СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподобный Сергий и его роль в истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке исследуется духовное наследие преподобного Сергия: его учение о Пресвятой Троице, о смысле и цели  жизни человека, о значении учения о единстве Пресвятой Троицы для народа и государства - "Единением и любовью спасемся..."

Просмотр содержимого документа
«Преподобный Сергий и его роль в истории России»

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский электромеханический техникум»

(ОБОУ СПО «КЭМТ»)





ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО РОЛЬ В ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОГО НАРОДА



Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине «Обществознание»

для преподавателей обществознания и истории ОБОУ СПО «КЭМТ»


в рамках года культуры











Разработчик: Жарикова Антонина Андреевна,

преподаватель первой квалификационной категории











2014г.



РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей общественных дисциплин


Протокол №___ от______20____г.


Председатель ПЦК

__________­­­­__Г.Н. Применко


РАССМОТРЕНА

методическим советом техникума


Протокол №___ от_____20__г.


Председатель методического совета ________ Г.Н. Галахова

«____» __________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________П.А. Стифеева

«____» ____________ 20___г.








ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО РОЛЬ В ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОГО НАРОДА



Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине «Обществознание»

для преподавателей обществознания и истории ОБОУ СПО «КЭМТ»


в рамках года культуры





Разработчик: Жарикова Антонина Андреевна,

преподаватель первой квалификационной категории





Рецензенты:

  1. _____________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента (представителя сторонней организации) должность, место работы

  1. _____________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента (педагогического работника техникума), должность, место работы


Пояснительная записка

Концепция духовно-нравственного воспитания ФГОС от декабря 2009 г предполагает воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России на базе таких национальных ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, традиционные религиозные ценности. Для решения этой задачи особую значимость приобретают уроки обществознания, т.к. программа этого предмета дает широкие возможности для формирования нравственных качеств личности.

С этой целью при изучении раздела «Человек. Духовный мир личности» можно провести урок «Преподобный Сергий Радонежский и его роль в духовном и нравственном возрождении русского народа». На примере конкретной исторической личности преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого широко отмечается в этом году в нашей стране, обретают зримость и конкретность такие нравственные качества как трудолюбие, патриотизм, скромность, гражданственность, правдолюбие, незлобие, милосердие. Изучение духовного наследия преподобного Сергия происходит вокруг центральной идеи, проповедуемой им – идее человеческого единства в основе которого лежит любовь, милость, жертвенность. Символом такого единения является Пресвятая Троица.

Результаты исследования духовного наследия преподобного Сергия Радонежского оформлены в виде устного журнала.

Для изучения духовного наследия применялся деятельностный подход: студенты в рамках полученной темы занимались поисковой деятельностью с различными источниками, совершенствовали способность выражать свои мысли как в письменной, так и в устной форме, навыки выступления перед аудиторией, а также использование в учебной деятельности технических средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Методическая разработка урока«Преподобный Сергий Радонежский и его роль в духовном и нравственном возрождении русского народа составлена в соответствии с требованиями, изложенных в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курский электромеханический техникум» (ОБОУ СПО «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями и классными руководителями со студентами разных специальностей и групп.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема урока: ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО РОЛЬ В ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОГО НАРОДА


Цели урока

деятельностная: развитие поисковой деятельности с привлечением различных источников;

содержательная: формирование представления о роли святого преподобного Сергия Радонежского в создании русского государства и формировании русского самосознания.

методическая: использование современных педагогических технологий (технология кооперативного обучения, технология проблемного обучения) для создания условий, позволяющих каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждая в них познавательную активность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Задачи урока

учебно-практические:

  • расширить представления студентов о роли личности в истории;

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию и обобщать ее, работать в группах.

  • Подвести студентов к пониманию того, что деятельность преподобного Сергия Радонежского способствовало росту духовно-нравственного потенциала русского народа и, как следствие, формированию русского самосознания, единению русских земель вокруг Москвы

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства;

учебно-познавательные:

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; формирование основных умений работать с информацией, выполнять логические операции самостоятельно.

