СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы разграничения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов» (урок- практикум для 9 класса)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет педагогу в объяснении трудной лингвистической темы.

Просмотр содержимого документа
««Приемы разграничения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов» (урок- практикум для 9 класса)»

Проблемный практикум в 9 классе по теме


«Приемы разграничения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов» (2 часа).

(Проводится на этапе закрепления и систематизации знаний о сложноподчинённом предложении (СПП)


ЦЕЛИ:

  1. познакомить учащихся с приемами разграничения союзных слов и подчинительных союзов, научить их использовать эти приемы при анализе структуры и грамматического значения СПП;

  2. развивать умение делать языковой анализ, оформлять выводы в виде опорной записи, строить логически аргументированное рассуждение;

  3. развивать самостоятельность детей при выполнении заданий повышенной трудности, умение работать в группе.


Учащиеся работают на уроке в группах смешанного состава, т.к слабым ученикам необходима интеллектуальная поддержка при выполнении проблемных заданий.


Ход урока.

  1. Учитель. Вспомните, в каких случаях чаще всего вы ошибались на предыдущих уроках при определении средств связи в СПП?

  2. Учащиеся.

  • Смешивали подчинительные союзы и союзные слова что, как, когда, чем.

  • Отождествляли союзные слова который, какой, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, отчего с подчинительными союзами.

  • Затруднялись в распознавании составных союзов потому что, оттого что, вследствие того что, несмотря на то что, благодаря тому что.

  • Неправильно определяли, каким членом предложения является сходное слово.

  1. Учитель. Решению этих проблем посвящен наш урок.


Постановка целей перед учениками.

Мотивация.

Почему важно уметь различать подчинительные союзы и союзные слова?

Почему важно уметь различать подчинительные союзы и союзные слова?

-Когда мы определяем тип СПП по значению, опираемся на его строения. Важнейшим элементом строения является подчинительный союз или союзное слово. Меняя союз или союзное слово, можно изменить тип сложного предложения.

  1. Лингвистический эксперимент (осуществляется в группе, каждой группе дается свое предложение.

А) запишите предложение, охарактеризуйте его по грамматическому значению и строению, объясните знак препинания.

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться (Лермонтов)

(СПП, причинно – следственные отношения между частями).

Б) измените строение предложения. Сделайте вывод: изменится ли смысл предложения и его грамматическое значение?

  • Я вышел на воздух освежиться: в сакле стало душно. (БСП)

  • Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться. (СПП с придаточным причины)

  • Душно стало в сакле, так что я вышел на воздух освежиться. (СПП с придаточным следствия).

  • Душно стало в сакле, вследствие чего я вышел на воздух освежиться. (СПП с придаточным присоединительным)

ВЫВОД: Смысл предложения не изменяется, а его грамматическое значение становится другим, когда мы меняем средства связи и строение предложения.


  1. Сравнительный анализ предложений. (Индивидуальная самостоятельная работа, в случае затруднения – поддержка группы).

  • Сообщите, что мы получим новые компьютеры, обрадовало нас.

  • Сообщение, что мы получили, обрадовало нас.

Задание: Сравните предложения по смыслу грамматическому значению и строению. Сделайте вывод, какое средство связи используется – союзное слово или союз. Подготовьте аргументированный ответ.

  1. СПП с придаточным изъяснительным, так как, во-первых, относится к существительному «сообщение», которое можно заменить глаголом сообщили; во-вторых, отвечает на вопрос о чем? (падежный вопрос) значит, «что» - это союз.

  2. СПП с придаточным определительным, так как, во-первых, придаточное относится к существительному сообщение; во-вторых, отвечает на вопрос какое? Значит, «что» - это союзное слово.


6. Систематизируйте признаки, по которым мы различаем подчинительные союзы и союзные слова. Составьте опорную запись или таблицу.

Работа в группе. Объявляется конкурс на лучшую опору. См. таблицу.


7. Индивидуальная творческая работа.

Придумайте сами пары предложений, аналогичных заданию № 5. Применяя свою опору, определите средство связи.

Мысль, что я опоздаю на поезд, очень волновала меня.

Мысль, что он сообщил мне вчера, очень волновало меня.

8. Отработка приемов разграничения союзов и союзных слов. (правил)

  1. Если перед связующим омонимичным словом стоит предлог, то это союзное слово. Перед союзом предлог стоять не может.

