СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по основам безопасности жизнедеятельности "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Землетрясение  -это природное явление, связанное с геологическими процессами происходящими в литосфере земли.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по основам безопасности жизнедеятельности "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия"»

Тема: Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Тема: Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Цель урока: Обучающаяся: дать определения и сообщить основные характеристики землетрясения, сформулировать причины их возникновения, представление об эпицентре, очаге. Развивающая: Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, использовать дополнительные источники информации, способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания и наблюдательности. Воспитывающая: Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, чувство такта, вежливость, культуру умственного труда, аккуратности, добросовестности, чувства долга.
  • Цель урока:
  • Обучающаяся: дать определения и сообщить основные характеристики землетрясения, сформулировать причины их возникновения, представление об эпицентре, очаге.
  • Развивающая: Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, использовать дополнительные источники информации, способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания и наблюдательности.
  • Воспитывающая: Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, чувство такта, вежливость, культуру умственного труда, аккуратности, добросовестности, чувства долга.
Задачи урока:  Образовательные:  актуализировать знания о землетрясениях;  познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений; Развивающие:  развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях;  развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;  развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;  Воспитательные:  воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;  повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;
  • Задачи урока:

Образовательные:

актуализировать знания о землетрясениях;

познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений;

  • Развивающие:

развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях;

развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;

развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;

Воспитательные:

воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;

повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;

Землетрясение –  это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит.
  • Землетрясение –  это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит.
В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает и растёт до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда в глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3-5 км, чаще всего это происходит на глубине 10-15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные землетрясения зарождаются на глубине 40-60 км. Место разрушения горной породы называюточагом землетрясения или гипоцентром. Очаг землетрясения – это пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород.
  • В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает и растёт до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда в глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3-5 км, чаще всего это происходит на глубине 10-15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные землетрясения зарождаются на глубине 40-60 км. Место разрушения горной породы называюточагом землетрясения или гипоцентром. Очаг землетрясения – это пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород.
Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера (Чарльз Рихтер – крупнейший американский сейсмолог), имеющая 9 делений – от 1 до 9. За единицу измерения вшкале Рихтера взята магнитуда – условная величина, которая показывает не энергию, выделившуюся при разломе, а величину, пропорциональную ей. Магнитуда – это безразмерная величина, которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний.
  • Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера (Чарльз Рихтер – крупнейший американский сейсмолог), имеющая 9 делений – от 1 до 9. За единицу измерения вшкале Рихтера взята магнитуда – условная величина, которая показывает не энергию, выделившуюся при разломе, а величину, пропорциональную ей. Магнитуда – это безразмерная величина, которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний.

Эпицентр землетрясения – это условная точка на земле, расположенная над очагом землетрясения, над тем местом, где в глубине Земли зародился первый толчок колебания и смещения горных пород, возникли сейсмические волны, которые разбежались от центра в разные стороны.

Сейсмические волны могут быть разных типов – продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.

Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркали (Джузеппе Меркали – итальянский учёный). Оценка силы землетрясений в баллах – величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям.

Шкала Меркали имеет 12 делений – от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления.

1 балл (незаметное) – землетрясение, при котором только приборы улавливают колебания почвы.

2 балла (очень слабое) – землетрясение практически не ощущается людьми.

3 балла (слабое) – колебания отмечаются немногими людьми.

4 балла (умеренное) – землетрясение отмечается многими людьми; открываются неплотно закрытые окна и двери.

5 баллов (довольно сильное) – раскачиваются висящие предметы, скрипят полы, дребезжат стёкла, осыпается побелка в домах.

6 баллов (сильное) – землетрясение ведёт к лёгкому повреждению некоторых зданий: появляются тонкие трещины в штукатурке, в печах.

7 баллов (очень сильное) – неизбежны значительные повреждения некоторых зданий: появляются трещины в штукатурке, отламываются отдельные её куски, возникают тонкие трещины в стенах, повреждаются дымовые трубы.

8 баллов (разрушительное) – наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы, дымовые трубы; на склонах гор появляются оползи и трещины шириной до нескольких сантиметров.

9 баллов (опустошительное) – происходят обвалы во многих зданиях, обрушиваются стены, перегородки, кровля; в грунтах образуются трещины шириной 30 см и более; наблюдаются обвалы, осыпи, оползни в горах.

10 баллов (уничтожающее) – разрушение большинства зданий; в некоторых – серьёзные повреждения; образуются трещины в грунте до 1 м шириной, происходят обвалы, оползни; за счёт завалов в речных долинах возникают озёра.

11 баллов (катастрофа) – характерны многочисленные трещины на поверхности земли и вертикальные перемещения по ним, большие обвалы в горах; общие разрушения зданий.

12 баллов (сильная катастрофа) – происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений.

Таким образом, толчок землетрясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах; возникают сейсмические волны, которые распространяются во все стороны и, достигнув поверхности Земли, вызывают колебания земной поверхности, сила которых измеряется в баллах и определяет последствия, к которым привели эти колебания. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определённой точки поверхности Земли от очага землетрясения (гипоцентра). При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения. Например, Ташкентское землетрясение 1966 г. имело магнитуду 5,3, глубина очага находилась на 8 км, сила землетрясения достигла 8 баллов в эпицентре, который пришёлся на центр города. Если бы землетрясение с такой же магнитудой произошло на глубине 15-25 км, подземные толчки вызвали бы землетрясение силой не более 4-5 баллов.
  • Таким образом, толчок землетрясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах; возникают сейсмические волны, которые распространяются во все стороны и, достигнув поверхности Земли, вызывают колебания земной поверхности, сила которых измеряется в баллах и определяет последствия, к которым привели эти колебания. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определённой точки поверхности Земли от очага землетрясения (гипоцентра).
  • При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.
  • Например, Ташкентское землетрясение 1966 г. имело магнитуду 5,3, глубина очага находилась на 8 км, сила землетрясения достигла 8 баллов в эпицентре, который пришёлся на центр города.
  • Если бы землетрясение с такой же магнитудой произошло на глубине 15-25 км, подземные толчки вызвали бы землетрясение силой не более 4-5 баллов.
  • Последствия землетрясений:
  • Экономические: разрушение объектов экономики (заводов, фабрик, трубопроводов, газовых и электрических сетей, железнодорожных и дорожных сетей, плотин, дамб, мостов и т.д.), на восстановление функционирования которых нужно время (вынужденный простой усиливает убытки)и средства (материалы и деньги).

Политические: ослабление власти на территории, которая подверглась воздействию стихии, что может привести к массовым протестам местного населения (почему нет помощи или её мало, почему не предупредили или эвакуируют не всех и т.п.). Может привести к исчезновению целого государства или цивилизации.

Социальные: гибель и увечья большого количества людей (личное горе и потеря трудовых ресурсов для государства), мародёрство, преступность (с целью выжить и с целью наживы), эпидемии, миграция в безопасные районы (контролируемая и нет), голод.

Культурные: разрушение архитектурных сооружений и построек имеющих историческую и культурную ценность (направление в архитектурных стилях той или иной эпохи, памятник творчества архитектора и т.п.), одичание местного населения.

Конец

Конец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!