  • воспитательные:

  • воспитание любви к Отечеству,к истории своего народа, любви к ближнему, формирование своей национальной идентичности.

Тип урока: урок формирования знаний по обществознанию

Вид урока: урок-устный журнал (презентация результатов поисковой деятельности и их обсуждение в диалоговом формате)

Образовательные технологии:

а) технологии обучения:

  • технология кооперативного обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

б) технологии в обучении

  • использование технических средств обучения.

Организационные формы: индивидуальная, групповая (работа в группе) по два человека), коллективная (фронтальная).

Методы обучения:

  • словесные: беседа;

  • наглядные :компьютерная мультимедийная презентация;

  • интерактивные: интерактивный диалог;

  • практические: исследовательский, поисковый, организация применения………..

  • методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • осмысление истории техникума в контексте истории страны;

  • осмысление роли техникума в судьбе каждого обучающегося;

  • осмысления исторических фактов, событий, роли личности в истории своего Отечества

б) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, управлять своей деятельностью, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение рационально распределять рабочее время, проявлять инициативность и самостоятельность

  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия и знания;

  • познавательные:

  • самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

  • поиск и отбор необходимой информации, умение работать с информацией, применение методов информационного поиска;

  • выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель задания;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умение находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

в) личностные:

осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, формирование способности к самоопределению.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

  • выделение морально-этического содержания событий и действий;

  • построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

Средства обучения:

  • технические:

  • Телевизор(экран), персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерные мультимедийные презентации к уроку:

  • общая презентация – готовит преподаватель совместно со студентами,

  • презентации к полученным заданиям – готовят авторы сообщений;

  • дидактический материал:

  • материалы???.


Источники информации:

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.


Образовательные ресурсы:


Основная литература

  1. С.В. Перевезенцев, епископ Зиновий, В.М. Меньшиков «От Руси языческой до Руси Святой» Курск , 2011. – 221 с.

  2. Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и

  3. государства. Сергий Радонежский. – М. 1991.

  4. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV в. М., 1981.

.

Дополнительная литература

Литература:
Обитель Преподобного Сергия Радонежского // Иеромонах Тихон (Полянский) Путешествие в историю монастырей. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – С. 27 – 74.

Видение Сергию множества птиц // Л. Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга первая. – 3-е изд. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. – С. 56 – 58.

Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский // История России в житиях святых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 153 – 184.

Сергий Радонежский // Детская энциклопедия АиФ. – 2011. — № 2. – С. 67 – 71.

Православные монастыри. Путешествие по святым местам: Троице-Сергиева Лавра. – М.: ООО «Де Агостини», 2008. — № 1. – 31 с.: ил.

Интернет-ресурсы


  1. http://days.pravoslavie.ru

  2. http://drevo-info.ru

  3. http://zavuch-info.ru

Основные термины и понятия:

«инок» - монах

«преподобный»- святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.




























Структура и регламент


Наименования этапов занятия

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Средства

контроля достижения планируемых результатов

Формируемые УУД

Регламент

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм

Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность


Приветствует обучающихся.

Отмечает

отсутствующих.

Представляет гостей.

Настраивает студентов на продуктивную деятельность


диалог







Личностные: стремление к

целенаправленной познавательной деятельности; готовность к саморазвитию


Познавательные: готовность к информационно-познавательной

деятельности, детермированной

личностным смыслом


Регулятивные: саморегуляция;

умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу


Коммуникативные: умение и готовность работать в коллективе



2 мин.

















2.Этап актуализации опорных знаний.

Целеполагание.


