СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподобномученик Филарет Срезневский

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по православному краеведению. Выполнена для научно - практической конференции учителей ОРК "Живая история. Святые земли Спасской"

Просмотр содержимого документа
«Преподобномученик Филарет Срезневский»

МБОУ “ИСАДСКАЯ сош ”


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Святые земли Спасской»


ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ФИЛАРЕТ СРЕЗНЕВСКИЙ


Устименко Татьяна Николаевна







Преподобномученик Филарет (в миру Иван Трофимович Пряхин) родился 29 августа 1884 г. в с. Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.

В семье было трое сыновей: Иван, Сергей и Михей, но двое мальчиков умерли. Родители Ивана были бедны, но односельчане уважали их за благочестивую жизнь. По их просьбе местный псаломщик начал обучать мальчика грамоте. Пособием служило Священное Писание. Любимым времяпровождением маленького Вани стало чтение Псалтири, в котором он так преуспел – его чтение было столь одухотворенным и умилительным, - что именно его приглашали в дома, где кто-либо умирал0.

От детских забав Иван уклонялся, возлюбив подвиги поста и молитвы. Его строгость к себе, видимо, усугубилась явленным ему видением Ангела, который спросил отрока, чего ему более всего хотелось бы. Тогда Иван опрометчиво ответил «Богатства» (что не удивительно, учитывая его трудную и бедную жизнь и юношескую неопытность души). Ангел же, дав мальчику половину просфоры, бывшей у него, стал удаляться, повторяя: «Не надо! Не надо! Не надо!..» Иван тогда долго плакал, осознав, что попросил не того, что следовало бы0.

Взрослея, он еще больше укреплялся в духовном делании. В 17 лет поступил в Пронскую Спасо-Преображенскую пустынь. Будучи еще послушником, отличался ревностным отношением к послушаниям и высоким благочестием. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета Милостивого. Нес многие послушания, но основным стало клиросное, к которому он относился с особенным благоговением. 18 августа 1913 года его рукополагают в иеродиакона, а затем, 16 ноября 1914 года, в иеромонаха0.

В начале XXвека в Пустыни была обретена чудотворная икона Божьей Матери «Споручница грешных». Этот образ был особенно любим отцом Филаретом. Много часов провел он перед ним в коленопреклоненных молитвах. По просьбе батюшки пронский художник сделал список с этой иконы. Всё время работы иконописца отец Филарет коленопреклоненно молился возле образа Божией Матери о сошествии благодати на икону. По благословению настоятеля монастыря, с этой иконой Божией Матери он стал ходить по окрестным деревням и селам. Святыня являла множество чудес.

С закрытием Пронской обители в 1920 году, по Промыслу Божию, икона была принесена иеромонахом Филаретом в Казанский храм с. Срезнево Шиловского района. Очевидцы свидетельствовали, что когда он в первый раз вошел с иконой в церковь, все свечи на подсвечниках вспыхнули и загорелись лампады0.

Монастыри закрывались по всей округе. Иноки и инокини, наслышанные о духовных дарованиях отца Филарета, шли к нему за духовным окормлением. Так в Срезнево образовался тайный монастырь, объединивший 150 человек. Жили они не только в Срезнево, но по всей округе. Связывало их наставничество старца Филарета. Ему тогда было 40 лет, но старчество – это не возрастная категория, а особое состояние духа0.

Батюшка ввел празднование в честь столь любимого им образа Божьей Матери «Споручница грешных» 11 июня. В этот день в Срезнево собиралось великое множество народа не только со всей Рязанщины, но и из других епархий. Празднование длилось по три дня и присутствовало на службах до восьми тысяч человек. В то же время в Пронске у подлинной иконы паломников почти не было, и служился только молебен. Это обстоятельство современники объясняли высоким духовным авторитетом отца Филарета0.

Более десяти лет, до первого ареста, старец Филарет окормлял свою паству в с. Срезнево. В этот период богоборчества и отступления от Церкви укреплял людей в вере, исцелял болящих, имел дар прозорливости.

Это был островок Православия в безбрежном море навязываемого атеизма. Ежедневные службы по монастырскому чину, незабываемые проповеди, все это привлекало православный люд.

Рязанскую архиерейскую кафедру в то время возглавлял архиепископ Борис (Соколов), который после осуждения по делу о «Рязанской епархиальной канцелярии» был выслан за пределы Рязанской епархии и проживал в Подмосковье, на ст. Перловка. Высоко почитая благодатного иеромонаха Филарета, он вызвал его в 1926 году в Москву. Здесь архиепископом Тверским Серафимом (Александровым) о. Филарет был возведен в сан игумена0.