Например:

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Гоголь).

По - французски она говорила очень плохо, за что и страдала в последствии в большом свете… (Аксаков).

Я на постоялом дворе колол дрова, рубил капусту и нянчил ребят хозяйских, за что меня и кормили. (Помяловский)

II. Разграничить союз и союзное слово можно с помощью соответствующей замены: если слово-омоним заменяется на синонимный явный союз, то это союз, а если заменяется на явное союзное слово, то это союзное слово. Например:

Борис еще поморщился немного, что пьяница перед чаркою вина. (Пушкин) (что= слово, точно – союзы).

Не бывает чудес на земле, кроме тех, что создаются разумом и волей человека. (Л.Леонов) (что- какие, которые – союзные слова).

Предложения для самостоятельной тренировки:

  1. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что (будто) спит (Чехов)

  2. Сладко екнуло сердце, когда (как только) услышал звон вокзального колокола. (В.Белов)

  3. Теперь был уже не тот первый рассветный час, когда (в который) пустынность города кажется естественной. (К.Симонов)

  4. Как (как только) увидела тебя, так уже не своя стала. (А.Н.Островский)

  5. Она не сводит глаз с дороги, что (которая) идет через рощу. (Гончаров)

  6. И почему-то мне пришли на память слова композитора о вечном отблеске, что (который) бросает на нас искусство. (К.Паустовский)


III. Союз можно опустить, и смысл предложения в основном сохраняется, хотя предложение становится бессоюзным. А союзное слово опустить нельзя.

Например:

Мы обрадовались, когда начался лес. – Мы обрадовались: начался лес. (когда – союз)

Никто не знает, когда мы увидимся. ( когда – союзное слово).

Тренировочные примеры:

  1. Умные люди говорят, что только то и выходит хорошо, что люди сами захотят делать. (Чернышевский).

  2. Слышно было, как бьются на пароме усталые лошади. (К Федин)

  3. Как он добывал деньги, не могу наверное сказать. (Тургенев).


IV. Придаточную часть, которая присоединяется к главной союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. А придаточную часть, которая начинается союзом, трансформировать нельзя.

Например:

Трудно было поверить, что все это правда. ( что – союз)

Тренировочные предложения:

  1. Я видел, как работает Гайдар. Это было не похоже на то, как обычно работают писатели. (К.Паустовский)

  2. Я знаю, чем вы занимаетесь. (Тургенев)

  3. Каждый из офицеров знал, как и что в каждую секунду он должен делать. (А.Н.Толстой)

Проблемный вопрос: как вы объясните возможность трансформации придаточной части, которая начинается союзным словом, с точки зрения морфологии? (союзные слова – относительно- вопросительные местоимения).

V. Придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в присоединительное или вводное предложения, начинающиеся с указательного местоимения или наречия. Придаточная часть с союзом этого не допускает.

Например:

Пишу я гораздо меньше, что и следовало ожидать. (Чехов) (что = это)

На песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь. На песке (так всегда бывает после ветра) лежала волнистая рябь.


VI. К союзному слову можно присоединить усилительную частицу же. именно и др. а к союзу – нельзя.

Проблемный вопрос: как вы объясните этот прием?

Прием возможен, т.к. союзное слово выполняет синтаксическую роль, является членом предложения, а союз – нет.

Он никак не мог узнать, когда (же, именно) придет поезд. (когда – союзное слово).

Он обрадовался, когда начался лес. (когда – союз).

В обобщенно – уступительных придаточных предложениях союзное слово всегда сопровождается усилительной частицей ни, в результате чего образуется особый союзный оборот, например как ни, что ни, когда ни, чем ни и др.

Как не крепился он духом, однако же похудел и даже и позеленел во время таких невзгод. (Гоголь)

Как ни спешила Поля, разговор затянулся. (Л.Леонов)

Что ни говорите, а знание людей – громадное преимущество в пуках того, кто им умеет пользоваться. (Куприн).

VII. На союзное слово часто падает логическое ударение, а союз лишен такого ударения и фонетически примыкает обычно к последующему слову, т.е. является проклитикой.

Например:

Охотно мы дарим, что нам не надобно. (что – союзное слово).

Уже сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… (что – союз)


Д/з. Выучить приемы разграничения. Подобрать на каждый случай по 2 предложения из художественных произведений, изученных в 9-ом классе или самостоятельно прочитанных.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!