Активизация мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, аналогия) и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме;

актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности; сопряжение актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов;

постановка целей урока

Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенной

информации, размещенной на слайде электронной презентации

Корректирует и

конкретизирует

тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания


побуждающий

диалог



Личностные: выработка учебной мотивации; установления связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока


Познавательные:соотнесение имеющихся исторических знаний с целью урока и

Содержанием устного журнала


Регулятивные: целеполагание;

планирование; прогнозирование


Коммуникативные: умения

и навыки обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога


3мин











3.Подготовка к формированию нового знания. Формулирование учебной задачи.

Выстраивание логики развития учебного занятия в контексте решения задачи урока

Слушают, задают вопросы, участвуют в формулировании учебной задачи, разработке алгоритма проведения урока


Содействует постановке задачи семинара, вместе с обучающимися выстраивает

порядок его

проведения,

рекомендует,

на что необходимо

обратить внимание,

что следует записать в рабочую тетрадь;

дает другие советы


подводящий

диалог













Личностные: ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить события и факты с принятыми морально-этическими принципами и позицией гражданина России )


Познавательные: постановка учебной задачи


Регулятивные: планирование путей решения учебной задачи; прогнозирование (предвосхищение результата учебной деятельности на уроке)


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества на занятии



5 мин















4.Работа над новой темой формирование нового знания)

Формирование представления о духовном наследии преп. Сергия, основных его религиозно-философских идеях; развитие навыков совместной поисковой деятельности с привлечением различных источников; развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; развитие речевых умений и навыков

Представляют

подготовленные страницы журнала согласно заданным темам Участвуют в обсуждении вопросов, по изложенному материалу



Дополняет сообщения

студентов,

акцентирует их

внимание на ключевых вопросах,

дает оценку выступлениям.

Подводит итоги,

анализирует

содержание,

форму

выступления,

отмечает

положительное,

указывает на

недостатки и побуждает к поиску

путей их преодоления


презентация проектов; диалог; интерактивное общение


















Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками, детерминированными морально-этическими нормами социума


Познавательные: владение навыками совместной поисковой деятельности и с привлечением различных источников; умение

обосновывать свою точку зрения;

умение применять исторические и обществоведческие знания в поликультурном общении; умение интерпретировать информацию,

полученную из различных источников;

умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных

задач


Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать

пути достижения поставленной цели


Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания (создавать собственные тексты), использовать адекватные языковые средства; умение работать в команде; умения и навыки обмениваться мыслями, оценками, суждениями в режиме диалога; умение аргументировать свое мнение и собственную позицию в коммуникации



25 мин





























5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний







Выявления границ применимости нового знания, новых способов действия








Участвуют в организованной преподавателем беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл

(возможность применения в различных учебных и жизненных ситуациях)



Моделирование и организация беседы по выявлению границ применимости нового знания






беседа

Личностные: действия смыслообразования (осознание возможности применения нового знания в различных ситуациях)


Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости


Регулятивные:контроль (сличение прогнозируемого и полученного результата), коррекция


Коммуникативные: умение высказывать и убедительно аргументировать собственные суждения, вырабатывать общие решения




3мин


6. Рефлексия

Подведение итогов учебного занятия


Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Оценивают свою работу на занятии, осуществляют взаимооценку











Оценивает работу студентов, организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку и взаимооценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки обучающимся




беседа, взаимооценка,

самооценка


Личностные: умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из социальных и личностных ценностей.


Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


6 мин

7.Инструктирование о выполнении домашнего задания

Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению


Записывают домашнее задание

Инструктирует по выполнению

домашнего задания




Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания


Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и характера


Регулятивные:саморегуляция


Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества со сверстниками, определение способов взаимодействия (при выполнении домашнего задания


1 мин

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Здравствуйте! Посмотрите на экран

(Слайд 1. В Презентации страниц устного журнала звучит музыка Танеева «Иоанн Дамаскин»)

  • Кого мы видим на экране (ответ: Сергий Радонежский).

  • Как вы думаете, какова тема нашего занятия и почему мы сегодня посвящаем ей наш урок?

