СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "А.И. Мещеряков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о советскиом психологе и дефектологе, докторе психологических наук А.И. Мещерякове

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.И. Мещеряков"»

А.И. Мещеряков (1923 - 1974) советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук

А.И. Мещеряков

(1923 - 1974)

советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук

 А.И. Мещеряков родился 16 декабря 1923 года в деревне Гуменки Рязанской области в многодетной крестьянской семье. Он успешно закончил начальную сельскую школу, и родители, видя его упорное стремление продолжить образование, специально переехали жить в г. Скопин, чтобы он смог получить среднее образование.  Сразу после окончания школы летом 1941 года был мобилизован в Красную Армию и рядовым солдатом участвовал в начавшихся сражениях Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован в 1944 году

А.И. Мещеряков родился 16 декабря 1923 года в деревне Гуменки Рязанской области в многодетной крестьянской семье. Он успешно закончил начальную сельскую школу, и родители, видя его упорное стремление продолжить образование, специально переехали жить в г. Скопин, чтобы он смог получить среднее образование.

Сразу после окончания школы летом 1941 года был мобилизован в Красную Армию и рядовым солдатом участвовал в начавшихся сражениях Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован в 1944 году

После возвращения домой, вместе с другом поехал в Москву учиться дальше. Поступил сначала в Нефтяной институт им. Губкина, где проучился почти год, понимая, что учеба там ему не приносит радости. Гуляя по центру Москвы, обратил внимание на названия факультетов Московского университета и заинтересовался совершенно новой и незнакомой ему специальностью – психология, которую тогда получали выпускники психологического отделения философского факультета.В 1945 году он поступил на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова.

После возвращения домой, вместе с другом поехал в Москву учиться дальше. Поступил сначала в Нефтяной институт им. Губкина, где проучился почти год, понимая, что учеба там ему не приносит радости.

Гуляя по центру Москвы, обратил внимание на названия факультетов Московского университета и заинтересовался совершенно новой и незнакомой ему специальностью – психология, которую тогда получали выпускники психологического отделения философского факультета.В 1945 году он поступил на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова.

 На последнем курсе университета одновременно с учебой работал старшим лаборантом в Лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко у профессора А.Р.Лурии. После окончания университета А.И.Мещеряков поступает к нему в аспирантуру в Институте психологии. В 1953 году А.И.Мещеряков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему «Нарушение взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга». К этому времени он уже имел более 20 научных публикаций в этой области.

На последнем курсе университета одновременно с учебой работал старшим лаборантом в Лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко у профессора А.Р.Лурии. После окончания университета А.И.Мещеряков поступает к нему в аспирантуру в Институте психологии. В 1953 году А.И.Мещеряков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему «Нарушение взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга». К этому времени он уже имел более 20 научных публикаций в этой области.

А.Р.Лурия познакомил А.И.Мещерякова с работающим в этом же институте Иваном Афанасьевичем Соколянским, который не мог не обратить внимание на способного молодого человека, работающего в области ВНД. А.И.Мещеряков очень заинтересовался проблемами изучения и обучения слепоглухих детей, и с 1957 года стал фактически ближайшим научным сотрудником И.А.Соколянского.

А.Р.Лурия познакомил А.И.Мещерякова с работающим в этом же институте Иваном Афанасьевичем Соколянским, который не мог не обратить внимание на способного молодого человека, работающего в области ВНД.

А.И.Мещеряков очень заинтересовался проблемами изучения и обучения слепоглухих детей, и с 1957 года стал фактически ближайшим научным сотрудником И.А.Соколянского.

После смерти И.А.Соколянского в 1960 году, А.И.Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни – организует лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей. Он готовит к печати и издает в 1961 году большой сборник научных статей по проблеме слепоглухоты, где опубликованы три статьи И.А.Соколянского и очерк о истории его жизни. Александр Иванович руководил лабораторией тринадцать лет (с 1961 по 1974 годы). Все это время он активно работал как организатор и исследователь, научный руководитель.

После смерти И.А.Соколянского в 1960 году, А.И.Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни – организует лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей. Он готовит к печати и издает в 1961 году большой сборник научных статей по проблеме слепоглухоты, где опубликованы три статьи И.А.Соколянского и очерк о истории его жизни. Александр Иванович руководил лабораторией тринадцать лет (с 1961 по 1974 годы). Все это время он активно работал как организатор и исследователь, научный руководитель.

 В многочисленных научных работах, выполненных на материале обучения слепоглухих, А.И. Мещеряков разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию И.А. Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухого ребенка – жестов – из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка про инициативной роли взрослого.

В многочисленных научных работах, выполненных на материале обучения слепоглухих, А.И. Мещеряков разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию И.А. Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухого ребенка – жестов – из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка про инициативной роли взрослого.

 Мещеряков описал, как постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передачи инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей становилось главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка.

Мещеряков описал, как постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передачи инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей становилось главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка.