Чем ожесточеннее восставали против Церкви безбожники, тем большую ответственность за свою паству нёс батюшка. Для собственного духовного укрепления он посещает Оптину пустынь, монастыри Москвы, ездит к своему духовному отцу – епископу Антонию (Абашидзе) в Киево-Печерскую Лавру.

Возрастающее влияние старца Филарета не укрылось от внимания властей. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались. Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета...»0

31 мая 1931года, в день Святой Троицы, батюшка был арестован. Сначала его препроводили в Шилово, а затем отправили в Рязань. Вместе с ним по делу проходило еще 38 человек. Аресты шли и на Выше, и в Пощупово. Отца Филарета обвиняли в «организации контрреволюционной группировки монашествующих лиц и ведении антисоветской пропаганды с 1920 года, а также в организации нелегального монастыря»0.

Поражает та смелость и прямота, с которой старец отвечал на вопросы следователей.  «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?.. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю», - сколько раз мы повторяли эти слова царя-псалмопевца! Но каково это – жить так? А отец Филарет именно жил! Жил, всего себя вручив Господу, не просто веря в Него, а полностью Ему доверяясь. Иначе как можно было выговорить в лицо грозного дознавателя: «Я всегда шёл против советской власти, так как советская власть шла против Православной Веры. Православные церкви разгонялись и уничтожались, меня это страшило и не нравилось…»0. При этом никакие уловки следователя не заставили узника сказать что-либо такое, что можно было бы вменить в вину другим людям.

Протокол последнего допроса составлен 15 августа 1931 года. Потрясает сочетание, казалось бы, несовместимых вещей – наличие обескураживающей прямоты с одной стороны, и отсутствие какого бы то ни было вызова, агрессии. Праведник просто констатирует факты своей жизни. Ничего не скрывая, никого не обличая. Бесстрастно.

«Последние годы я чувствовал, что меня и мою братию должны арестовать. Во всей округе проходили аресты священнослужителей, кулаков и помещиков, поэтому каждого своего монаха или монашку, которые приходили помолиться, я предупреждал, что возможен арест.

Сам я к аресту был готов с прошлого года, мешочек с бельём у меня всегда висел на стене… Я ещё раз повторяю, что я являюсь врагом советской власти, так как советская власть всё время идёт против Православной Церкви и религии»0, - говорит отец Филарет. И на вопрос: «Каковы ваши убеждения?», - отвечает: «Православие, Отечество, монархия»0.

Вынесенный 9 октября 1931 года тройкой ОГПУ приговор грозил Филарету Пряхину десятью годами исправительно-трудовых лагерей. Срок, однако, был сокращён вдвое. Старцу инкриминирована была статья 58, пункты 10, 11. Наказание ему предстояло отбывать на строительстве Беламоро-Балтийского канала.

Сведений о лагерном периоде жизни игумена Филарета в доступных источниках найти не удалось. Тяжелый труд, неблагоприятные климатические условия, сама атмосфера несвободы подорвали физическое здоровье старца, но не сломили его дух.

По окончании срока отец Филарет должен был явиться в Рязанский НКВД. Там ему запретили возвращаться в Срезнево. Но он не мог, хотя бы на короткое время не приехать в свой храм. Здесь были духовные чада, жаждавшие его духовного наставления и утешения, здесь же был столь любимый им образ Пречистой. К Ней взывал он все эти годы, моля укрепить его в испытаниях, Её заступничеством остался жив!

В храме Казанской иконы Божьей Матери в Срезнево в то время служил иеромонах Сергий (в миру Николай Сорокин) – будущий преподобномученик Сергий Срезневский, а прислуживала ему схимонахиня Анна (в миру Анисия Столярова), в будущем – преподобноисповедница, духовная дочь отца Филарета.

Вновь в Срезнево потянулись люди, ищущие духовного наставничества преподобного старца. Но долго здесь оставаться он не мог. По совету архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия отец Филарет уезжает в Тверь. Незадолго до отъезда батюшка предсказал, что заступничеством Богородицы Казанский храм не будет закрыт0. Так оно и случилось.

Там он был очень радушно встречен местным архипастырем, епископом Фаддеем (Успенским), будущим священномучеником. Однако, поскольку власти отказывались регистрировать игумена Филарета как священника, владыка не мог направить батюшку на приход. Ему приходилось тайно участвовать в богослужениях в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Вскоре отцу Филарету вновь пришлось сменить место жительства. Он перебрался в село Трубино Медновского района. Здесь он живет в доме раскулаченного рязанского крестьянина Ивана Зотова, точнее, в переделанной под жилой дом баньке. И вновь находится немало тех, кто спешит к нему за духовным советом.

