СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прямая и косвенная речь". "Диалог".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Прямая и косвенная речь". "Диалог".»

При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую. Обычно, чужая речь передается двумя способами:  ??? Прямая и косвенная речь

При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую. Обычно, чужая речь передается двумя способами: ???

Прямая и косвенная речь

ЧУЖАЯ РЕЧЬ Прямая речь  Косвенная речь

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Прямая речь

Косвенная речь

Передача чужого высказывания от собственного лица, возможно с некоторыми изменениями, но с сохранением общего содержания. Дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемая словами автора . Прямая речь Косвенная речь

Передача чужого высказывания от собственного лица, возможно с некоторыми изменениями, но с сохранением общего содержания.

Дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемая словами автора .

Прямая речь

Косвенная речь

Знаки препинания при прямой речи   Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Прямая речь разрывается словами автора Слова автора Слова автора Прямая печь Прямая печь А: «П». «П»,-а .  «П,- а, - п».  «П,- а. - П».   «П?»-а. А:«П?»   «П,- а, -п!» «П!-а. -П».   «П,-а. -П?»  «П?-а.-П». «П!» -а. А: «П!»

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь после слов автора

Прямая речь разрывается словами автора

Слова автора

Слова автора

Прямая печь

Прямая печь

А: «П».

«П»,-а .

«П,- а, - п». «П,- а. - П».

«П?»-а.

А:«П?»

«П,- а, -п!»

«П!-а. -П».

«П,-а. -П?» «П?-а.-П».

«П!» -а.

А: «П!»

   Предложения распределите по данным схемам:   а) прямая речь после слов автора: «П?» – а., «П!» – а., «П», – а.  б) прямая речь перед словами автора: А: «П!», А: «П»., А: «П?»     Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!» «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки. Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну». Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич. «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Предложения распределите по данным схемам: а) прямая речь после слов автора: «П?» – а., «П!» – а., «П», – а. б) прямая речь перед словами автора: А: «П!», А: «П»., А: «П?»

  • Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!»
  • «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
  • Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».
  • Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».
  • Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.
  • «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
 Найди предложение, соответствующее схеме  «П,- а, -п!»   «Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет». «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?» «Ну уж это положительно интересно,-трясясь от хохота, проговорил профессор,-что же это у вас, чего ни спросишь, ничего нет!» «Нам придётся здесь ночевать,-сказал Максим Максимыч,-в такую метель через горы не пройдёшь». «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»

Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а, -п!»

  • «Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».
  • «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»
  • «Ну уж это положительно интересно,-трясясь от хохота, проговорил профессор,-что же это у вас, чего ни спросишь, ничего нет!»
  • «Нам придётся здесь ночевать,-сказал Максим Максимыч,-в такую метель через горы не пройдёшь».
  • «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»
 Найди предложение, соответствующее схеме  «П,- а, -п».   Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?» «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово». «Я за тобой завтра заеду, - сказал Егор, садясь в машину, - не проспи». «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси». «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься»

Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а, -п».

  • Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
  • «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
  • «Я за тобой завтра заеду, - сказал Егор, садясь в машину, - не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
  • «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься»
 Найди предложение, соответствующее схеме  «П,- а. -П?»   «Ничего в жизни не возвращается,-Любил говорить мой отец,-кроме наших ошибок». «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили». «Здравствуй, хозяин,-радостно проговорил лесник.-А где собака?» Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?» Дима воскликнул:

Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а. -П?»

  • «Ничего в жизни не возвращается,-Любил говорить мой отец,-кроме наших ошибок».
  • «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»
  • «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
  • «Здравствуй, хозяин,-радостно проговорил лесник.-А где собака?»
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?» Дима воскликнул:
Вставьте в предложения данные глаголы речи:   подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали. «Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

Предложения с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной - чужая речь.  Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов что, будто, чтобы, ли или союзных слов когда, где, кто и др. Союзы что, будто употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение.  «Отпусти оленёнка в лес»,-попросил я дедушку. Я попросил дедушку, чтобы он отпустил оленёнка  в лес . Союз чтобы -если чужая речь представляет собой побудительное предложение.   Я закричала: «Беги быстрее, братишка!» Я кричала братишке , чтобы он бежал быстрее. Союз или союзные слова что, кто, какой, где, когда и др. - если чужая речь представляет собой вопросительное предложение .  Мама спросила: «Что случилось, Анна?» Мама спросила у Анны, что случилось.

Предложения с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной - чужая речь. Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов что, будто, чтобы, ли или союзных слов когда, где, кто и др.

  • Союзы что, будто употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение. «Отпусти оленёнка в лес»,-попросил я дедушку. Я попросил дедушку, чтобы он отпустил оленёнка в лес .
  • Союз чтобы -если чужая речь представляет собой побудительное предложение. Я закричала: «Беги быстрее, братишка!» Я кричала братишке , чтобы он бежал быстрее.
  • Союз или союзные слова что, кто, какой, где, когда и др. - если чужая речь представляет собой вопросительное предложение . Мама спросила: «Что случилось, Анна?» Мама спросила у Анны, что случилось.
Что мы видим ? Что общего на картинках? ДИАЛОГ

Что мы видим ?

Что общего на картинках?

ДИАЛОГ

Диалог - это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц.  Диалог состоит из реплик. Реплика - это ответ или замечание одного собеседника на другого. Реплика каждого героя начинается с новой строчки. Впереди ставится тире:    - Привет, Ань, ты знаешь, во сколько сегодня начинается лекция?  - Привет! начинается в половине девятого.  - Тогда я с дома выйду на полчаса час раньше, чтобы успеть на лекцию.  - Хорошо, увидимся в аудитории.

Диалог - это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика - это ответ или замечание одного собеседника на другого. Реплика каждого героя начинается с новой строчки. Впереди ставится тире: - Привет, Ань, ты знаешь, во сколько сегодня начинается лекция? - Привет! начинается в половине девятого. - Тогда я с дома выйду на полчаса час раньше, чтобы успеть на лекцию. - Хорошо, увидимся в аудитории.

Задание. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания .   У нас какая фамилия спросил Ваня. Как какая Ты что не знаешь Державины. А вот и нет воскликнул хитро Ваня. А какая же удивился брат Коля. У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов Топоров Дровосеков Печников Землекопов Столяров. Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.

Задание. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания .

У нас какая фамилия спросил Ваня. Как какая Ты что не знаешь Державины. А вот и нет воскликнул хитро Ваня. А какая же удивился брат Коля. У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов Топоров Дровосеков Печников Землекопов Столяров. Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.

 Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!