Обучающиеся. Пытаются определить тему занятия, отвечая на вопросы преподавателя. Предполагаемые ответы- Сергий Радонежский. В этом году исполняется 700 лет со дня его рождения.

Преподаватель. Корректирует, конкретизирует тему: В этом году исполняется 700 лет со дня рождения св. преп. Сергия Радонежского. Этому событию посвящен выпуск нашего устного журнала. «Преподобный Сергий Радонежский и его роль в духовном и нравственном возрождении русского народа». (Слайд1-заголовок)


  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Темы, посвященной личности Сергия Радонежского нет в нашей учебной программе, но его роль в истории нашего отечества исключительно велика. Как вы думаете, почему?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы.

Предполагаемые ответы: Сергий Радонежский благословил на борьбу с монголо-татарами князя Дмитрия Донского

Преподаватель. Попытайтесь определить цель нашего занятия.

Обучающиеся. Пытаются определить цель занятия.

Предполагаемые ответы: жизнь, деятельность и роль преподобного Сергия в истории нашего государства

Преподаватель. корректирует цель.

Сегодня нам предстоит составить свое представление о личности преподобного Сергия и его значимости для современников и потомков.

  1. Подготовка к формированию нового знания.

Формулирование учебной задачи.

Вступительное слово преподавателя.

«Ангел земли Русской», «заступник за землю Русскую перед престолом Божиим» — так называют преподобного Сергия.

Кто он, преподобный Сергий? Почему он так знаменит в России, как никто из земных царей, военачальников, любых знаменитостей? Он же никогда не был никаким повелителем людей, бежал от любых знаков отличия. Преподобный Сергий Радонежский не оставил по­сле себя ни единой строчки. Он всегда сто­ронился откровенного учительства. Поэтому можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонеж­ского — это его жизнь.

Так что же он такого сделал, свершил за свою жизнь?

Ответы на эти вопросы нам предстоит найти на страницах нашего журнала. Выпуск журнала готовили студенты 1 курса отделения компьютерные системы и комплексы группа КСК-11. Для этого из вас были образованы творческие группы студентов. Каждая группа подготовила экспресс-доклады и представляет отдельную страницу журнала. Подготовка включала:

1.подготовка электронной презентации журнала;
2.подбор комментариев к слайдам

Ваша задача: по материалам о жизни и подвижнической деятельности святого преподобного Сергия, представленных на страницах журнала сформировать представление о его духовном наследии и роли в судьбе нашего государства.

Слайд 2

Страницы журнала:

  1. Основные вехи жития преподобного Сергия

  2. Основные религиозно-фило­софские идеи духовного наследия преп. Сергия

  3. Пресвятая Троица как символ единства людей

  4. Единомыслие.

  5. Идея «высокого жития»

  6. Смирение, любовь и духовная свобода

  7. Значение Сергия Радонежского для современников и потомков

  1. Работа над новой темой (формирование нового знания)

Слайд 3 . Стихи Л. Глуховой

Вы, кто в дебри ушли дремучие

Без меча, с одним крестом,

И воздвигли храмы могучие

Только веры своей огнем.


Вы, хранившие искру Божию

Сквозь земную злобу и грусть,

И за кем во глубь бездорожия,

От врагов уходила Русь.

Преподаватель:

1.Как вы понимаете 1-е четверостишие? К кому обращены строки автора?

2.О чем свидетельствуют слова?

«И за кем во глубь бездорожия,

От врагов уходила Русь.» ?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы.

Предполагаемые ответы:

1.это говорится о монахах–отшельниках, которые свою жизнь посвящали служению Богу, уходя в леса.

2.Они обживали новые территории, а вблизи их монастырей селились крестьяне, уходя от набегов кочевников или золотоордынских отрядов.

Преподаватель: Эти слова относятся и к жизни преподобного Сергия. Сама жизнь или «житие» Сергия Радонежского служит примером духовного восхождения человека к вершинам духа или святости.