Сам он неоднократно отправлялся и в Киев к своему духовнику игумену Антонию, и в село Владычне, где встречался с жившим там после ссылки архимандритом Сергием (Серебрянским), бывшим духовником Марфо-Мариинской обители.

Летом 1937 года архиепископ Фаддей был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Позже он принял мученическую кончину в –застенках НКВД.

Новый архипастырь, Палладий (Шерстяников), часто приглашал отца Филарета для духовных бесед, что не укрылось от органов власти.

В 1938 году епископ Палладий предложил игумену Филарету занять освободившееся место священника в селе Конаково, куда он тут же отправился, но конаковские власти отказались выдать ему регистрацию, и он возвратился в Трубино.

В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать.  Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь0.  Ему инкриминировалась всё та же 58 статья.

Следствие по новому делу велось семь месяцев. За это время узник претерпел 24 ночных допроса. Да и дневные встречи со следователем нельзя назвать лёгкими, так как длились они часто по много часов0. Но самым большим потрясением для отца Филарета стала очная ставка с епископом Палладием 1 ноября 1939 года.

Было абсолютно ясно, что архипастырь не выдержал моральных, а может, и физических пыток. Он подтвердил версию следователей о том, что является создателем антисоветской клерикально-монархической организации, в которую якобы входил и Филарет Пряхин.

С этого момента отец Филарет несколько меняет свои показания. Он признаёт все факты, которые в своих показаниях сообщил владыка Палладий, но отрицает, во-первых, своё участие в каких-либо антисоветских организациях, во-вторых, то, что Тверской епископ давал ему какие-либо поручения, направленные на дискредитацию советской власти. Он отвергает причастность своих прежних знакомых к каким бы то ни было событиям его жизни после освобождения из лагеря. Не признаёт своего знакомства с теми людьми, кого следователям еще не удалось ввести в круг подследственных. Очевидно, что многие его показания не соответствовали действительности, но это была ложь во спасение тех, кого ещё можно было уберечь от маховика карательной машины0.

На следующем после очной ставки с Тверским епископом допросе старец заявляет: «Я признаю себя виновным в том, что владыке Палладию рассказывал антисоветские измышления, обвинял советскую власть в притеснении религии и гонениях на духовенство… Участником церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом виновным себя не признаю… Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал…

Кроме Палладия я никому никогда своих антисоветских настроений не высказывал… Никакой другой антисоветской деятельности я не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю»0.

4 марта 1940 года «тройка» НКВД приговорила Филарета Пряхина к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере особого режима.

Игумена Филарета сослали в Сиблаг (г. Мариинск Новосибирской области), лагерь особого режима, писать откуда позволялось только раз в полгода.

В феврале 1940г. на станцию Мариинск прибыл эшелон с заключенными.  Вместе с уголовниками и штрафниками в нём были и политзаключённые. Среди последних — игумен Филарет.  Пешком, под конвоем заключённые были направлены в лагерь особого назначения Новоивановского отделения Сиблага. Данное подразделение лагеря раскинулось на высоком берегу удивительно чистой и великолепной реки Кии, что в 50 км от Мариинска и 30 км от посёлка Верх-Чебула. В этом красивом, но чудовищно жестоком месте и завершился земной путь старца. «Вот уже исполнился год, как меня посадили на колесницу Израилеву. Прибыв в Мариинск, от города живу в 50 верстах. Родимые мои, напишите письмецо, напишите мне хоть три словечка, больше ничего» — это строки из последнего письма священномученика Филарета Срезневского. Больше от него не было ни одной весточки. При жестокости, грубости, голоде, крайней степени истощения и каторжном труде редко кто выживал в лагере.

Отец Филарет скончался 7 марта 1942 года в Великий пост, в день, когда выносится крест для поклонения и начинается Крестопоклонная неделя. В этот же день Великого поста в 2000 году замироточил его образ, написанный почитателями для келейного поклонения. А 31 мая 2000 года, в день, когда ровно 70 лет назад начался его крестный путь в храме с. Срезнево, вновь началось обильное мироточение и благоухание иконы, которое продолжалось более двух недель. И по отшествии батюшки в мир Горний, помощь его постоянно ощущается людьми, которые в молитвах обращаются к нему, чему имеется множество свидетельств.

