СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для сопровождения показа презентации о предметно-пространственной среде нашего детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с фгос»

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС БМАДОУ «Детский сад №19»

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная

Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации. От меняющихся интересов детей. От возможностей детей

Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов

Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центр игры: где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта); Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки - орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители.

Центр патриотического воспитания и краеведения: содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей.

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;

  • воспитывать уважение к труду;

  • развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Центр книги:

Главная цель - позволить ребенку общаться с книгой. Представлен мини-библиотекой, настольно-печатными играми с цифрами и буквами, ребусами. Книги располагаются по определенной тематике: сказки, рассказы, познавательная литература; стихи. Имеются портреты детских писателей; альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов).

Центр безопасности:

Главная цель - создание здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников, создание оптимального режима труда и организованного отдыха. В центре представлены наглядные пособия: плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Умный светофор», «Внимание дорога!», «Правила маленького пешехода»). Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Центр детского творчества, основными задачами которого являются:

  • Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.

  • Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.

  • Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

Центр двигательной активности: где дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Есть мячи разных размеров, шнуры, кегли, кольцеброс, скакалки и т. д.

Центр познавательного развития оснащен необходимым в материалом, стимулирующим развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран. Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», палочки Кюизнера, блоки Дьенеша и т. д.).

Содержание центров ежемесячно пополняются дидактическими материалами, необходимыми атрибутами.

Организуя свое взаимодействие с детьми, учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка. Создаем условия для формирования у детей положительного взаимоотношений со сверстниками через подвижные игры, настольные игры, коллективные творческие работы («Золотая осень», «Подводный мир», «Космос» и др.).

Познавательному развитию детей способствовал созданный нами в группе экологический уголок, который включает в себя растения, календарь природы, уголок экспериментирования, иллюстрационный материал по экологии, истории. Для развития у детей биологических представлений знакомим их с развитием жизни на Земле, с картой родного края ( д/и «Царство растений», « Что было до.. ?», «Животные прошлого») с живой и неживой природой (д/и «Живое - неживое», «Найди лишнее»); с проблемами загрязнения окружающей среды (д\и «В мире природы», «Стань другом природы», «Что будет если..»). Создаем условия для творческой самостоятельности детей - проводим выставки детских работ, поделок из природного материала «Дары осени», «Осенины» и т.п.. Способствуем развитию у детей ответственного и бережного отношения к природе через решение проблемных ситуаций – «Почему нельзя загрязнять водоемы?», «Правила поведения в лесу». Проводимая в этом уголке работа способствует развитию наблюдательности, экспериментаторских и исследовательских способностей детей.

Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 95% родителей полностью удовлетворены системой работы ДОУ. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников использовались следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей.

  • Оформление родительских уголков.

  • Ежегодная выставка детских работ «Золотая осень».

  • Консультирование. Темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Воспитание любви к природе», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Что такое? Кто такой?».

  • Родительские собрания.

  • Мастер-класс «Роль дидактической игры в умственном развитии ребёнка».

  • Составлена тематика папок – передвижек для родителей «Времена года», «Окружающий мир в картинках».

В процессе такого тесного взаимодействия родители лучше начинают понимать своих детей, интересуются их проблемами и проблемами дошкольного учреждения. Принимают активное участие в выборе форм и методов работы с детьми.

Таким образом, созданная нами развивающая предметно-пространственая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества воспитанников и их жизненный опыт.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!