СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представлена презентация для урока литературного чтения "Метафора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет образно рассказать о средстве изобразительности языка - метафоре

Просмотр содержимого документа
«Представлена презентация для урока литературного чтения "Метафора"»

Частная школа святой равноапостольной княгини Ольги в Костроме Выполнила Иванова Людмила Владимировна

Частная школа святой равноапостольной княгини Ольги в Костроме

Выполнила Иванова Людмила Владимировна

МЕТАФОРА - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.

МЕТАФОРА - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.

Так, звезды похожи на жемчуг:

Так, звезды похожи на жемчуг: "жемчужные звезды ", или "жемчужины звезд", или звезды - "жемчужины неба"

изменение значения слова на основании сходства.

 Небо напоминает купол или своды -

Небо напоминает купол или своды - "небесный свод", или "небосвод", или "небесный купол"

Оживление метафоры достигается метафорическим новообразованием, заменяющим поэтический образ другим, сходным по смыслу, но выраженным иными словами; напр., вместо обычного

Оживление метафоры достигается метафорическим новообразованием, заменяющим поэтический образ другим, сходным по смыслу, но выраженным иными словами; напр., вместо обычного "холодное чувство", "холодная душа" –

у А. Блока "снежная вьюга в сердце"

"острые", "резкие" (= "режущие") слова - у Бальмонта "Я хочу кинжальных слов" у Шекспира: "я буду говорить кинжалами"

 

Поэтизация природы , любовное погружение в ее таинственную жизнь ведет к метафорическому одушевлению, очеловечиванию изображаемого. Вот маленькая маргаритка: поэт называет ее

Поэтизация природы , любовное погружение в ее таинственную жизнь ведет к метафорическому одушевлению, очеловечиванию изображаемого. Вот маленькая маргаритка: поэт называет ее

"скромная монахиня, потупившая взор, то "прекрасная девушка, прислужница любви", то "королева, увешанная короной из рубинов", или "маленький одноглазый циклоп, угрожающий или бросающий вызов", или "серебряный щит посередине золотой", или "звезда с блестящими лучами, повисшая в воздухе". Так приемами метафорической поэтизации маленький цветок превращается в живое, таинственное, сказочное существо.

  Какая ночь! Как воздух чист,   Как серебристый дремлет лист,   Как тень черна прибрежных ив,   Как безмятежно спит залив,   Как не вздохнет нигде волна,   Как тишиною грудь полна!..  Фет

 

Какая ночь! Как воздух чист,

 

Как серебристый дремлет лист,

 

Как тень черна прибрежных ив,

 

Как безмятежно спит залив,

 

Как не вздохнет нигде волна,

 

Как тишиною грудь полна!..

Фет

Все мне грезится море да небо глубокое,   Бесконечная грусть, безграничная даль,   Трепетание звезд, их мерцанье стоокое,   Догорающих тучек немая печаль. Все мне чудится вздох камыша почернелого,   Глушь родимых лесов, заповедный затон,   И над озером пение лебедя белого,   Точно сердца несмелого жалобный стон.  Бальмонт

Все мне грезится море да небо глубокое,

 

Бесконечная грусть, безграничная даль,

 

Трепетание звезд, их мерцанье стоокое,

 

Догорающих тучек немая печаль.

Все мне чудится вздох камыша почернелого,

 

Глушь родимых лесов, заповедный затон,

 

И над озером пение лебедя белого,

 

Точно сердца несмелого жалобный стон.

Бальмонт

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,   Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;   Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет   И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.   Бальмонт

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

 

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

 

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

 

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

  Бальмонт

И глуби черные покинув,   В лазурный день из темноты   Взлетает яркий рой павлинов,   Раскрыв стоцветные хвосты  Брюсов

И глуби черные покинув,

 

В лазурный день из темноты

 

Взлетает яркий рой павлинов,

 

Раскрыв стоцветные хвосты

Брюсов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!