Воскресения в Кадашах оказался желто -голубым.  Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.  Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или деревянного дома

Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления  — нарышкинского стиля .

Черты нарышкинского стиля

Для нарышкинского барокко характерны:

  • центричность,
  • ярусность,
  • симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями.
  • нарышкинские памятники обычно красные с белым декором, но мы не можем с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви

Воскресения в Кадашах оказался желто -голубым.

  • Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.

Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или деревянного дома

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.    Церковь венчают три ряда перспективных кокошников и декоративное пятиглавие, они придают внешнему облику храма особую праздничную торжественность .

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.

Церковь венчают три ряда перспективных кокошников и декоративное пятиглавие, они придают внешнему облику храма особую праздничную торжественность .

Кокошники обычно располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. Закомара  (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, соответствующее кривизне закрываемого свода В  архитектуре русских церквей XVI-XVII веков украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар , часто расположенных ярусами, называется КОКОШНИКОМ .

Кокошники обычно располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Закомара

(от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, соответствующее кривизне закрываемого свода

В  архитектуре русских церквей

XVI-XVII веков украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар , часто расположенных ярусами, называется КОКОШНИКОМ .

Нарышкинскому стилю характерно использование   ордерных элементов,  типичной для архитектуры того времени двуцветности, полихромных изразцов позолоченной резьбы в интерьерах традиций русского узорочья и травного орнамента.

Нарышкинскому стилю характерно использование

  • ордерных элементов,
  • типичной для архитектуры того времени двуцветности,
  • полихромных изразцов
  • позолоченной резьбы в интерьерах
  • традиций русского узорочья и травного орнамента.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская церковь в Нижнем Новгороде Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах Московской обл. Одинцовский р-н

Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская церковь в Нижнем Новгороде

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах Московской обл. Одинцовский р-н

В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли: Новодевичий и Донской в Москве ,Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале , Алексеевский с прекрасной  Успенской «дивной» церковью в Угличе , знаменитый Новоиерусалимский монастырь ,  сооружать который начали при патриархе Никоне в 1656 г .

В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли:

  • Новодевичий и Донской в Москве ,Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале , Алексеевский с прекрасной Успенской «дивной» церковью в Угличе , знаменитый Новоиерусалимский монастырь , сооружать который начали при патриархе Никоне в 1656 г .
Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.  Выдающиеся произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в это время создаются в Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Угличе, Вологде, Устюге, Сольвычегодске, Архангельске.
  • Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.
  • Выдающиеся произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в это время создаются в Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Угличе, Вологде, Устюге, Сольвычегодске, Архангельске.
Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви Знамения в Дубровицах (в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына). Ее пышное резное убранство включало запрещенные ранее круглые скульптуры, а двухъярусный восьмерик завершался не церковной главой, а ажурной вызолоченной короной! Дубровицая церковь — пример ярко выраженного барочного мышления, противопоставленного вековым традициям древнерусской ар.хитектуры. церковь З намения в Дубровицах
  • Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви Знамения в Дубровицах (в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына). Ее пышное резное убранство включало запрещенные ранее круглые скульптуры, а двухъярусный восьмерик завершался не церковной главой, а ажурной вызолоченной короной! Дубровицая церковь — пример ярко выраженного барочного мышления, противопоставленного вековым традициям древнерусской ар.хитектуры.

церковь З намения в Дубровицах

Значение для русской архитектуры Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между  архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга . Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем , елизаветинском периоде : в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени,

Значение для русской архитектуры

  • Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы,
  • но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга .
  • Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем , елизаветинском периоде :
  • в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени,
Нарышкинский стиль - это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре.  Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры: четкую композицию, симметрию, красивый и оригинальный декор — и при этом не перестал быть функциональным .

Нарышкинский стиль -

это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре.

Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры:

  • четкую композицию,
  • симметрию,
  • красивый и оригинальный декор —
  • и при этом не перестал быть функциональным .
Дворец царя в с.Коломенском - «восьмое чудо света»  (1667-1668) Церковь Вознесения в с.Коломенском (1532)

Дворец царя в с.Коломенском -

«восьмое чудо света»

(1667-1668)

Церковь Вознесения в с.Коломенском

(1532)

Архитектура Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Иосифо-Волоколамский монастырь

Архитектура

Воскресенский собор

Новоиерусалимского монастыря

Иосифо-Волоколамский монастырь

Преображенский храм на о.Кижи Теремной дворец Московского Кремля

Преображенский храм

на о.Кижи

Теремной дворец

Московского Кремля

Домашнее задание § 10 учить, см. вопросы и задания на с. 84. Дополнительное задание: подготовить кроссворд из 10 слов

Домашнее задание

§ 10 учить, см. вопросы и задания на с. 84.

Дополнительное задание:

  • подготовить кроссворд из 10 слов
Сферы культурной жизни Новые элементы в культуре Литература. 2)Архитектура. 3)Живопись. 4) Театр.

Сферы культурной жизни

Новые элементы в культуре

  • Литература.

2)Архитектура.

3)Живопись.

4) Театр.

Ответить на вопросы с помощью подсказки (матрицы)  Вопросы: Воспитатель детей Алексея Михайловича Русский посол, составивший описание Китая Первопроходец открывший пролив между Азией и Америкой Дворец, украшенный в виде стиля «дивного узорочья» Художник-иконописец XVII века. П У О Ш Л Т А Е С О К Ц Д П Р К Й О Е Е А И Ж М Ф В В Н Н А Е О Р Й И Й

Ответить на вопросы с помощью подсказки (матрицы)

Вопросы:

  • Воспитатель детей Алексея Михайловича
  • Русский посол, составивший описание Китая
  • Первопроходец открывший пролив между Азией и Америкой
  • Дворец, украшенный в виде стиля «дивного узорочья»
  • Художник-иконописец XVII века.

П

У

О

Ш

Л

Т

А

Е

С

О

К

Ц

Д

П

Р

К

Й

О

Е

Е

А

И

Ж

М

Ф

В

В

Н

Н

А

Е

О

Р

Й

И

Й

Ответы: Полоцкий Спафарий Дежнев Теремной Ушаков

Ответы:

  • Полоцкий
  • Спафарий
  • Дежнев
  • Теремной
  • Ушаков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!