СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразование структурно-логической схемы в опорный конспект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структурно-логическая схема (СЛС) предметных знаний – выражение на языке графов структурированного и логически осмысленного учебного материала.

Структурирование включает:

- выделение путем анализа, сравнения, синтеза

- основных (базисных) понятий, суждений, аксиом, определений, законов;

- квантование учебного материала для реализации принципа пооперандного усвоения знаний;

- объединение квантов в логические блоки учебного материала в зависимости от:

         -последовательности изложения и логической сущности знаний;

- этапа мыследеятельности (категория мыследеятельности);

- этапа познавательной деятельности (методической системы).

Просмотр содержимого документа
«Преобразование структурно-логической схемы в опорный конспект»

Преобразование СЛС в опорный конспект

Структурно-логическая схема (СЛС) предметных знаний – выражение на языке графов структурированного и логически осмысленного учебного материала.

Структурирование включает:

- выделение путем анализа, сравнения, синтеза

- основных (базисных) понятий, суждений, аксиом, определений, законов;

- квантование учебного материала для реализации принципа пооперандного усвоения знаний;

- объединение квантов в логические блоки учебного материала в зависимости от:

-последовательности изложения и логической сущности знаний;

- этапа мыследеятельности (категория мыследеятельности);

- этапа познавательной деятельности (методической системы).

Логическое осмысливание заключается в:

-определении приоритетов базисных понятий;

-выяснении взаимозависимостей квантов знаний;

-установлении наличия закономерностей в изучении свойств понятий, явлений, явлений и пр.(цикличность, ветвление и др. стороны);

-определении места кванта знаний в иерархии (на лестнице) идей;

-определении способа усвоения кванта (на каком этапе умственной деятельности происходит его усвоение);

-способ запоминания (усвоения): непроизвольное, ассоциативное, из опорных сигналов, поощрение предварительного формирования видеоряда, многократным дублированием вариативностью учебного материала.

Алгоритм создания учебно-методического комплекса
    1. Анализ программы и учебного материала с целью выделения учебных модулей;

    2. Построение структуры учебного материала учебного предмета (курса) – блок-схемы учебных модулей;

    3. Формирование содержания учебных модулей: выделение учебных элементов, проектирование учебных ситуаций1;

    4. Изготовление средств обучения под спроектированные учебные ситуации;

    5. Разработка методических указаний к учебным ситуациям;

    6. Экспериментальная проверка работоспособности учебного модуля;

    7. Корректировка технологии преподавания;

    8. Экспертная проверка технологии преподавания;

    9. Издание УМК предмета, внедрение в практику работы других учебных заведений.

Содержательные требования к элементам УМК

Элементарный модуль, входящий в состав УМК, представляет собой отдельные учебные элементы, построенные на основе проектирования учебных ситуаций, с помощью которых отрабатываются все этапы методической системы. В основе организационной формы реализации учебных ситуаций является занятие, как не ограниченное временными рамками учебная единица для реализации определенного образовательного стандарта результата обучения.

Для реализации модульного принципа обучения в каждом модуле обязательно присутствуют четыре этапа познавательной деятельности студентов методической системы.

  1. Представление. Задача этого этапа – сформировать научное представление об объекте изучения, убедить студентов в необходимости изучения объекта (процесса, понятия). На этапе представления происходит мотивация (как внешняя, так и внутренняя) учебной деятельности, формируется схема знаний основных узловых понятий модуля, закладываются основы для продуктивной деятельности на последующих этапах обучения. Знания студента на данном этапе – знания-представления (образы, ассоциации).

  2. Развитие. Развитие представлений направлено на формирование знаний-копий об объекте усвоения на основе использования методов индукции, дедукции, демонстрационного эксперимента, иллюстраций законов, правил, представление моделей действий. Проводятся упражнения для формирования умений создания объектов по стандартным алгоритмам, по образцу, в стандартных условиях. Результатом деятельности студентов является запоминание полученных знаний, создание вспомогательных средств и продуктов деятельности. В этап развития обязательно включаются элементы внешнего, со стороны педагога или контролирующей программы, контроля и самоконтроля для коррекции усвоения учебного материла и оценки степени соответствия этого усвоения образовательному стандарту. Знания студента на данном этапе – знания-копии (образцы).

  3. Применение. Этап применения ориентирован на использование усвоенных понятий, законов и пр. В этап включаются упражнения на применение и закрепление усвоенных понятий с использованием элементов, вызывающих затруднения, с помощью которых корректируется обучение. Дополнительные вариативные упражнения позволяют студенту расширить свои знания об объекте изучения и представления о его месте в системе знаний. Этап применения обязательно включает промежуточное и итоговое тестирование для проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков. Знания студента на данном этапе – знания-умения.

  4. Интеграция. Для полного усвоения учебного материала студенту необходимо усвоить отношения и взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами данной дисциплины и объектами других дисциплин. Упражнения данного этапа предоставляют возможность студентам применить свои знания и навыки в ситуациях, отличающихся от представленных в данном и предыдущих учебных модулях. Горизонтальная интеграция позволяет применить полученные знания, умения, навыки в ситуациях, относящихся к разным областям знаний и деятельности. Учебные ситуации интеграционного этапа методической системы включают упражнения, в которых: содержится необходимая и второстепенная информация; описана максимально приближенная к жизни ситуация; используется информация, полученная на более ранних этапах обучения; ситуация требует высокого уровня знаний. Знания студента на данном этапе – знания-навыки (компетенции как используемые в нестандартных ситуациях навыки).

Требования к оформлению учебно-методического комплекса

Учебный модуль включает элементы:

  1. Блок-схема знаний модуля. Представляется в виде схемы, таблицы, организационной диаграммы, на которой показаны основные объекты, понятия модуля и их взаимосвязи.

  2. Основные понятия изучаемого модуля. Содержит краткие формулировки понятий, объектов, процессов.

  3. Технологические карты занятий. Представляет собой таблицу со следующими графами: № п/п, этап методической системы, наименование учебной ситуации, педагогическая цель(цели) занятия, деятельность педагога, деятельность учащегося, управляемая самостоятельная деятельность, средства обучения.

  1. Методические рекомендации к учебным ситуациям для педагога. Представляют собой описания учебных ситуаций, пояснения и обоснования выбора метода, способа, приемов техники преподавания.

.

Литература:
  1. Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие/ Н.К.Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.

  2. Хуторская Л. Н. Информационная педагогика. http://www.eidos.ru.

  3. Лоренс М.Столаров. Обучение с помощью машин. С приложением статей Б.Ф.Скиннера, Н.А.Краудера, Дж.Д.Финна и Д.Г.Перрена. М:., 1965 г/

  4. Учебно-методический комплекс. Модульная технология разработки: учеб.-метод. пособие / А.В. Макаров и др.  Минск, 2001.

  5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред.П.П. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.



1 Учебная ситуация - это перечень событий и проблем, фактически стоящих перед учителем, принимающим решение с ориентацией на сведения о внутренних возможностях группы школьников, степени готовности к дальнейшему обучению и изменениях в окружающей среде. Изменение внешних и внутренних переменных (факторов) свидетельствует о возникновении новой ситуации, которая требует адекватной реакции лица, принимающего решения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!