Структурно-логическая схема (СЛС) предметных знаний – выражение на языке графов структурированного и логически осмысленного учебного материала.
Структурирование включает:
- выделение путем анализа, сравнения, синтеза
- основных (базисных) понятий, суждений, аксиом, определений, законов;
- квантование учебного материала для реализации принципа пооперандного усвоения знаний;
- объединение квантов в логические блоки учебного материала в зависимости от:
-последовательности изложения и логической сущности знаний;
- этапа мыследеятельности (категория мыследеятельности);
- этапа познавательной деятельности (методической системы).
Просмотр содержимого документа
«Преобразование структурно-логической схемы в опорный конспект»
Преобразование СЛС в опорный конспект
Структурно-логическая схема (СЛС) предметных знаний – выражение на языке графов структурированного и логически осмысленного учебного материала.
Структурирование включает:
- выделение путем анализа, сравнения, синтеза
- основных (базисных) понятий, суждений, аксиом, определений, законов;
- квантование учебного материала для реализации принципа пооперандного усвоения знаний;
- объединение квантов в логические блоки учебного материала в зависимости от:
-последовательности изложения и логической сущности знаний;
- этапа мыследеятельности (категория мыследеятельности);
- этапа познавательной деятельности (методической системы).
Логическое осмысливание заключается в:
-определении приоритетов базисных понятий;
-выяснении взаимозависимостей квантов знаний;
-установлении наличия закономерностей в изучении свойств понятий, явлений, явлений и пр.(цикличность, ветвление и др. стороны);
-определении места кванта знаний в иерархии (на лестнице) идей;
-определении способа усвоения кванта (на каком этапе умственной деятельности происходит его усвоение);
-способ запоминания (усвоения): непроизвольное, ассоциативное, из опорных сигналов, поощрение предварительного формирования видеоряда, многократным дублированием вариативностью учебного материала.
Алгоритм создания учебно-методического комплекса
Анализ программы и учебного материала с целью выделения учебных модулей;
Построение структуры учебного материала учебного предмета (курса) – блок-схемы учебных модулей;
Формирование содержания учебных модулей: выделение учебных элементов, проектирование учебных ситуаций1;
Изготовление средств обучения под спроектированные учебные ситуации;
Разработка методических указаний к учебным ситуациям;
Экспериментальная проверка работоспособности учебного модуля;
Корректировка технологии преподавания;
Экспертная проверка технологии преподавания;
Издание УМК предмета, внедрение в практику работы других учебных заведений.
Содержательные требования к элементам УМК
Элементарный модуль, входящий в состав УМК, представляет собой отдельные учебные элементы, построенные на основе проектирования учебных ситуаций, с помощью которых отрабатываются все этапы методической системы. В основе организационной формы реализации учебных ситуаций является занятие, как не ограниченное временными рамками учебная единица для реализации определенного образовательного стандарта результата обучения.
Для реализации модульного принципа обучения в каждом модуле обязательно присутствуют четыре этапа познавательной деятельности студентов методической системы.
Представление. Задача этого этапа – сформировать научное представление об объекте изучения, убедить студентов в необходимости изучения объекта (процесса, понятия). На этапе представления происходит мотивация (как внешняя, так и внутренняя) учебной деятельности, формируется схема знаний основных узловых понятий модуля, закладываются основы для продуктивной деятельности на последующих этапах обучения. Знания студента на данном этапе – знания-представления (образы, ассоциации).
Развитие. Развитие представлений направлено на формирование знаний-копий об объекте усвоения на основе использования методов индукции, дедукции, демонстрационного эксперимента, иллюстраций законов, правил, представление моделей действий. Проводятся упражнения для формирования умений создания объектов по стандартным алгоритмам, по образцу, в стандартных условиях. Результатом деятельности студентов является запоминание полученных знаний, создание вспомогательных средств и продуктов деятельности. В этап развития обязательно включаются элементы внешнего, со стороны педагога или контролирующей программы, контроля и самоконтроля для коррекции усвоения учебного материла и оценки степени соответствия этого усвоения образовательному стандарту. Знания студента на данном этапе – знания-копии (образцы).
Применение. Этап применения ориентирован на использование усвоенных понятий, законов и пр. В этап включаются упражнения на применение и закрепление усвоенных понятий с использованием элементов, вызывающих затруднения, с помощью которых корректируется обучение. Дополнительные вариативные упражнения позволяют студенту расширить свои знания об объекте изучения и представления о его месте в системе знаний. Этап применения обязательно включает промежуточное и итоговое тестирование для проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков. Знания студента на данном этапе – знания-умения.
Интеграция. Для полного усвоения учебного материала студенту необходимо усвоить отношения и взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами данной дисциплины и объектами других дисциплин. Упражнения данного этапа предоставляют возможность студентам применить свои знания и навыки в ситуациях, отличающихся от представленных в данном и предыдущих учебных модулях. Горизонтальная интеграция позволяет применить полученные знания, умения, навыки в ситуациях, относящихся к разным областям знаний и деятельности. Учебные ситуации интеграционного этапа методической системы включают упражнения, в которых: содержится необходимая и второстепенная информация; описана максимально приближенная к жизни ситуация; используется информация, полученная на более ранних этапах обучения; ситуация требует высокого уровня знаний. Знания студента на данном этапе – знания-навыки (компетенции как используемые в нестандартных ситуациях навыки).
Требования к оформлению учебно-методического комплекса
Учебный модуль включает элементы:
Блок-схема знаний модуля. Представляется в виде схемы, таблицы, организационной диаграммы, на которой показаны основные объекты, понятия модуля и их взаимосвязи.
Основные понятия изучаемого модуля. Содержит краткие формулировки понятий, объектов, процессов.
Технологические карты занятий. Представляет собой таблицу со следующими графами: № п/п, этап методической системы, наименование учебной ситуации, педагогическая цель(цели) занятия, деятельность педагога, деятельность учащегося, управляемая самостоятельная деятельность, средства обучения.
Методические рекомендации к учебным ситуациям для педагога. Представляют собой описания учебных ситуаций, пояснения и обоснования выбора метода, способа, приемов техники преподавания.
.
Литература:
Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие/ Н.К.Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.
Хуторская Л. Н. Информационная педагогика. http://www.eidos.ru.
Лоренс М.Столаров. Обучение с помощью машин. С приложением статей Б.Ф.Скиннера, Н.А.Краудера, Дж.Д.Финна и Д.Г.Перрена. М:., 1965 г/
Учебно-методический комплекс. Модульная технология разработки: учеб.-метод. пособие / А.В. Макаров и др. Минск, 2001.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред.П.П. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
1 Учебная ситуация - это перечень событий и проблем, фактически стоящих перед учителем, принимающим решение с ориентацией на сведения о внутренних возможностях группы школьников, степени готовности к дальнейшему обучению и изменениях в окружающей среде. Изменение внешних и внутренних переменных (факторов) свидетельствует о возникновении новой ситуации, которая требует адекватной реакции лица, принимающего решения.