Время и место принятия о. Филаретом схимы с именем Серафим точно неизвестно, но существует предание его духовных чад и родственников, подтверждаемое наместником Рязанского Иоанно-Богословского монастыря священноархимандритом Авелем (Македоновым), что это произошло в заключении, во время второй ссылки. Таким образом, «терновый венец» о. Филарета привел его к высшей степени монашества, а данное ему имя Серафим точно выразило его пламенную веру в Господа нашего Иисуса Христа, ради Которого он всю жизнь неустанно трудился и за Которого мученически пострадал. Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года игумен Филарет (Пряхин) прославлен как преподобномученик0.

Игумен Филарет (Пряхин) реабилитирован прокуратурой Рязанской области 2 августа 1989 г.0.


Собирая доступную мне информацию о преподобномученике Филарете Срезневском, я нашла комментарий к статье о жизни преподобного на сайте «Святой источник». Подписан он был только именем: Сергей. С одной стороны, отсутствие какой-либо информации об авторе не позволяет оценить степень объективности приведенных им сведений, с другой – на просторах Интернета легко потерять даже более объёмные тексты, а этот претендует на то, чтобы быть живым свидетельством земного пути святого. Поэтому я всё же решилась на то, чтобы поместить текст этого комментария в своей работе. При этом я полностью сохраняю авторский текст: «Здравствуйте! Хочу поделиться некоторыми воспоминаниями моих родных о тех событиях. В частности деда, бабушки и матери, к сожалению ныне покойных, рождённых и проживших в с. Срезнево всю жизнь. Отец Филарет крестный отец моей материи. Отсюда и некоторые познания в этом.

После Пронской обители икона была перенесена в г.Спасск, в один из Храмов. Но так как Храмы в это время власть закрывала, то и над этим Храмом нависла та же угроза. В Храм с. Срезнево икона может и была внесена 11 июня, но из Спасска её перевозил мой покойный дед на лошадке санным путём. Лёд был не толстым поэтому икону через Оку переносили пешком. Соответственно это было или начало или конец зимы. Вместе с иконой была переправлена ещё какая то церковная утварь. Всё это делалось тайно и ночью по настоянию отца Филарета. Потом икона какое то время находилась у деда дома. И только после этого была перенесена в Храм с. Срезнева. И, по воспоминаниям, без большой огласки. Какая то часть из церковной утвари была спрятана в подполье (закопана). Только перед смертью, умерла она в 1973г, она распорядилась всё это выкопать и передать в Срезневскую Церковь. Я помню как помогал матери отчищать и отмывать на кухне в тазу с водой, порошком и содой церковные предметы. То что помню: был большой серебряный крест, вроде бы две может больше лампады серебряная и желтая, кубок причастия, крест на цепочке и что то ещё. Всё это было передано в Храм с. Срезнево.

По первому аресту о.Филарета такое воспоминание. Когда его арестовали, по истечению какого то времени собрали сход в с. Срезнево. Так как против ареста было подавляющее большинство населения с. Срезнево и окрестных деревень, то сказали что необходимо подписать прошение и его отпустят. Народ естественно подписал. Но текст письма был подменён, в нём указывалось что население ходатайствует об аресте о.Филарета. Эти списки показывали арестованному о.Филарету, он конечно же знал реальное отношение народа.

Об этом после освобождения он рассказывал моей бабуле: "... и ты, родимая моя, против меня подпись поставила...". 

По прозорливости тоже много интересного. Когда я мальцом слышал от бабушки и матери какие то вещи о войне (Отечественной), другим событиям которые он предсказывал и которые сбылись, как то верилось и не верилось, ведь это уже произошло. Но вот о событиях которые ещё в тот момент не произошли, а потом сбылись. "А Россию, родная моя, поделят на части. Такой России как сейчас не будет". Бабуля, там задавала всякие вопросы, мол как же так и т.п., на что он сказал: "Ты это не увидишь, а вот она увидит"- и показал на мать. (Бабушка умерла в 73г., мать в январе 2000г) Она увидела Россию распавшуюся, "поделенную". Я об этом рассказывал в школе сверстникам и каждый раз меня поднимали на смех. Я с 1964 г.р., учился с 1972 по 82г. По прошествии многих лет, встретившись с одноклассниками спрашивал, помнишь? Кто то конечно и не запомнил этой "чуши", а кто помнил, те поражались. Можно много ещё что вспоминать.
Сейчас много публикуется различных материалов на подобные темы. Хотелось, что бы не печатались выдумки и желаемое. Ведь в некоторых изданиях просто сказки, да байки. В частности по с. Срезнево много не стыковок, причём многие из которых умышленные, так сказать для красного словца, и мне известны авторы искажений и откровенной неправды. Я в нём родился, в нем родились и жили мои предки, многие вещи я видел своими глазами. С бабулей в детстве ходили в Церковь, в то время у постоянных прихожан, которые не пропускали не одной службы, а такой была бабушка, было своё место в Храме. Я с сестрой и бабушкой на нём стояли. 
Вот ещё некоторые из предсказаний о.Филарета на будущее:"... после гонений на священников и Церковь, наступят такие времена, что власть опять будет разрешать веру, будут открываться Храмы, даже новые будут строить. Но к Церкви в это время придут такие люди и будут так всё делать, что вроде бы всё правильно, всё хорошо, а народ будет от Церкви отворачиваться. Плохое время наступит, родимая моя". Наступает это время или нет?» 0.

