Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи.»
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи
Урок в 11 классе
Орфографическая разминка
- 1) дет..кий, свет..кий
- 2) разглаж..вающий, немилост..вый
- 3) солом..нка, подчёрк..вать
- 4)усидч..вый, затм..вать
- 5)успока..вающее, отрасл..вой
- 6) снов.., издавн..
- 7) жемчуж..на, выздоравл..вать
Орфографическая разминка
- 1) никел..вый, достра..вать
- 2) по-рус..ки, альпинист..кий
- 3) приветл..во, карандаш..к
- 4) привередл..вый, успока..ваться
- 5) кисл..ватый, увлеч..нный
- 6) подразум..вал, подмиг..вать,
- 7) вытерп..л, совестл..вый
Повторение темы «ЧУЖАЯ РЕЧЬ»
- Косвенная речь по форме представляет собой… .
- Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам:… .
- Несобственно-прямая речь — это… .
Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».
- 1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?
- 2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.
Замените прямую речь на косвенную и наоборот
- «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца.
- 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.
- 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля.
ТЕСТ
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
ТЕСТ
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
ТЕСТ
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
Работа с текстом А.И. Солженицына:
- 1. Чтение текста.
- 2. Анализ языковых особенностей.
- 3. Формулирование проблемы текста и авторской позиции.
ЕГЭ: Найдите избыточные словосочетания
- Главная суть,
- суть дела,
- первое боевое крещение,
- памятный сувенир,
- демобилизоваться осенью,
- демобилизоваться из армии,
- дебют молодой балерины,
- впервые дебютировать,
- постоянные еженедельные рубрики,
- еженедельные выступления,
- свободная вакансия.
Работа с текстом А.И. Солженицына
С обезлюженьем, с запустением, с вымиранием наших деревень забыли мы и помнить, а поколения и не слышали никогда – полуденного многогласного петушьего переклика. Из дворов во дворы, через улицу, за околицу, в солнечное лето – удивителен этот хор победной жизни.
Редко от чего приходит такое успокоение в душу. Никакими суетными звуками не зашумленный – этот яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев доносит до нас, что во всей тут округе – благословенный мир, нетревожный покой, таково нынешний день тёк досюда – да отчего б ему не потечь и дальше так? Пребывайте в ваших добрых занятиях.
Вот тут где-то он расхаживает гордо, бело-оранжевый, со знатным рыцарским красным гребнем.
Безпечально держится.
Нам бы – так.