Одновременно с научной работой А.И. Мещеряков продолжает и доводит до конца огромную организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих в нашей стране (с 1939 года в нашей стране не было подобной школы). Детский дом для слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР стал принимать детей 1 сентября 1963 года. Там стали обучаться 50 слепоглухих детей из разных регионов РСФСР, а потом и всего СССР.

Одновременно с научной работой А.И. Мещеряков продолжает и доводит до конца огромную организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих в нашей стране (с 1939 года в нашей стране не было подобной школы).

Детский дом для слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР стал принимать детей 1 сентября 1963 года. Там стали обучаться 50 слепоглухих детей из разных регионов РСФСР, а потом и всего СССР.

Почти одновременно с организацией Детского дома для слепоглухонемых, под руководством А.И.Мещерякова была начата работа над проектом создания Учебно-производственного комплекса для слепоглухих детей и взрослых, было разработано проектное задание для строительства комплекса на 200 человек.

Почти одновременно с организацией Детского дома для слепоглухонемых, под руководством А.И.Мещерякова была начата работа над проектом создания Учебно-производственного комплекса для слепоглухих детей и взрослых, было разработано проектное задание для строительства комплекса на 200 человек.

В 1971 году Министерство высшего образования СССР дало разрешение на поступление четырех слепоглухих студентов вне конкурса, но с обязательной сдачей вступительных экзаменов (кроме математики). Началась стремительная подготовка к экзаменам, затем их сдача и собственно обучение в МГУ.  Вся эта гигантская научная и организационная работа идет на фоне неблагополучного и ухудшающегося здоровья Александра Ивановича. В 1968 году у него случился первый инфаркт. После этого он часто и подолгу лежал в больнице из-за сердечной недостаточности.

В 1971 году Министерство высшего образования СССР дало разрешение на поступление четырех слепоглухих студентов вне конкурса, но с обязательной сдачей вступительных экзаменов (кроме математики). Началась стремительная подготовка к экзаменам, затем их сдача и собственно обучение в МГУ.

Вся эта гигантская научная и организационная работа идет на фоне неблагополучного и ухудшающегося здоровья Александра Ивановича. В 1968 году у него случился первый инфаркт. После этого он часто и подолгу лежал в больнице из-за сердечной недостаточности.

После очередного лечения в клинике он узнал о выходе его монографии «Слепоглухонемые дети» и, получив авторские экземпляры в издательстве, сразу принес их своим слепоглухим ученикам. Они вместе порадовались книге и проводили очень уставшего Александра Ивановича до дверей, в эту же ночь он неожиданно умер дома во сне.  Это случилось 30 октября 1974 г. на 51-ом году жизни.   В 1981 году ему вместе с И.А.Соколянским посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

После очередного лечения в клинике он узнал о выходе его монографии «Слепоглухонемые дети» и, получив авторские экземпляры в издательстве, сразу принес их своим слепоглухим ученикам. Они вместе порадовались книге и проводили очень уставшего Александра Ивановича до дверей, в эту же ночь он неожиданно умер дома во сне.

Это случилось 30 октября 1974 г. на 51-ом году жизни.

 

В 1981 году ему вместе с И.А.Соколянским посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Интернет-источники:

1.Мещеряков А. И. (гении России):

LiveJournalhttp://kolybanov.livejournal.com/5072770.html

2.Фотография Мещерякова А.И.:

https://yandex.ru/images/search?text=Мещеряков Александр Иванович (гении России)&img_url=http%3A%2F%2Fwww.sibdisn

3.Фотография МГУ:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9C%D0%93%D0%A3%20&img_url=http%3A%2F%2Fm001.bcm.ru%2F4432%2F8b0e971d-887b-4f47-b9b76a316dbfb0a_S.jpg&pos=13&rpt=simage&_=144771922654

4.Фотография Лурия А.Р.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9B%D0%A3%D0%A0%D0%98%D0%AF&img_url=http%3A%2F%2Fdamed.ru%2Fdata%2Fcalendar%2Favatar%2F789_luriya.jpg&pos=10&rpt=simage&_=1447719520602

5. Фотография Соколянского И.А.

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ikprao.ru%2F_mod_files%2Fce_images%2Fsokolyansky%2Fphoto_005.jpg&pos=34&rpt=simage&_=1447719449454

6.Фотография «Мещеряков и его ученицы»

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0.%D0%B8.%20%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2&img_url=http%3A%2F%2Fyablor.ru%2Fmedia%2Fimages%2Ftop%2Fpreview%2Fscepsisru-images-501.gif&pos=2&rpt=simage&_=1447719620755

7. Фотография женщины и слепой девочки

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fcs11096.vk.me%2Fu5021636%2F152860046%2Fm_b591bc99.jpg&pos=24&rpt=simage&_=1447719721479

8.Вывеска дома слепоглухих г. Сергиев Посад:

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fi0.newstube.ru%2F1652440l&pos=51&rpt=simage&_=1447719722800

9. Фотография «Слепой мальчик и женщина»

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fcs10598.vk.me%2Fv10598901%2Fa9c%2F55uvsdGPf3Y.jpg&pos=69&rpt=simage&_=1447719723256


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!