Дни памяти:

  • Первое воскресенье, начиная от 25.01/07.02, – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

  • 22.02/07.03 – день мученической кончины (1942).

  • 16.05 /29.05– Собор Срезневских святых.

  • Последнее воскресенье августа – Собор Кемеровских святых.

Тропарь, глас 5-й

Учителю благочестия/, истиныя веры Христовы ревнителю/, новомучениче Филарете/, Пронския и Срезневския земли украшение/ стяжал еси в сердце твоем Духа Святаго благодать/ Христа мужественно исповедал еси/, к новомучеником Российским быв причтен,/ славу на небесех наследовал еси/. Молися прилежно Владыке Христу:/ Да сохранит Отечество наше в мире и благоденствии,/ и спасет души наша.

Список источников:

  1. http://kasblag.ru/index.php/575-29-maya-cobor-sreznevskikh-svyatykh

  2. http://mariinsk.blagochin.ru/novomuchenniki/spisok-novomuchennikov-siblaga/filaret/

  3. http://svyato.info/prepodobnomucheniki/6868-filaret-sreznevskij.html

  4. https://www.tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/17497-svyashchennomuchenik-ierej-andrej-egorevskij-i-prepodobnomuchenik-filaret-sreznevskij-igumen

  5. Марина Круглякова. Неудобные люди // https://russkiymir.ru/media/magazines/article/194213/

  6. Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010. – 272с.

  7. Священномученик Филарет Срезневский. Жизнеописание. Акафист. Молитва. – Рязань: Издательство газеты БЛАГОВЕСТ. 40 с.


0 См.: Священномученик Филарет Срезневский. Жизнеописание. Акафист. Молитва. – Рязань: Издательство газеты БЛАГОВЕСТ. С. 3.

0 См.: Там же, С. 4

0 http://kasblag.ru/index.php/575-29-maya-cobor-sreznevskikh-svyatykh

0 http://svyato.info/prepodobnomucheniki/6868-filaret-sreznevskij.html

0 Марина Круглякова. Неудобные люди // https://russkiymir.ru/media/magazines/article/194213/

0 См.: Священномученик Филарет Срезневский. Жизнеописание. Акафист. Молитва. – Рязань: Издательство газеты БЛАГОВЕСТ. С. 21.

0 http://kasblag.ru/index.php/575-29-maya-cobor-sreznevskikh-svyatykh

0 Цит по: https://www.tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/17497-svyashchennomuchenik-ierej-andrej-egorevskij-i-prepodobnomuchenik-filaret-sreznevskij-igumen

0 Цит. по: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010.С.130.

0 Цит. по: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010.. С.131.

0 Цит. по: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010. С.136.

0 См.: Там же.

0 См.: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010.. С.139-143.

0 См.: https://www.tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/17497-svyashchennomuchenik-ierej-andrej-egorevskij-i-prepodobnomuchenik-filaret-sreznevskij-igumen

0 См.: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010. С.139-143.

0 См.: Там же. С 144-146.

0 Цит. по: Родник благодати./ Автор-составитель Евтюхин Ю.Н. – Рязань: Зёрна – Слово, 2010.. С.146.

0 http://mariinsk.blagochin.ru/novomuchenniki/spisok-novomuchennikov-siblaga/filaret/

0  https://www.tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/17497-svyashchennomuchenik-ierej-andrej-egorevskij-i-prepodobnomuchenik-filaret-sreznevskij-igumen




0 http://svyato.info/prepodobnomucheniki/6868-filaret-sreznevskij.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!