Фольклорные жанры
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Исторически сложившиеся фольклорные жанры
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛЬ : Понимание особенностей жанрового многообразия русских народных песен.
ЗАДАЧИ
- познакомиться с жанровым и видовым разнообразием фольклора;
- различать народные песенные жанры;
- любить и понимать народную музыку, ценить её красоту;
- иметь потребность общения с народной художественной культурой;
- уметь исполнять русские народные песни, движения под музыку;
- уметь выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого исполнения, воплощения различных образов русого фольклора.
Род фольклорного жанра
Эпические: былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, притчи, небылицы, пословицы и поговорки.
Лирические: обрядовые, колыбельные, любовные песни, частушки, пасхальные и купальские песни.
Драматические: семейно-обрядовые, календарные песни, народные драмы.
Лиро-эпические: былины, думы, исторические песни и баллады, песни-хроники.
Детский фольклор: колыбельные песни, потешки, утешки, пестушки, сказки.
Направления фольклорных жанров
ОБРЯДОВЫЕ
Календарные: колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни ;
Семейн0-бытовые: рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников;
Окказиональные: заговоры, считалки, заклички.
НЕОБРЯДОВЫЕ
Фольклорная драма: вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки»;
Фольклорная поэзия: былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки;
Фольклорная проза: сказки, былины, легенды, предания, мифологические рассказы.
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ: колыбельные, потешки.
Жанры народной песни
ЛИРИЧЕСКИЕ
ТРУДОВЫЕ
ОБРЯДОВЫЕ И КАЛЕНДАРНЫЕ
ШУТОЧНЫЕ
ПЛЯСОВЫЕ
СОЛДАТСКИЕ
ХОРОВОДНЫЕ
ИГРОВЫЕ
Играй, гармонь любимая!
Игровая горница
4) Выучи и спой обрядовую песню
5) Выучи и спой календарную песню
Калинка, рус.нар.песня
НАЗАД
Во поле берёза стояла, рус.нар.песня
НАЗАД
Узнай по ритму
НАЗАД
Со вьюном я хожу, рус.нар.песня
- К акие мысли и чувства передает песня?
- К аковы особенности исполнения?
А’капелла – пение без музыкального сопровождения (аккомпанемента)
Канон – музыкальное произведение для нескольких голосов, начинающих пение с запаздыванием
Со вьюном я хожу, с золотым я хожу,
Я не знаю, куда вьюн положить,
Я не знаю, куда вьюн положить.
Положу я вьюн, положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
А со правого, а со правого,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу.
В ьюном называли платок, пояс. Он как бы перевивал танцующих.
М ожет быть, как настоящий вьюнок? Теперь можно только догадываться, что это могло означать и почему вьюнок.
А сам цветок - очень милый, красивый, действительно вьётся и обвивает всё, что рядом с ним находится. И стебли его как множество голосов и подголосков.
Танец с вьюнком
В о многих местах на Земле про вьюнок складывают песни и стихи.
В Японии, например, можно увидеть, как вьюнок полностью обвивает бамбук.
Х удожник посмотрел, полюбовался и написал его красками.
Поэт любовался вьюнком вечером:
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен...
Недвижно
Стою в забытьи.
- С очини танец к этим строкам. Какая музыка будет звучать?
Миниатюра – небольшое литературное, художественное или музыкальное произведение
НАЗАД
СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ!
Кто живет в избушке?
Используемые ресурсы
- https://easyen.ru/
- https://www.syl.ru/article/172076/new_folklornyie-janryi-primeryi-folklornyih-janrov