СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе Школа России .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.

Разработка урока по русскому языку 2 класса Школа России

Просмотр содержимого документа
«Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе Школа России .»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.

Цели урока:

создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.

Личностные УУД: (Л.)

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Познавательные УУД: (П.)

-освоение способов решения проблем поискового характера;

-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: (Р.)

-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Коммуникативные УУД: (К.)

-участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,

-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для кластера, карточки для групповой работы и работы в парах, цветные сигналы для обратной связи, презентация




Ход урока:


I Организационный момент.

Цель: создать атмосферу психологической комфортности.

УУД:

Л.: освоение роли ученика (внимательность, прилежание, самостоятельность, терпение).

Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.


Дети отвечаю хором

Вы умные? (умные)

Вы дружные? (дружные)

Вы внимательные? (внимательные)

Вы старательные? (старательные)

Вы учиться любите? (любим)

- Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»


II Актуализация изученного.

Цель: подготовить к активной учебно-познавательной деятельности.

УУД:

Л.: освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность.

П.: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.

К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.


1. Чистописание (Упражнение для осанки – мешочек на голове)

На доске буквы я м и а ы

-Предложите задание для минутки чистописания.

Возможные задания:

-Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо)

-Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом.

-Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м ы я)

-Какая буква лишняя и почему?

-Составьте слово (яма, имя)

-Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво.


III Мотивирующее введение в тему урока.

Формулирование темы урока. Постановка целей.

Цель: вовлечь обучающихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала, содействовать определению детьми темы и задач урока.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: рефлексия способов и условий действия;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


1. Схема на доске (часть кластера)

Гласные бывают …


□ □

Дети выбирают ударные и безударные.

-Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему?

(С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений) (слайд)

-Для чего работать с безударными гласными? (писать без ошибок)

2. Сведения о языке.

-Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?

Прочтите сообщение мудрой совы (с.109)

3. Работа в парах. (карточки)

-Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки

петух лисица

заяц слоны

корова стрижи

медведь зверьки

Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки»

Один из вариантов на слайде 1 (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

- По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока.

- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд 2)


IV Работа по теме урока. Развитие орфографических умений

Цель: определить уровень усвоения материала, приступить к устранению типичных ошибок. Создать условия для самостоятельного применения знаний и способов действий.

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.


1. Словарная работа по вариантам. (Слайд 3)

-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам:

С.рока, пч.ла, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, с.хар, б.реза, с. бака, л.гушка, сл.ниха, н.ябрь, р.бята.

1.в - о

2.в – е

Взаимопроверка по словарю.

-Что нужно знать для работы со словарем? (алфавит)

Обратная связь – цветные сигналы.

Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок,

желтого – 1 ошибка,

красного – 2 и более ошибок.

2. Знакомство с новым словом (Слайд 4)

Эта ягодка лесная

Нам лекарство заменяет –

Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с …

(малиной)

-Вы ученые. Подумайте, почему малину назвали малиной?

Чтение рубрики «Странички для любознательных» с. 106

-Составьте и запишите предложение с этим словом. Напоминание: вызывает сомнение буква на конце слова или не можешь проверить поставь точку. Например, лета.т.


VI Физминутка для глаз (слайд 5)

3. Работа с опорными словами к правилу. На слайде 6 слова:

Безударная

Сомнение

Слабая

- Подберите антонимы. Что такое антонимы?

Дети подбирают слова

Ударная

Уверенность

Сильная

-Сформулируйте правила по опорным словам.

(Вариант: Безударная гласная вызывает сомнение, т.к. стоит в слабой позиции.

Нужно сделать безударную ударной, чтобы писать уверенно, т.к. она будет в сильной позиции.)

- Проверь, работает ли составленное тобой правило? Приведи пример.

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты немедленно ее ставь под ударенье.

-Какими способами?

(уменьшительно-ласкательное значение, один-много, много-один, слово «нет», подобрать однокоренное слово)

- Что поможет подобрать однокоренные слова? (корень)

4. Игра «Третий лишний» (слайд 7)

-Какие слова называют однокоренными?

Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.

-Какое слово лишнее и почему?

Лесник летит храбрец

Леска летчик смельчак

Лесной летний смелость

Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов.

5. Комментированное письмо

- Вспомним алгоритм

Безударная гласная …

Проверочное слово …

Пишу …

Кр.кун, сл. варь, м.ха, к.рмить, л.ства, хв.стун, д.ньки, р.док.

-В парах подберите 3 слова с этой орфограммой, запишите.


VII Обобщение и систематизация изученного

Цель: создать условия для решения орфографических задач по формированию навыка грамотного безошибочного письма.

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: овладение логическими действиями анализа, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

К.: организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Работа в группах (карточки и слайд 8)

-Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему?

-Предложите задание. Выстройте алгоритм исправления ошибок.



?

Способ проверки

проверяемая непроверяемая

словарь

  • опасное место с безударной гласной,

  • изменение слова или подбор однокоренных слов

  • выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)

  • применение способов проверки или словарь


Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит.

Незнайка многому удевляется.

Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

-Как понимаете смысл пословиц?

-Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.

-Обсудите, как понимаете смысл пословицы?

-Подберите свою пословицу.

(Ученье - свет, а неученье – тьма.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Делу – время, потехе – час.)

Проверка по эталону. (Слайд 9) Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы.

VIII Итог урока. Рефлексия

Цель: создать условия для самооценки обучающимися своих учебных действий.

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала

Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.


-Чему учились?

-Выберите знак. (слайд 10)

Если:

! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.

. Знаю, но объяснить не могу.

? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.

IX Д.з

Те кто поставил ! с.109 упр. 173, . и ? с .108 упр. 172



Самоанализ урока:

Содержание урока обеспечивает достижение планируемых результатов изучаемой темы, создает основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Используемые методы обучения (проблемный, метод кластерного подхода, рефлексии, обратной связи) позволяют реализовать поставленные цели урока. Форма познавательной деятельности обеспечивает сотрудничество учителя с обучающимися, сотоварищество, включение каждого ученика в деятельность. Формирование УУД достигается посредством решения учебных задач, создания проблемных и поисковых ситуации на каждом этапе урока.

На уроке используются элементы здоровьесберегающего, личностноориентированного, дифференцированного обучения. Идет опора на жизненный опыт учащихся. Материал урока нацелен на практическое овладение умением различать в речи и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными; на развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, аргументировать, делать выводы; на воспитание интереса и любви к русскому языку.

Создаются условия для самостоятельной постановки темы урока, целеполагания, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии.

В ходе урока использованы фронтальная, парная, групповая, самостоятельная формы работы.

Спланирована обратная связь.

Данный урок рок вооружил обучающихся знаниями и умениями, вызвал искренний интерес, обеспечил достаточную полноту и качество формирования УУД.

Приложения к уроку:

1. Презентация.

2. Карточка для работы в парах:

Разделить слова на две группы.

Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.


Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки.


3. Карточки для индивидуализированного задания:

Поддери однокоренные слова с корнем –лес-.

Поддери однокоренные слова с корнем -лет-.

Поддери однокоренные слова с корнем -смел-.

4. Карточка для работы в группах.

Знайка премой дарожкой бижыт, а Незнайка на пичи лижит.

Незнайка многому удевляется.


Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

Подберите свою пословицу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!