На первой странице нашего журнала группа 1 представляет основные вехи жития преподобного Сергия.


Страница 1

1. Основные вехи жития преподобного Сергия

1-й чтец(Слайд 4-5)

3 мая 1314 года — в Тверской земле в селе Варницы под Ростовом Великим родился мальчик — Вар­фоломей. Его отца звали Кириллом, а мать — Марией. Родители хотя и считались боярами, но жили своими трудами

2-й чтец (Слайд 6)

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром.

1-й чтец (Слайд 7)

Около 1325-1327 годов – произошла встреча пастушка Варфоломея со стар­цем-странником, который предсказал отроку его великое духов­ное будущее.

2-й чтец (Слайд 8)

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре, где и скончались в 1337 году.

1-й чтец (Слайд 9-10)

1337 год. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Там они поставили небольшую церковь во Имя Пресвятой Троицы. Так было положено основание Троице-Сергиевой Лавры. Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь в Москве.

2-й чтец (Слайд11-12)

1337 год Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года. Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Его соседями были лесные звери. Вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.

1-й чтец (Слайд 13-14)

1340-е годы - начало общежительного служения Сергия, создание монастыря, строительство церквей и келий. Преподобным Сергием и его прямыми учениками было основано 37 монастырей с общежительным уставам, введённым преподобным.

2-й чтец (Слайд 15)

В 1354 году епископ Волынский Афанасий возвел преподобного Сергия в сан игумена. Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным:

1-й чтец (Слайд16)

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.



2-й чтец (Слайд 17)

1359 и 1365 годы - миротворческие усилия Сергия в деле объединения русских земель: он примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви и нижегородцы присягнули на верность московскому великому князю.

1-й чтец (Слайд18)

1380 год - 1380 год - Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. Благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, он дал ему своих иноков — схимонахов Пересвета и Ослябю и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

2-й чтец (Слайд 19)

1385 год - содействие Сергия миру между Рязанью и Москвой.

1-й чтец (Слайд20-21)

26 сентября(8 октября по н.ст.) 1392 года – кончина преподобного Сергия Радонеж­ского. Монахом он завещал: "Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

2-й чтец (Слайд 22)

Через 30 лет, 5 июля 1422 г. - обретение мощей преподобного Сергия
1-й чтец (Слайд 23)

В 1447 г преподобный Сергий был причислен к лику святых и объявлен покровителем и заступником земли Русской


Преподаватель. Вопрос всем студентам:

1.О каких качествах души преп. Сергия свидетельствует его отказ стать митрополитом?

2.Какие факты из жизни преп. Сергия свидетельствуют о его душевной чистоте?

3.Дар исцеления и прозорливости преп. Сергия связан с этими качествами или по-вашему любой человек может обладать ими?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы. Предполагаемые ответы:

  1. скромность, бескорыстие, смирение.

  2. Незлобие, сострадание, любовь, скромность.

  3. Эти дары даются человеку по его духовному состоянию

Преподаватель: Житие преподобного Сергия поможет нам лучше осознать масштаб его духовного наследия и его роль в отечественной истории. Влияние преподобного Сергия Радонежского на всю отечественную духовность заключается в том, что он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-фило­софские идеи. Первая из них состоит в утверждении в сознании русских людей по­нимания того, что православие является самой вели­кой ценностью для русского человека, превышающей все. На следующей странице журнала представлены следующие направления духовного наследия преподобного Сергия

Страница 2 (Слайд 25)

  1. Пресвятая Троица как символ единства людей.

  2. Идея «высокого жития».

  3. Единомыслие

  4. Чистота души

  5. Смирение, любовь и духовная свобода

  6. Начало русского старчества

  7. Общественное служение как монашеский подвиг

  8. Благословение русского воинства

  9. Вклад преп.Сергия в развитие русской культуры

Рассмотрим подробнее религиозно-философскую идею Пресвятой Троицы

(Слайд 26)- икона «Святая Троица»

Преподаватель. Вопрос всем студентам:

  1. Как называется эта икона ?

