СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Знаки препинания в БСП" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Знаки препинания в БСП" (9 класс)»

Нет, не гибнет в жизни большой  Всё, на что сердце твоё откликается.  Живи беспокойно, живи с маетой:  С доброты человек начинается.
  • Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.
  ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов:  [ Привычка свыше нам дана ]: [ замена счастию она] (А. Пушкин).

сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов:

[ Привычка свыше нам дана ]: [ замена счастию она] (А. Пушкин).

I . Перечислительные  II . Причинные III . Пояснительные  IV .  Пояснительно-изъяснительные V. Сопоставительно-противительные отношения VI .  Условно-временные  VII . Следствия

I . Перечислительные

II . Причинные

III . Пояснительные

IV Пояснительно-изъяснительные

V. Сопоставительно-противительные отношения

VI Условно-временные

VII . Следствия

 Перечисляются какие-то факты, события, явления: [Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов)  [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Перечисляются какие-то факты, события, явления:

не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) [ ], [ ].

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

  Второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом: [Я несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов).  Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

Второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом:

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов).

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

Второе предложение поясняет первое:  [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [ желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с  пояснительным  союзом   а  именно.

Второе предложение поясняет первое:

[Как все московские, ваш батюшка таков ]: [ желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов)

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

  Второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся…  [ Опомнилась,   глядит   Татьяна ] : [медведя   нет ]...  (А. Пушкин)  [ ]: [ ].  Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

Второе предложение поясняет слово в первой

части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся…

[ Опомнилась,   глядит   Татьяна ] : [медведя   нет ]... (А. Пушкин) [ ]: [ ].

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

Содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой)  [ ], [ ].  [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил ]  (А. Грибоедов)  [ ] — [ ].    Такие БСП  синонимичны сложносочинённым предложениям   с противительными союзами а, но .  [

Содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) [ ], [ ].

  • [Чин следовал ему] [он службу вдруг оставил ]

(А. Грибоедов) [ ] — [ ].

 

Такие БСП синонимичны сложносочинённым предложениям

с противительными союзами а, но .

[

Первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором: 1)  [ Любишь кататься ] — [ люби и саночки возить ] (пословица)  [ ] — [ ]. 2) [ Увидишься с Горьким] — [ поговори с ним] (А. Чехов)  [ ]- [ ]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

Первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором:

1)  [ Любишь кататься ] [ люби и саночки возить ] (пословица) [ ] — [ ].

2) [ Увидишься с Горьким] [ поговори с ним] (А. Чехов) [ ]- [ ].

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

Второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом:  [ Мелкий дождик сеет с утра ] — [ выйти невозможно ] (И. Тургенев)  — [ ] – [ ].

Второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом:

[ Мелкий дождик сеет с утра ] [ выйти невозможно ] (И. Тургенев) — [ ] – [ ].

 Знаки Значение ; , Как проверить?  одновременность и последовательность -  по смыслу а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие : союзами а, но и др  союзами когда и если  союзом так что а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое  союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что

Знаки

Значение

; ,

Как проверить?

одновременность и последовательность

-

по смыслу

а) при противопоставлении

б) в первом предложении время или условие

в) во втором предложении следствие

:

союзами а, но и др

союзами когда и если

союзом так что

а) во втором предложении причина

б) второе предложение поясняет первое

в) второе предложение дополняет первое

союзом потому что

союзами а именно, то есть

союзом что

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение)

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)  2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение]. (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)  3 . Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].  (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3 . Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

1 .Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. [ ] - [сравнение].  (вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)  2. Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ]. (первая часть содержит условие)  3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки. [условие] – [ ]. (в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)  4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление]. (вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

1 .Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. [ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2. Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки. [условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

Опишите фотографию, используя БСП. (Используйте конструкции-помощники для описания фотографии) Приложение

Опишите фотографию, используя БСП.

(Используйте конструкции-помощники для описания фотографии)

Приложение

Не забудьте рассказать -где происходит действие; -в каком порядке и с какой целью могут быть расположены -книги в библиотеке; -какова роль библиотекаря; -опишите присутствующих и их настроение.

Не забудьте рассказать

-где происходит действие;

-в каком порядке и с какой целью могут быть расположены

-книги в библиотеке;

-какова роль библиотекаря;

-опишите присутствующих и их настроение.

КРОМЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЕСТЬ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ГДЕ ЧАСТИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МОГУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗАПЯТОЙ, ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕМ, ТИРЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ МЕЖДУ НИМИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ.  Вывод:

КРОМЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЕСТЬ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ГДЕ ЧАСТИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МОГУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗАПЯТОЙ, ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕМ, ТИРЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ МЕЖДУ НИМИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ.

Вывод:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!