Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России на тему"Внутренняя политика Николая I"»
Внутренняя политика Николая I
Варенко Н.В.
учитель Периксинского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»
Презирай лень мысли. (В.А. Сухомлинский) Это девиз нашего урока.
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Кто из вас прибежал в школу с таким настроением?
Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно , но и нужно.» А. С.Пушкин
Знать историю своей страны- это долг каждого из нас .В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее.(В.В. Путин)
Тест
-
- Вариант 1
- 1. Организации декабристов назывались:
- а) Западное общество;
- б) Северное общество;
- в) Южное общество.
-
- 2. Какое событие произошло ранее других:
- а) смерть Александра 1;
- б) создание Южного общества;
- в) восстание Черниговского полка.
-
- 3. Руководителями декабрьского восстания были:
- а) А.С. Пушкин;
- б) С.П. Трубецкой;
- в) Н.М. Муравьев.
-
- 4. Выступление декабристов произошло:
- а) 1-го сентября 1825 года;
- б) 14-го декабря 1825 года;
- в) 25-го декабря 1825 года.
-
- 5. В требования декабристов входили:
- а) отмена крепостного права;
- б) замена монархии на республиканский строй;
- в) провозглашение гражданских свобод.
-
- Причиной неудачи стала:
- а) малое количество;
- б) отсутствие плана действий;
- в) отсутствие руководства.
- "Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я — император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!" Из письма брату Великому князю Константину Павловичу, 14 декабря 1825г.
Тема нашего урока: "Внутренняя политика Николая I: мрачная реакция или консервативная модернизация".
Цель : познакомиться и раскрыть сущность основных направлений внутренней политики Николая I .
Стройный, статный красавец с правильными чертами энергического лица, со строгим выражением глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?
- Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой :" Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказов".
Какие черты характера выработались у будущего императора? ( властность, дотошность, ответственность)
Какая организация была идеалом для НиколаяI? ( армия)
Что император требовал от своих подчиненных ?( исполнительности, точности, покорности).
Основные направления внутренней политики НиколаяI.
- 1. Укрепление самодержавия
- * Централизация управления государством:
- - усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
- - увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
- * Борьба с революционными настроениями:
- - создание III Отделения Канцелярии;
- - принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.
- 2. Улучшение существующих порядков.
- * Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства
- * Попытка решения крестьянского вопроса.
Группы
- 1. Деятельность III Отделения Канцелярии. Цензура.
- "Чугунный" устав. А.Х. Бенкендорф
- 2. Политика в области образования. Теория официальной
- народности графа С.С.Уварова и "Философское письмо"
- П.Я.Чаадаева
3. Кодификация законов Российской империи.
М.М.Сперанский.
- 4. Реформа государственной деревни
- графа П.Д. Киселева.
- 5. Сущность бюрократического управления.
Динамическая пауза
- Закройте глаза, расслабьте тело,
- Представьте – вы птицы,
- вы вдруг полетели!
- Теперь в океане дельфином плыве- те,
- Теперь в саду яблоки спелые рвете.
- Налево, направо, вокруг посмотре- ли.
- Открыли глаза и снова за дело!
Объясни учителю
Бюрократия
Цензура
Кодификация
Домашнее задание
- На выбор:
- 1. Составить развернутый план по содержанию п.10
- 2. Сравнить внутреннюю политику Николая I и АлександраI, обозначив общее и различное (письменно в тетрадях)
- 3. Используя интернет - ресурсы, подобрать иллюстративный ряд (с комментариями и пояснениями) по теме "Россия в годы правления НиколаяI" ( создание виртуального музея эпохи )
Итог урока
- Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического
- режима, тормозившего развитие страны.
- Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.
- А.Е. Пресняков “время НиколаяI – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”
- Ф.Тютчев
- Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей. И все дела твои и добрые и злые Все ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей .
Рефлексия
- Одни называли -
- Правление «периодом кризиса и реакции», другие – периодом «консервативной модернизации» страны.
- Какую точку зрения склонны разделить вы?
За что ты можешь себя похвалить?
Что тебе удалось на уроке?
Над чем еще нужно поработать?
Спасибо за урок.