  2. Кто и когда написал эту икону?

  3. Какие отношения связывали преп. Сергия и Андрея Рублева?

  4. Обучающиеся: предполагаемый ответ:

  1. «Троица»

  2. Андрей Рублев, 1414-1425 г или начало 15 века

  3. Андрей Рублев был учеником преп.Сергия

Преподаватель: поэтому можем предположить, что идея Пресвятой Троицы Сергия Радонежского была воплощена зримым образом Андреем Рублевым в его иконе «Троица», написанной для Троицкого храма Троице-Сергиевой Лавры.

Вопрос всем студентам: Кто изображен на иконе?

Обучающиеся: предполагаемый ответ:

Святая Троица :Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Святой Дух

- Это три бога или Единый Бог в трех лицах?

Обучающиеся: предполагаемый ответ: это Единый Бог в трех ипостасях –лицах)

- На иконе изображена беседа, совет Пресвятой Троицы. Что решает на этом совете Святая Троица?

Обучающиеся: Предполагаемый ответ: решается вопрос об искупительной жертве, которая должна быть принесена за всех людей для освобождения их от плена греха.

Преподаватель: - Как Андрей Рублев отразил на иконе единомыслие Святой Троицы?

Обучающиеся: предполагаемый ответ: иконописец выражает жестами и наклоном головы единомыслие и согласие на искупительную жертву во имя любви к человечеству.

Преподаватель: Итак, Святая Троица исполнена согласия, единомыслия, любви и жертвенности во имя этой любви. У Сергия Радонежского учение о Пресвятой Троице выражено в религиозно-философской идее. Какой? Это мы узнаем из следующей страницы журнала. Свое исследование представляет группа 2

Страница 3. (Слайд 26)

Пресвятая Троица как символ единства людей.

Сергий Радонежский видел в Троице христианский образ Един­ства и Любви, ибо ипостаси Пресвятой Троицы единосущны, не разделены отношениями старшего и младшего, не знают ненависти, но исполнены Любви. Святая Троица символизирует призыв к единению земли русской. Образ Пресвятой Троицы показал всей Руси реальный путь спасения государства – это путь единения, отказ от «ненавистной разделённости мира”. Поэтому Пресвятая Троица стала симво­лом единства Руси.

Вместе с тем Пресвятая Троица - символ того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Святая Троица — это прообраз того, как должно строиться человеческое общество.

Сегодня в России исповедание учения о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимостью устранения «разделенности общества»

Преподаватель. Вопрос выступающему студенту.

 По учению преп.Сергия, на какой основе должно строиться человеческое общество и русское общество в частности?

Предполагаемый ответ: на основе любви, отсюда и единение людей.

Преподаватель. Вопрос всем студентам:

Услышали современники преп. Сергия призыв к единению? Приняли ли это учение о Пресвятой Троице?

Обучающиеся: Предполагаемый ответ: Да. Пример – объединение русских людей в единое войско, возглавляемое князем Дмитрием Донским.

Преподаватель: Победа в Куликовской битве была подтверждением истинности учения о единстве. А в наше время учение о Святой Троице актуально?

Обучающиеся: высказывают свое мнение. События на Украине разделило общество, потому что среди людей царит не любовь, а ненависть.

Преподаватель (Выслушивает ответы, комментирует их) А единение Европы и США основано на любви, единомыслии или на диктате сильного?

Преподаватель. Как же людям можно достичь единения? Ответ на этот вопрос содержится на следующей странице, которую, представляет группа 3.

Страница 6.(Слайд 27)

ЕДИНОМЫСЛИЕ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЕДИНСТВА

Важнейшим условием единства отдельных людей, монастырской обители и общества в целом преподобный Сергий считал единомыслие. Сущность его в следующем.

Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу.

Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям.

Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

Преподаватель: Вопрос выступающему студенту:

-По-твоему, возможно достичь единомыслия?

Преподаватель: Вопрос всем студентам:

- По-вашему – достижимо ли единомыслие сейчас, в наше время?

Преподаватель (Выслушивает ответы, комментирует их. Обратить внимание на День народного Единства – единение парламентских партий 4 ноября. События 1612 г- завершение Смутного времени в результате единения. Актуальность в наши дни)

Фрагмент фильма «700-летие Сергия Радонежского» (речь патриарха Кирилла) (Слайд 28-29)

Другие условия единения содержатся в идее «ВЫСОКОГО ЖИТИЯ», которую на следующей странице представляет группа 3.

Страница 4. (Слайд 30)

Идея «высокого жития».

Для того, чтобы стало возможным единение, люди сами должны были измениться, преобразиться, стать духовно и нравственно совершен­ными, уподобиться Христу и исполнять его заповеди. Для этого Сергий Радонежский предложил идеал «вы­сокого жития». Его сущность преподобный Сергий раскрывает в проповедях: это полный отказ от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что они тяготят душу и мешают спасению человека.

Сергий Радонежский ввел идею и практику «высокого жития» как пример нрав­ственного совершенства. Незадолго до смерти Сергий Радонежский в своем завещании своим ино­кам выразил главные составляющие идеи «высокого жития», а именно: «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемер­ную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать» .

Преподаватель: Вопрос выступающему студенту:

Почему смирение, единомыслие, любовь способствуют единению? Преподаватель: Вопрос всем студентам:

- А что, по-вашему, мешает нам достичь единения?(богатство, власть, ненависть)

- Что по-вашему есть «честь и слава этой жизни»?

- Согласны ли вы с мнением преп. Сергия, о «чести и славе этой жизни»?

Преподаватель (Выслушивает ответы, комментирует их)

Преподаватель: Итак, чтобы достичь единения, люди должны измениться – жить по принципам высокого жития. Как достичь высокого «высокого жития»? Свое исследование представляет группа 4

Страница 5. (Слайд 31)

Как достичь высокого «высокого жития»?

Необходимым условием «высокого жития» является чистота души. Преподобный Сергий считал, что отказ от мирских соблазнов, то есть от греха, способствует тому, чтобы люди хранили «чистоту души». Достижение душевной чистоты в обители достигалось строгой постнической жизнью. При этом «Житие» подчеркивает особое значение идеи страха Божия, который ограждает человека от грехов. Однако сам страх Божий — это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.

Преподаватель: Вопрос выступающему студенту:

-Итак, пост, страх Божий хранит чистоту души. Как ты считаешь, в наше время применим этот путь сохранения чистоты души?

Преподаватель: Вопрос всем студентам:

По- вашему, можно ли достичь чистоты души в наше время той практикой, на которую указывает преподобный Сергий?

Преподаватель (Выслушивает ответы, комментирует их.)

Преподаватель. Итак, чистота души достигается преодолением мирских соблазнов. Средством этого является пост. Но чистота души является хотя и необходимым, но не единственным условием «высокого жития». Важнейшими составляющими «высокого жития» является внутренняя духовная свобода, смирение и любовь. На следующей странице журнала экспресс-сообщение группы 5

Страница 6(Слайд 29)

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ СВОБОДА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ВЫСОКОГО ЖИТИЯ»

Смирение, любовь и духовная свобода. Важным условием «высокого жития» были идеи смирения и любви. Сер­гий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим: жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

Необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. Суть этой идеи в следующем.

Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения.

Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот и многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и к тому злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.

Преподаватель: Вопрос выступающему студенту:

-Как ты понимаешь внутреннюю свободу. Согласен ты с преподобным Сергием в вопросе о внутренней свободе7

Преподаватель: Вопрос всем студентам:

- -актуальны ли смирение и любовь в наше время?

Преподаватель (Выслушивает ответы, комментирует их.)

Итак, преп. Сергий показывает нам путь достижения единства: нравственное совершенствование путем «высокого жития», составляющими которого являются чистота души, смирение, любовь, внутренняя свобода. И еще важным условием достижения единства по учению преподобного Сергия является единомыслие.

Преподаватель. Заключительную страницу нашего журнала о значении преп. Сергия в судьбе нашего Отечества представляет группа 7.

Страница 7.

Значение преподобного Сергия для современников и потомков.

1-й автор (Слайд 31).

Преподобный Сергий Радонежский стал «подлинным светильником» для современников и потомков, человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматри­вали как символ единства Руси.

2-й автор (Слайд 32).

Именовали преподобного Сергия Радонежского игуменом всей земли Русской. Он учил христиан смирению и стойкости, братской любви, мирил князей, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика. Велика роль личности Сергия Радонежского и в истории – удивительный святой, не будь которого трудно себе представить, каким бы образом сложилась судьба нашего отечества

1-й автор (Слайд 33).

Преподобный Сергий предстает перед нами и как человек, с которого началось освоение новых земель. По его благословлению создаются монастыри в самых отдаленных местах. Монастыри продвигались на север, а за ними шли крестьяне. Так шло освоение огромных просторов, которые затем входили в состав Московского государства. Этот импульс освоения новых земель, данный Сергием Радонежским был настолько сильным, что в 17-ом веке русские люди дошли до берегов Тихого океана. (Вспомнить эпиграф)

2-й автор (Слайд 34).

Дни памяти преподобного Сергия Радонежского – 8 июля и 8 ок­тября.

(Слайд 35-36).

Сейчас Троице-Сергиева Лавра — сердце православной России. Тысячи верующих стремятся сюда, чтобы поклониться мощам святого Сергия

Преподаватель.

1) Итак, по учению святого преподобного Сергия, образ Пресвятой Троицы символизирует единство Руси, которое может быть достигнуто лишь нравственным преобразованием самого русского народа на принципах «высокого жития». Высокое житие» достигается чистотой души, смирением, любовью, обретением внутренней свободы и единомыслием. История нашего государства подтвердила правоту учения преподобного Сергия. Его идея единства народа на основе любви и единомыслия актуальна и в наши дни в связи с событиями на Украине. Чтобы не случилось и у нас такой «ненавистной разделенности», нам необходимо соблюдать в жизни принципы «высокого жития» - чистоту души, любовь, единомыслие. Спасибо за этот урок преподобному Сергию.

В заключение приведу слова Павла Флоренского:

(Слайд 37).

В лице Преподобного Сергия русский народ осознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, осознав себя, получил право на самостоятельность”.

5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель. Вопросы студентам.

  • Какие идеи духовного наследия преп. Сергия актуальны в наше время?

  • Какие личностные качества святого Сергия Радонежского вам особенно импонируют?

  • Какой по-вашему главный урок мы можем извлечь из нас подвижнической деятельности и учения преп. Сергия?




6.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Студенты оценивают свою работу на занятии и работу своих товарищей, высказывают свое мнение об уроке. Преподаватель подводит итоги работы студентов, выставляет оценки.

Преподаватель. Анкета студентам:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Преподаватель подводит итоги работы студентов, выставляет оценки.

Надеюсь, что наш сегодняшний урок был для вас интересен и душеполезен, что знания, умения и навыки, которые вы получили при подготовке к уроку и на самом занятии помогут вам в дальнейшей жизни в решении духовных и жизненных проблем.


  1. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель. Студентам :\

1. Составить схему «Духовный подвиг преподобного Сергия», используя приведенные ниже понятия. (Слайд 38)

«Пресвятая Троица», «единство», «высокое житие», «единомыслие», «чистота души», «смирение, любовь, внутренняя свобода», Россия.

Преподаватель. Я благодарю вас за урок. Всем спасибо.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!